Механизмы восприятия цвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета.
Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека

Оглавление

Введение..............................................................................
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................
1.1. Цвет как психофизиологическое явление..................................
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................
Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................
2.1. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........
2.2. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................
Заключение...................................................
Список литературы.........................

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 57.57 Кб (Скачать)

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:  
1)весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);  
2)температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);  
3)осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);  
4)пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие);  
5)акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие);  
6)вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые);  
7)возрастные (детские, молодежные, стариковские);  
8) сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);  
9) этические (мужественные, сентиментальные, смелые);  
10) эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);  
11) культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).  
Этот список можно продолжить. Нетрудно увидеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также врожденные ассоциации: например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций. Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства.

   Интересное явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями: например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения. Многие деятели искусств ощущали такие цвето-музыкальные ассоциации. Среди них — композиторы А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, художники Д.Уистлер, А.Лентулов, В.Кандинский, поэты и писатели В. Набоков, В.Хлебников и многие другие.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Прикладное значение цвета

 

2.1. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности.  
 
    Цвет и эмоции. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они сами предстают перед человеком как эмоции, точнее как объективно воплощенные эмоции. Воздействие цвета вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Вторым существенным фактом является остаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции.

Психически здоровый человек, начиная с трех-четырех лет, когда  он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку.  
Как мы уже отмечали, стремясь нарисовать что-то «хорошее», «красивое» дети трех-четырех лет чаще всего используют светлые, яркие краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. 
Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в-третьих, устойчивые эмоциональные особенности субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.  
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, с другой – психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах – темпераменте, характере и личности.  
Цвет и характер. Люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экстравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам. 
Главной особенностью этого гипертимного типа с точки зрения цветовых предпочтений является исключительно выраженное положительное отношение к красно-желтому цвету. Эпилептоидный тип отрицательно относится к сине-зеленому цвету. А подростки истероидного типа также отвергают зеленый цвет, но они отличаются устойчивым положительным отношением к красному цвету. 
Таким образом, цветовые предпочтения и состояния порогов цветоразличения несут определенную информацию о характере человека. 
Цвет и мышление. Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего – мышление. Речь идет не об информационной, а об энергетической стороне цветового воздействия и тем самым не о содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках. 
Не рекомендуются производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом: школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. 
Также есть сильная положительная корреляция между чувством уверенности в правильном решении задачи и предпочтением красного цвета.  
Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной элите, избегают в повседневной жизни, особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков, предпочитая спокойные, пастельные тона. 
Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности. Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют собой особый интерес, так как цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.  
Изучение отношения к цвету при различных формах психической и психосоматической патологии не только еще раз подтверждает тесную взаимосвязь цвета и психической деятельности человека, но имеет и большое практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.  
Предпочтение цвета изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от группы теплых к группе холодных цветов. По мере взросления дети все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушенные, "ломаные" тона, меняется и принцип построения цветовой пары. Дети младшего возраста строят пары преимущественно по принципу контраста, у детей старшего возраста наиболее распространенным становится принцип нюансного сочетания цветов в паре.  
На цветовые предпочтения влияет множество факторов. Часть из них связана с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя.  
Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма, проблематично.  С возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему. В целом, воздействие синего и зеленого оценивается взрослыми испытуемыми (через цветовые выборы), как более желательное, чем — красного и желтого. 
Цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей. 
Рассмотренные аспекты цветового воздействия на нервную систему и психику человека наглядно демонстрируют важную роль цвета в их развитии и функционировании. Глубинные механизмы этого воздействия на сегодняшний день остаются практически неизученными. Также не менее интересным и малоизученным является вопрос о связи цвета с бессознательной сферой психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Цвет в различных областях, смежных с психологией.

 

