Логопсиходиагностика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 02:23, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до З% населения, и, несмотря на большое число научных работ по этой теме, проблема эффективной коррекции заикания продолжает оставаться актуальной. Особенно необходимо повышение эффективности помощи заикающимся детям уже в дошкольном возрасте, когда "стаж" заикания ещё небольшой, а компенсаторные возможности организма велики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1.Теоретические основы организации помощи детям, страдающим заиканием………………………………………………………………………...4
2.Понятие, цели и задачи логопсиходиагностики………………………5
Заключение………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

контр гузя.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ  АКАДЕМИЯ

(Академия ВЭГУ)

Направление подготовки 050700.62 – Специальное

(дефектологическое)  образование (бакалавр)

Профиль – логопедия

 

                                          Колбина Гузель Рамилевна

 

 

    

Контрольная работа по дисциплине: «Психолого-педагогическая диагностика детей и  взрослых с нарушениями речи »

Тема: «Логопсиходиагностика»

 

 

 

Научный руководитель,

доцент,                                                                                         

                                                               Шабаева Антонина Владимировна

                                                        

                                          

                                                 

                                                        

                                                         

                                                      Уфа-2013

               СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1.Теоретические основы организации помощи детям, страдающим заиканием………………………………………………………………………...4                               

  2.Понятие, цели и задачи логопсиходиагностики………………………5

Заключение………………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время такой формой нарушения речевого общения как заикание страдает по разным данным от 1,5 до З% населения,    и, несмотря на большое число научных работ по этой теме, проблема эффективной коррекции заикания  продолжает оставаться актуальной. Особенно необходимо повышение эффективности помощи заикающимся детям уже в дошкольном возрасте, когда "стаж" заикания ещё небольшой, а компенсаторные возможности организма велики.

Проблема состоит в  том, что в  процессе логопедической работы специалистам приходится сталкиваться с фактом наличия у заикающихся дошкольников ряда психических особенностей (Беккер К.П., Власова Н.А., Волкова Г.А., Глозман Ж.М., Зайцева Л.А., Захаров А.И., Миссуловин Л.Я., Рау Е.Ю., Селивёрстов В.И.,  и др.). Поскольку имеется определённая связь между особенностями поведения и речевыми затруднениями этих детей, традиционное логопедическое воздействие в процессе их реабилитации оказывается недостаточно эффективным. Так Захаров А.И.  пишет о первичности нарушения процесса формирования межличностных отношений  заикающегося дошкольника и настаивает на необходимости восстановления у него нарушенных навыков общения, умения принимать, играть роли и адекватно выражать свои чувства.

Для коррекции заикания в настоящее  время наиболее эффективным признан  комплексный метод, предусматривающий  логопедическое, психотерапевтическое, психологическое и медикаментозное  воздействия.

Однако  в системе образовательных учреждений  (например, школ и детских садов) «…комплексный метод лечения заикания, по сути дела, только декларируется, а, фактически, предлагаются те или иные дидактические приёмы…» (Л.Я.Миссуловин, 1988). Основная часть заикающихся дошкольников, прежде всего, направляется именно в группы  для заикающихся  при специализированных речевых и неспециализированных детских садах, где нет ни врача-психотерапевта, ни психолога.   Поэтому знание  специалистами-логопедами не только  логопедических, но  и некоторых психокоррекционных методов и приёмов,таких как логопсиходиагностика является рациональным в сложившихся обстоятельствах.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, СТРАДАЮЩИМ ЗАИКАНИЕМ

Как известно, все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - формируются и развиваются с прямым участием речи. Связанная с сознанием в целом, речь включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. 
       При нарушениях речи страдают межфункциональные связи, возникают диспропорции и ассинхронии в развитии различных психических функций. Отмечается, что в этих случаях изменяются способы коммуникации, социальной адаптации в сторону их деструкции, ограничивается способность детей к приему и переработке информации.

