Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 01:28, реферат
До недавнего времени место социологии среди других общественных дисциплин выяснялось главным образом при обсуждении ее соотношения с историческим материализмом и теорией научного коммунизма. От полного отождествления с истматом до роли обслуживающей дисциплины, от трактовки истмата как методологической основы социологии до отрицания ее полной самостоятельности - вот спектр мнений, который был предметом обсуждения в 60-80-х годах. По существу, в полемике выяснялся лишь один вопрос: какие области научного знания можно было "отдать" социологии, а какие оставить за собой.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3стр.
1. Место социологии в системе общественных наук . . . . . . . . . . . . . . . . . 5стр.
1.1 Взаимодействие социологии с философией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7стр.
1.2 Взаимодействие социологии с историей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10стр.
1.3 Взаимодействие социологии с политологией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12стр.
1.4 Взаимодействие социологии с экономической наукой . . . . . . . . . . . . 13стр.
1.5 Взаимодействие социологии с литературой, искусством . . . . . . . . . . 14стр.
1.6 Взаимодействие социологии с демографией, статистикой, антропологией, психологией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15стр.
1.7 Взаимодействие социологии с естественными и точными науками. .16стр.
1.8 Взаимодействие социологии с правовыми науками . . . . . . . . . . . . . . 17 стр.
1.9 Взаимодействие социологии с этикой и эстетикой . . . . . . . . . . . . . . . 18стр.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19стр.
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21стр.
Заключение.
Таким образом, если частные науки (политология, экономическая теория, юридические дисциплины и т.д.) обращают главное внимание на рассмотрение отдельных сфер и сторон жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов, то в социологии они уже исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, отношений и поведения. В данном случае они включаются в новые связи и отношения, тем самым приобретают характер элементов общества как социальной системы, которая осуществляет воспроизводство определенных типов личности как субъектов деятельности. Так, по мнению М. Вебера, социология начинается там, где обнаруживается, что экономический человек - это слишком упрощенная модель человека. Таким образом, будет правомерно сказать, что утверждение социологии в своих правах происходит тогда, когда преодолеваются и другие односторонние представления о человеке (юридические, политические и др.).
Все это означает, что важное значение имеет не только специфика каждой из наук, но также и их интеграция, так как это позволяет иметь более или менее целостное представление о всей системе социально-гуманитарного знания. И необходимо отметить особую роль и место социологии в этой системе. Она помогает в формировании соответствующих реальностей, а также гуманистических ценностей и социальных установок, норм и принципов жизни, опираясь для этого на раскрытые ею законы социальной деятельности, отношений и поведения личности и различных общностей.
Таким образом, социологию можно сравнить с широким окном в мир. Чем внимательнее мы будем в него вглядываться, тем лучше будем понимать себя и окружающих нас, а значит, сможем глубже осознать, что необходимо изменить в обществе и как лучше это можно осуществить своими силами.
Междисциплинарные взаимодействия социологии с другими науками привели к появлению целого ряда отраслей в социологии - экономической социологии, индустриальной социологии (социологии труда), социологии образования, социологии культуры, социологии политики и др. Именно на междисциплинарной основе возникла социальная психология, развивается социолингвистика и находится на стадии становления социопедагогика. Как отмечает Ж.Т. Тощенко, вклад социологии для всех этих новых направлений науки состоит, “во-первых, в “замыкании” проблематики на структурных, социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить фактологическую базу всего гуманитарного знания”.
Практически
нет сферы общественной жизни, которая
бы не подверглась социологическому
анализу и исследованию как в теоретическом,
так и в прикладном аспектах. Это позволяет
социологии широко взаимодействовать
со многими социально-гуманитарными науками
и не только влиять на характер их научного
развития, но и также испытывать обратное
воздействие. В связи с включением социологии
в общий контекст междисциплинарных связей
растет роль социологии, обогащается ее
теоретико-методологический фундамент
и арсенал методических средств исследования
социальной реальности и возникает возможность
комплексного подхода к изучению социальных
проблем.
Список литературы.
1. Кравченко П.И. Методология и история социологии / П.И. Кравченко. - М.: Либерия, 2001. - 369 с.
2. Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. - Ростов-на-Дону: Наука, 2000. - 251 с.
3. Осипов Г.В. Социология: основы общей теории / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2002. - 888 с.
4. Тощенко Ж.Т. Социология
/ Ж.Т. Тощенко. - М.: Прометей, 2001. - 379 с.
Информация о работе Место социологии в системе общественных наук