Медицинкая акмеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, что медицина, как система наук, практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней, и акмеология, усилия которой направлены на личностное и про¬фессиональное развитие, совершенствование человека, тесно взаимосвязаны.
Обычно говорят о медицинском аспекте в акмеологии, когда речь идет о влиянии состояния здоровья на процесс лич¬ностного и профессионального развития, достижение акме.
Возможность осознать характер взаимодействия медицины и акмеологии предоставляют исследования знаменитых отечест¬венных ученых медиков Н.И.Пирогова [4], В.М.Бехтерева [3], а также комплексные междисциплинарные исследования человека уче¬ными психологической школы Б.Г.Ананьева [1].
Цель данной работы – рассмотреть сущность и содержание медицинской акмеологии.

Оглавление

Введение 2
1.Особености взаимодействия медицины и акмеологии 3
2.Сущность медицинской акмеологии 5
3.Основные категории, понятия медицинской акмеологии 6
4.Специфика профессиональной деятельности медицинского работника 8
5.Профессионально важные качества медицинского работника 9
Заключение 13
Литература 14

Файлы: 1 файл

мед акм.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Наиболее значимыми  факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная  коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, «живут» три роли [1, с.516]: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.

Психологическое сопровождение - целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного профессионального функционирования, развития личностных и профессионально-важных качеств средних медицинских работников [6].

Сопровождение, как ценностное основание работы, предполагает реализацию в работе следующих принципов [там же]:

1. Учет   индивидуального   характера  деятельности личности,  которая занимает определенный социальный статус и действует в соответствии с потребностями  общества  и  своими  личностными качествами, индивидуализируя таким образом ролевое поведение и обретая личностную определенность. Сопровождение в таком случае находится в логике профессионального развития медицинских работников.

2.  В качестве приоритетных в психологическом сопровождении выдвигаются цели и ценности самого человека,  исходя из положения о том,  что развитие самосознания личности происходит в деятельности. Сопровождение в таком случае находится в логике личностного развития медицинских работников.

3.Ориентация сопровождения на создание условий, позволяющих   оптимально   использовать трудовые и личностные возможности среднего медицинского работника с учетом актуального состояния и перспектив его профессионального развития.

Сопровождение как метод  психологической работы в ЛПУ предполагает создание условий для организации, внедрения и успешного функционирования рабочего процесса медицинских работников, благоприятного социально-психологического климата в отделениях, формирования позитивной «Я»- концепции медицинского работника и укрепление профессиональной мотивации. Данная цель на практике реализуется следующими направлениями работы:

1. Психодиагностическое, направленное на выявление индивидуально-личностных  особенностей медицинских работников, и на определение круга проблем, требующих психологической помощи в их разрешении.

2. Консультативное, направленное на создание психологически безопасного пространства учебной, профессиональной, лечебной  деятельности, повышение психологической компетентности медицинских работников, оказание профессиональной консультации медработникам, пациентам, их родственникам.

3. Психокоррекционное   и   развивающее,   направленное на повышение возможностей человека в профессиональном и личностном самоопределении.

4. Обучающее,   направленное   на   расширение информационного пространства медицинских работников, формирование базы теоретических знаний по психологическим проблемам, выработку практических умений и навыков психологически грамотного поведения.

5. Научно-исследовательское, направленное на развитие творческого потенциала личности.

Также разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.

Интерес практического  здравоохранения к акмеологическим аспектам профессиональной деятельности медицинских работников непосредственно связан проблемами эффективности, успешности функционирования ЛПУ, с проблемами индивидуального планирования карьеры профессионала, что представляется актуальным и значимым в современных условиях. Интеграция теории с практикой, науки с жизнью, их взаимное обогащение помогает личностному и профессиональному развитию специалиста, что  в конечном итоге, без сомнения, положительно скажется на эффективности медицинской помощи.

 

Заключение

 

Таким образом, проведенный  теоретический анализ позволил сделать  заключение, что медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.

Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо с учетом медицинских акмеологических условий и факторов, отражающих качество психобиологических составляющих целостности его индивидуальности  в аспекте соответствия нормам профессионального 
здоровья.

Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.

 

Литература

 

1.Акмеология / Под общ.  ред. А.А.Деркача. – М.: Изд-во  РАГС, 2006. – 424с.

2. Акмеология / Под ред.  А.А.Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. -  686с.

3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 1977. – 348с.

4.Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А.А.Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 1999. – 358с.

5.Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала / А.А.Деркач. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 752с.

6.Деркач А.А. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / А.А.Деркач, Л.Э.Орбан - М.: РАГС, 1995. -  156 с.

7.Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия: Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих» / О.И.Жданов. - М.: РАГС, 1999. – 184с.

8.Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К.Маркова. - М.: Алетейя, 2002. – 286с.

9.Общая и прикладная акмеология / Под общ. ред. А.А.Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2001. – 768с.

10.Проблемы развития акмеологических наук / Под ред. Н.В. Кузьминой, A.M. Зимичева. - СПб.: Речь, 1996. – 218с.

11.Пономаренко В.А. Категория здоровья как теоретическая проблема в авиакосмической медицине/ В.А.Пономаренко // Космическая биология. -1990. - № 3. – С.12-21.

12.Храпик В.А. Взгляд врача на процесс взаимодействия медицины и акмеологии / В.А.Храпник //Акмеология. - 2002. - № 1. – С.9-17.


Информация о работе Медицинкая акмеология