При всех видах нарушений  речевого развития, по мнению ряда авторов, уменьшается объем информации, которая  может быть принята в единицу  времени: снижается точность принимаемой  информации, замедляется ее переработка. Другими словами, медленно, но неуклонно формируется база не только для экзогенно-органического поражения мозга, но и для аномальной личностной изменчивости в сторону диапазона пограничной аномальной личности. 
        Среди многочисленных речевых нарушений заикание - одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, выработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.  
        Исследуемая проблема является пограничной и находится на стыке ряда наук: психологии логопедии, дефектологии, медицины, физиологии и др. 
        От врачей, логопедов, психологов все больше требуется знание клинических проявлений заикания и заикоподобных расстройств речи различного генеза, умение интерпретировать их психофизиологические, психологические и социально-психологические аспекты. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии.  
          В отечественной и зарубежной психологии проблеме коррекции заикания отводится большое место. Проблема заикания и факторов, его обусловливающих, отражена в работах Беляковой Л.И., Богомоловой А.И., Вайзмана Н.П., Власовой Н.А., Дъяковой Е.А., Сикорского И.А., Тяпугина Н.П., Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. Хватцева М.Е. Шкловского Б.М. и других. 
       Заикание и вопросы реабилитации заикающихся как предмет специального исследования представлены в трудах Арутюнян Л.3. Беляковой Л.И., Богомоловой А.И., Болдыревой Т.А., Буянова М.И., Власовой Н.А., Волковой Г.А., Драпкина Б.З., Дъяковой Е.А., Карповой Н.Л., Некрасовой Ю.Б., Сикорского И.А., Тяпугина Н.П., Шкловского Б.М.  
        Специфика заикания в дошкольном возрасте освещена в исследованиях Арутюнян Л.3., Асатиани Н.М., Беляковой Л.И., Буянова М.И., Волковой Г.А., Драпкина Б.З., Калачевой И.О., Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.П., Рау Е.Ю., Рау Ф.А., Садовниковой Е.Н., Селиверстова В.И.  
        Несмотря на то, что наукой накоплен богатый опыт в плане теории и практики проблемы, вопрос оказания помощи заикающимся детям остается нерешенным и требует дальнейшего анализа.

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛОГОПСИХОДИАГНОСТИКИ

Понятие «логопсиходиагностики» сложилось в связи с развитием  личностно-ориентированной психолого-педагогической системы реабилитации заикающихся. Эта система представленна в работах ряда авторов — Л.З. Андроновой, Б.З. Драпкина, Ю.Б. Некрасовой, Н.Л. Краповой, Е.Ю. Рау, В.М. Школовского. Все они являются последователями школы известного харьковского психотерапевта К.М. Дубровского. Психотерапевтическое направление, связанное с именем К.М. Дубровского,  получило свое развитие в середине 60-х годов.

В дальнейшем оно оформилось его учениками в особую систему логопсихотерапевтических воздействий при коррекции заикания. В частности, логопсихотерапевтический подход представлен в работах Ю.Б. Некрасовой, а также Л.З. Андроновой и ее последователей.

 Согласно  логопсихотерапевтическому подходу заикание рассматривается как нарушение коммуникации, а реабилитация заикающихся должна быть связана не только с чисто логопедической работой, но и с так называемым процессом «лечебного перевоспитания«. Главная цель — гармонизация личности и нормализация ее связей с окружающим миром. 
          Чтобы осуществить такое «перевоспитание», используется специальная система «саногенных психических состояний». Логопедическое, психотерапевтическое и психологическое воздействия в методиках логопсихотерапевтического подхода опосредуют друг друга, а не осуществляются параллельно. Они взаимодополняют друг друга, сочетаются в приемах и методах.

Сам процесс  реабилитации заикающихся не разбивается  между разными специалистами, а проводится одним специалистом — логопсихотерапевтом. Логопсихотерапевт должен обладать знаниями и логопеда, и психотерапевта. Ведущий принцип такого подхода — это принцип логопсиходиагностики. Он совмещает в себе традиционную педагогическую диагностику, которая направлена на изучение речи пациента, и диагностику его личностно-коммуникативных особенностей, независимо от клинической группы заикания (неврозоподобного или невротического типов).

