Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 15:30, курсовая работа
Из знаменитой «тройки» основателей культурно-исторического (деятельностного) подхода Алексей Николаевич Леонтьев оказался единственным, о ком до сих пор не написано ни одной книги, хотя и сын, и внук А.Н. Леонтьева пошли по его стопам и, после его смерти, опубликовали немало работ, так или иначе анализирующих его наследие. В то же время Алексей Николаевич не входит в число «забытых» авторов: несмотря на неоднозначное отношение к его теоретическому наследию, что во многом связано с принятием им марксизма в качестве методологического основания психологической науки, его имя и идеи живут и активно работают не только в трудах его прямых учеников и учеников его учеников, но и во всем научном сообществе. Более того, он — один из немногих создателей научных школ, ученики которых не ограничились перепевами и конкретизацией идей учителя, что бывает гораздо чаще, чем хотелось бы, но в очень многих отношениях продвинулись далеко вперед, на новые теоретические рубежи.
Объект исследования: научная деятельность Алексея Николаевича Леонтьева.
Предмет исследования: Личность как предмет психологического исследования Алексея Николаевича Леонтьева.
Цель курсовой работы: рассмотреть вклад Алексея Николаевича Леонтьева в психологическую науку.
Задачи:
1) Изучить жизненный путь Алексея Николаевича Леонтьева и проследить
его становление как психолога;
2) Изучить научную деятельность Алексея Николаевича Леонтьева
Гипотеза: Я считаю, что изучение Алексеем Николаевичем Леонтьевым личности как предмета психологического исследования имеет большую ценность, и результаты этого исследования актуальны и в наши дни.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА Ι
«Жизненный путь Алексея Николаевича Леонтьева»…………………..5
«Научный вклад Алексея Николаевича Леонтьева в Психологическую науку»……………………………………………………………………..11
ГЛАВА ΙΙ
2.1. «Личность как предмет психологического исследования Алексея Николаевича Леонтьева»…………………………………………....................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…26
Сказанное,
конечно, вовсе не значит, что
применение в психологии
для психологического раскрытия личности еще недостаточным, так как выделение этих свойств нуждается в основаниях, которые не могут быть извлечены из них самих.
Задача
найти эти основания возникает,
Когда
в повседневной жизни мы даем
характеристику личности
Последнее
обстоятельство делает
исследование
не способно дать решения психологической
проблемы личности; что, напротив, само
дифференциальное исследование возможно
только на основе общепсихологической
теории личности. Фактически именно так
и обстоит дело: за любым дифференциально-
Несмотря на кажущуюся пестроту и даже взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них сохраняет характерную для домарксистской и внемарксистской психологии диадическую схему анализа, о несостоятельности которой я уже говорил. Теперь эта схема выступает в новом обличье - в виде теории двух факторов формирования личности: наследственности и среды. Какую бы особенность человека мы ни взяли, она объясняется, согласно этой теории, с одной стороны, действием наследственности (заложенными в генотипе инстинктами, влечениями, способностями или даже априорными категориями), а с другой - влиянием внешней среды (природной и социальной - языка, культуры, обучения и т.д.). С точки зрения здравого рассудка другого объяснения, собственно, и нельзя предложить. Однако обыденный здравый рассудок, по остроумному замечанию Энгельса, весьма почтенный спутник в домашнем обиходе, переживает самые удивительные приключения, как только он отважится выйти на простор исследования122.
Кажущаяся непреодолимость теории двух факторов приводит к тому, что споры ведутся главным образом вокруг вопроса о значении каждого их этих факторов: одни настаивают на том, что главной детерминантой является наследственность и что внешняя среда, социальные воздействия обусловливают лишь возможности и формы проявления той программы, с которой родится человек; другие выводят важнейшие особенности личности непосредственно из особенностей социальной среды, из "социокультурных матриц". Однако, при всем различии идейного и политического смысла высказываемых взглядов, все они сохраняют позицию двойной детерминации личности, так как просто игнорировать один из факторов, о которых идет речь, значило бы идти против эмпирически доказуемого
влияния обоих123.
Взгляды
на соотношения биологического
и социального факторов как
на простое их скрещивание
или делящие психику человека
на сосуществующие эндосферу
и экзосферу уступили свое
место более сложным
Здесь нет необходимости вдаваться в критику фрейдизма, взглядов Адлера, Юнга и их современных продолжателей. Совершенно очевидно, что взгляды эти не только не преодолевают, но, напротив, обостряют теорию двух факторов, превращая идею их конвергенции в смысле В.Штерна или Д.Дьюи в идею конфронтации между ними.
Другое
направление, в котором
также из обследований лиц, внезапно перемещенных в новое культурное окружение, и, наконец, из экспериментальных исследований таких специальных явлений, как влияние преобладающих в данной культуре объектов на исход борьбы зрительных полей и т.п.125
Для
психологии значение культурно-
Культурологические
теории вводят в этой связи
различение собственно
По
широко распространенному
Важнейшими возражениями против "ролевых" теорий являются не те, которые идут по линии критики того или иного понимания места, отводимого ролям в структуре личности, а те, которые направлены против самой идеи, связывающей личность с запрограммированным поведение (Гандерсон), даже если программа поведения предусматривает ее самоизменение и создание новых программ и подпрограмм129. Что бы вы сказали, спрашивает цитируемый автор, если бы узнали, что "она" лишь искусно играла перед вами роль?
Судьба концепции ролей та же, что и других "социологических", культур-антропологических концепций, остающихся в плену теории двух факторов: чтобы
спасти психологическое в личности, она вынуждена апеллировать к темпераменту и способностям, заложенным в генотипе индивида, и мы снова возвращаемся к ложному вопросу о том, что является главным - генотипические особенности человека или воздействия социальной среды. Более того, нас предупреждают об опасности любой односторонности. Лучше всего, говорят нам, сохранять в решении этой проблемы "разумное равновесие"130.
Итак, на деле методологическая премудрость этих концепций сводится к формуле вульгарного эклектизма: "и то и другое", "с одной стороны, с другой стороны". С позиций сей премудрости свершается суд и над психологами-марксистами: они - де повинны (вместе с защитниками культурологии!) в недооценке внутреннего в личности, ее "внутренней структуры"131. Понятно, что высказывания такого рода могут возникнуть только в результате бессмысленных попыток уложить взгляды марксизма на личность в глубоко чуждые им концептуальные схемы.
Дело
вовсе не в том, чтобы
Информация о работе Личность как предмет психологического исследования Леонтьева А. Н.