Основываясь на описанных  выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством  воздействия на человека, именно поэтому  он используется столь огромным множеством дисциплин. 
Цвет и оформление производственных объектов, школ и выставок. Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно-пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями .  
Благоприятный цветовой климат – одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей, а значит, одно из условий повышения производительности труда и качества продукции . Это проблема эстетизации производства. 
При проектировании цветовой отделки помещения осуществляется анализ различных факторов, в том числе и таких как цветовые предпочтения работников (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий), цветовой климат места постройки, освещение и т.д. 
Задачу проектирования цветового климата производственной среды можно вкратце сформулировать следующим образом: обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте. 
В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению противоречат друг другу. Так, например, для обеспечения зрительного комфорта окраску механического цеха следует решать в теплой гамме, на если этот цех ориентирован на юго-запад и находится в районе 45° северной широты, то во второй половине дня он будет подвергаться активной инсоляции и, значит, желательна холодная гамма. Какому же фактору отдать предпочтение? Тому, который имеет наибольшее значение в данных условиях. Такой решающий фактор называется критерием оптимальности цветового решения. 
Можно выделить принципы гармонизации цвета в производственном интерьере. 
Например, количество основных цветов должно быть минимальным (2-3 цвета). На основных поверхностях неприемлемы красный, пурпурный, оранжевый, а также фиолетовый цвета: в насыщенном виде они чрезмерно возбуждают и раздражают, а в разбавленном и ломаном вызывают негативные ассоциации. По психологическому воздействию уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, бодрые, деловые. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов. При окраске оборудования следует согласовывать его размер с «масштабом» цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет. При окраске основных поверхностей в помещении поступают наоборот: чем обширнее помещение, тем более насыщенной должна быть окраска его стен, пола. 
Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строится по контрасту с цветовой схемой производственного помещения. Это служит эмоциональной зарядкой: насыщенные цвета помогают снять утомление от монотонности труда. 
Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии и установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме работы, об опасности, о содержимом емкости, о фазе тока и т.д. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета. Например, сигнальные цвета имеют следующее значение: 
1) красный – «стоп», запрещение, явная опасность, противопожарные средства; 
2) желтый – внимание, предупреждение о возможной опасности; 
3) зеленый – безопасность, путь свободен. 
При проектировании цветовой схемы общеобразовательных школ прообразом должен служить жилой дом. 
В оформлении выставок цвет может выполнять следующие функции: выделение экспонатов, организация пространства, зонирование, а также внесение оживляющих акцентов для снятия утомления.  
Можно выделить наиболее общие закономерности при подборе колористического решения в интерьера . При необходимости активизировать либо нейтрализовать тектоническую выразительность архитектурного элемента цвета выбираются с учетом их пространственной активности: активным воздействием обладают чистые спектральные цвета, с предельной насыщенностью и яркостью цветового тона, темные оттенки, полученные добавлением черного цвета, черный цвет. Нейтрально влияние сложных, ломаных оттенков составных цветов большой светлоты и малой насыщенности, в то время как светлые оттенки ахроматического цвета несут в себе пассивность. 
Как уже отмечалось выше, цветом можно организовать пространство: глубину комнаты можно оптически изменить путем цветового выделения торцевой стены, красный и оранжевый укорачивают помещение, голубой удлиняет. В целом, холодные цвета увеличивают пространство, а теплые создают ощущение защищенности и тепла. Так, белый цвет добавляет в интерьер свежести, голубой и синий зрительно удаляют предметы, в свою очередь коричнево-бежевая гамма несет в себе уют и покой, а зеленый цвет, кроме своего успокоительного эффекта, вызывает устойчивый подъем работоспособности.  
Также цвет способен усилить пластическую выразительность предметов, теплые и темные цвета оптически сообщают мебели дополнительную массивность. 
Использование цвета в живописи. Образ в искусстве создается по тому принципу, что общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе . 
Цветовое решение в композиции играет роль при выделении смыслового центра и подчеркивании контрастов, при построении ближних и дальних планов, при объединении всех составляющих композиции единым колоритом. Выделение композиционного центра должно сочетаться со смысловым его содержанием. Например, для показа «неординарного» явления или человека можно использовать многоцветное пятно на однотонном фоне и наоборот, однотонное пятно на пестром фоне. Для подчеркивания контрастов, «единства и борьбы противоположностей», можно использовать противоположные тона цветового спектра, ориентируясь на эмоциональное звучание каждого цвета. 
Построение цветовых планов лучше всего делать вокруг линии горизонта, используя разные цветовые гаммы земли и неба. Также через чередование цветовых пятен и контрастов можно «иллюстрировать» содержание сказки – начало, борьбу добра и зла, кульминацию событий, развязку. 
Цветотерапия. Сенсорная комната – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации . Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее. 
Основа сенсорной комнаты – свет, так как более 90% информации человек получает через глаза.  Именно состав и местоположение световых приборов в помещении задаст расположение и остальных элементов сенсорной комнаты. 
Оптические эффекты сенсорной комнаты позволяют переключать внимание обучающихся; свето-звуко-тактильная стимуляция в сенсорной комнате легко может быть ассоциирована с природными релаксирующими объектами, что усиливает глубину релаксации. 
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: :  
- осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри         организма между клетками, тканями и органами; ;  
- улучшают состояние иммунной системы; ;  
- регулируют функции многих гормонов; ;  
- задают и поддерживают ритм суточных колебаний. 
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека.  
Все сказанное позволяет сделать вывод о первостепенных функциях цвета. Например, цвет как средство информации используется на производстве. В живописи роль цвета – символическая, можно сказать, номинативная. При оформлении общеобразовательных учреждений цвет в первую очередь должен быть средством гармонизации визуальной среды. Побудительная функция цвета широко применяется в рекламе. Правильная цветовая организация выставки – это фактор зрительного комфорта. И наконец, цвет – это метод терапии, и наверное самая важная его функция. 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