Главной задачей  логопсиходиагностики является составление «внутренней картины здоровья», а не выявление картины болезни пациента (согласно рекомендациям Ю.Б. Некрасовой). Логопсиходиагностика проводится в трех направлениях: а) выявление речевого статуса, б) выявление коммуникативного статуса и в) определение особенностей личности. Именно эти три направления наиболее полно раскрывают картину адаптированности личности.  
        При отсутствии четких рекомендаций по построению логопсиходиагностики для заикающихся дошкольников мы попытались создать приемлемый вариант, модифицировав и дополнив вариант ее построения, предложенный Ю. Б. Некрасовой. В диагностических целях нужно  использовать стандартные речевые пробы для выявления речевого статуса, рисуночные тесты "Моя семья", "Мы играем" и социометрическое обследование — для выявления коммуникативного статуса, рисуночные тесты "Моя семья" и "Автопортрет", а также адаптивный вариант проективной тестовой методики фрустрационной толерантности (Розенцвейг) — для выявления личностных особенностей. 

Логопсихотерапевт должен не акцентироваться на проблеме заикающегося, а искать пути наиболее комфортного и благоприятного развития его личности. Важно при этом предоставлять пациенту большие возможности для самореализации и самовыражения.

Таким образом, логопсиходиагностика совмещает одновременно две функции: диагностическую и психотерапевтическую. То есть нужно принимать во внимание проблемы заикающегося ребенка, учитывать их в ходе реабилитационного курса. Акцентироваться необходимо на поиске и развитии адаптивных черт личности, которые составляют внутренний «портрет неповторимости» человека.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принцип логопсиходиагностики, нацеливает на изучение особенностей речи во взаимосвязи с личностно-коммуникативными нарушениями и позитивными аспектами развития логопата. Принцип опосредствования логопедических и психологических методов при преодолении нарушений речи определяет междисциплинарное взаимодействие как наиболее продуктивный подход в коррекции нарушений.

Главной задачей  диагностики является не столько  выявление проблем ребенка, сколько создание "портрета здоровья" (Ю. В. Некрасова), т. е. образа, способного вместить в себя лучшие адаптивные черты человека и комплекс саногенных состояний. 

Таким образом, общие подходы к организации  психокоррекционной работы с логопатами, сложившиеся в практике коррекции заикания, наиболее согласуются как с современными тенденциями специального образования и практической логопедии, что позволяет рассматривать их в качестве ориентира при разработке концепции современной логопсихологии. Одновременное сочетание, взаимосвязь и взаимопроникновение приемов логопедии и практической психологии в процессе  реабилитации заикающихся дошкольников оказывает эффективное влияние не только на устранение заикания, но и на абилитацию и реабилитацию личности заикающегося дошкольника в целом, одновременно восстанавливая речь и гармонию отношений личности с социальной средой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арутюнян Л.3. Комплексная система  устойчивой нормализации речи  заикающихся. - М., 1990 
2. Арутюнян Л.З. Эмоционально-стрессовая психотерапия заикания. - М.: Медицина, 1992.  
3. Арутюнян-Андронова Л.З. Как лечить заикание. - М., 1993. 
4. Арутюнян (Андронова) Л.З. Коррекция личности и нормализация функционального состояния в процессе работы над речью // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 265-266. 
5. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием. //Дефектология, 1978, №1. С. 25-30. 
6. Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Фрейдин Ю. Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания / Логопедия. Заикание под ред. Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой - М.: В.Секачев, 2001 . 
7. Белякова Л.И., Дъякова Е.А. Логопедия. Заикание. Учебное пособие. -М: ЭКСМО-Пресс, 2001 
8. Богомолова А.И. Методика формирования твердой ритмичной речи./ Логопедия. Заикание. - М.: В.Секачев, 2001.  
9. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1977. 
10. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся //Заикание. Проблемы теории и практики./ под ред. А.И. Беляковой. - М., 1992. С. 76-87 
11. Буянов М.И., Драпкин Б.З. Клиника, отграничение и принципы лечения невротического и неврозоподобного заикания у детей и подростков / Неврозы и нарушения характера у детей./ под ред. Ковалева В.В.- М.: 1973. 
12. Вайзман Н.П. Психотерапия в дефектологии. - М.: // Психология, 1992. С. 3 
13. Власова Н.А. Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.-П. Беккера. - М., 1983. 
14. Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов // Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой. В 5 кн. Кн. II: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. -М.: ВЛАДОС, 2003. С. 243-244. 
15. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959. 
16. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М.: Просвещение, 1983 - 144 с. 
17. Волкова Г.А. Особенности развития личности заикающихся детей старшего дошкольного возраста / Расстройства речи. Новости оториноларингологии и логопатологии. - СПб.: 2000. С.3-30.


Информация о работе Логопсиходиагностика