Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:51, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что медицина, как система наук, практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней, и акмеология, усилия которой направлены на личностное и про¬фессиональное развитие, совершенствование человека, тесно взаимосвязаны.
Обычно говорят о медицинском аспекте в акмеологии, когда речь идет о влиянии состояния здоровья на процесс лич¬ностного и профессионального развития, достижение акме.
Возможность осознать характер взаимодействия медицины и акмеологии предоставляют исследования знаменитых отечест¬венных ученых медиков Н.И.Пирогова [4], В.М.Бехтерева [3], а также комплексные междисциплинарные исследования человека уче¬ными психологической школы Б.Г.Ананьева [1].
Цель данной работы – рассмотреть сущность и содержание медицинской акмеологии.
Введение 2
1.Особености взаимодействия медицины и акмеологии 3
2.Сущность медицинской акмеологии 5
3.Основные категории, понятия медицинской акмеологии 6
4.Специфика профессиональной деятельности медицинского работника 8
5.Профессионально важные качества медицинского работника 9
Заключение 13
Литература 14
Наиболее значимыми факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.
Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, «живут» три роли [1, с.516]: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.
Психологическое сопровождение - целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного профессионального функционирования, развития личностных и профессионально-важных качеств средних медицинских работников [6].
Сопровождение, как ценностное основание работы, предполагает реализацию в работе следующих принципов [там же]:
1. Учет индивидуального характера деятельности личности, которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями общества и своими личностными качествами, индивидуализируя таким образом ролевое поведение и обретая личностную определенность. Сопровождение в таком случае находится в логике профессионального развития медицинских работников.
2. В качестве приоритетных в психологическом сопровождении выдвигаются цели и ценности самого человека, исходя из положения о том, что развитие самосознания личности происходит в деятельности. Сопровождение в таком случае находится в логике личностного развития медицинских работников.
3.Ориентация сопровождения на создание условий, позволяющих оптимально использовать трудовые и личностные возможности среднего медицинского работника с учетом актуального состояния и перспектив его профессионального развития.
Сопровождение как метод психологической работы в ЛПУ предполагает создание условий для организации, внедрения и успешного функционирования рабочего процесса медицинских работников, благоприятного социально-психологического климата в отделениях, формирования позитивной «Я»- концепции медицинского работника и укрепление профессиональной мотивации. Данная цель на практике реализуется следующими направлениями работы:
1. Психодиагностическое, направленное на выявление индивидуально-личностных особенностей медицинских работников, и на определение круга проблем, требующих психологической помощи в их разрешении.
2. Консультативное, направленное на создание психологически безопасного пространства учебной, профессиональной, лечебной деятельности, повышение психологической компетентности медицинских работников, оказание профессиональной консультации медработникам, пациентам, их родственникам.
3. Психокоррекционное и развивающее, направленное на повышение возможностей человека в профессиональном и личностном самоопределении.
4. Обучающее, направленное на расширение информационного пространства медицинских работников, формирование базы теоретических знаний по психологическим проблемам, выработку практических умений и навыков психологически грамотного поведения.
5. Научно-исследовательское, направленное на развитие творческого потенциала личности.
Также разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.
Интерес практического здравоохранения к акмеологическим аспектам профессиональной деятельности медицинских работников непосредственно связан проблемами эффективности, успешности функционирования ЛПУ, с проблемами индивидуального планирования карьеры профессионала, что представляется актуальным и значимым в современных условиях. Интеграция теории с практикой, науки с жизнью, их взаимное обогащение помогает личностному и профессиональному развитию специалиста, что в конечном итоге, без сомнения, положительно скажется на эффективности медицинской помощи.
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил сделать заключение, что медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.
Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо
с учетом медицинских акмеологических
условий и факторов, отражающих качество
психобиологических составляющих целостности
его индивидуальности в аспекте соответствия
нормам профессионального
здоровья.
Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.
1.Акмеология / Под общ. ред. А.А.Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 424с.
2. Акмеология / Под ред. А.А.Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. - 686с.
3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 1977. – 348с.
4.Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А.А.Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 1999. – 358с.
5.Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752с.
6.Деркач А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А.А.Деркач, Л.Э.Орбан - М.: РАГС, 1995. - 156 с.
7.Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия: Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих» / О.И.Жданов. - М.: РАГС, 1999. – 184с.
8.Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. - М.: Алетейя, 2002. – 286с.
9.Общая и прикладная акмеология / Под общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2001. – 768с.
10.Проблемы развития акмеологических наук / Под ред. Н.В. Кузьминой, A.M. Зимичева. - СПб.: Речь, 1996. – 218с.
11.Пономаренко В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиакосмической медицине/ В.А.Пономаренко // Космическая биология. -1990. - № 3. – С.12-21.
12.Храпик В.А. Взгляд врача на процесс взаимодействия медицины и акмеологии / В.А.Храпник //Акмеология. - 2002. - № 1. – С.9-17.