  1. Собственно цвет не является свойством света как такового, а скорее представляет собой результат его взаимодействия со специфическими пигментами, располагающимися в сетчатке глаза, и последующих психических процессов, т.е. интерпретации этих исходных сигналов, а это уже задача мозга. Таким образом, мы можем выделить физиологический и психологический аспекты восприятия цвета. Во-первых, наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения. А во-вторых, цвет вызывает ассоциации, эмоционально окрашивает реакцию человека, также его восприятие связано с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления.
  2. Что касается развития восприятия цвета в онтогенезе, нужно сказать, что ключевым здесь является этап усвоения сенсорных эталонов, которое происходит в четыре-пять лет. До этого ребенок обладал очень субъективным восприятием цвета, а с наступлением данного этапа происходит приобщение ребенка к некоторым стандартам, принятым в обществе.

  
3. Влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС различно и, в                     целом, противоположно: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться.

  
4. Вероятно, наиболее важным будет вывод, касающийся связи цвета с различными психическими явлениями. Так, связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, существуют определенная зависимость цветовых предпочтений от характера и влияние цвета на мышление. Особенно интересно то, что цвет является полноценным и во многом универсальным средством психодиагностики и терапии.

 
5. Использование цвета в различных сферах деятельности основано на его функциях, таких как коммуникативная, номинативная, выразительная и побудительная.

 
6.  Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.

 
7. Цвет вызывает строго определенные эмоции и в то же время эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, экстраверты предпочитают цвета красно-желтой части спектра, в то время как интроверты выбирают сине-зеленые цвета и оттенки. Продуктивной мыслительной деятельности способствуют теплые и яркие цвета. Цветовые предпочтения меняются в соответствии с возрастом: от ярких и теплых к холодным и сложным оттенкам. Существует определенная зависимость цветовых предпочтений от вида патологии.

 
8. В психотерапии цвет используется как средство снятия напряжения, создания благоприятного эмоционального состояния. В сфере искусства применяются символическая, эстетическая и побудительная функции цвета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика. СпБ.: Речь, 2005. 205 с.
  2. Беспалько, И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием // Мат. методы в психиатрии и невралгии. Л.: 1972. с. 176-178.
  3. Ворсобин, В.Н., Жидкин, В.Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. 1980. №3. с. 121-124.
  4. Демидов, В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987
  5. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. 342 с.
  6. Измайлов, Ч.А. Цветовая характеристика эмоций //Вест. МГУ. Сер. психол. 1995. №4. с. 27-35.
  7. Измайлов, Ч.А., Соколов, Е.Н., Сукретная, Л.П., Шехтер, Л.М. Семантическое пространство искусственных цветовых названий // Вест. МГУ. Сер. псих. 1992. №1. с. 3-14.
  8. Измайлов, Ч.А., Соколов, Е.Н., Черноризов, А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: Издательство МГУ, 1989. 206 с.
  9. Копонова, В.Н., Глубинная невербальная проективная методика Г.Фриллинга «Цветовое зеркало» в исследовании личностных особенностей летчиков-испытателей // Вест. МГУ. Сер. псих. 1995. №3. с. 5-9.
  10. Корж, Н.Н., Ребеко, Т.А. Красный цвет: существует ли он? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. 207 с.
  11. Кравков, С.В. Цветовое зрение. М.: Издательство АН СССР, 1951. 175 с.
  12. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. 207 с.
  13. Миронова, Л.Н. Цветоведение. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 285 с.
  14. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
  15. Пономарева, Е.С. Цвет в интерьере. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 167 с.
  16. Соколов, Е.Н., Вартанов, А.В. К исследованию семантического цветового пространства // Психологический журнал. 1987. Т 8. №2. с. 58-65.
  17. Тонквист, Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. с. 5-53.
  18. Фриллинг, Г., Ауер, К. Человек-цвет-пространство. М.: 1973. 120 с.
  19. Шашлов, Б.А. Цвета и цветовоспроизведение. М.: Книга, 1986. 280 с.
  20. Яньшин, П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология. 2000. №4. с. 14-27.

Информация о работе Механизмы восприятия цвета