Личность и её структура. Роль личности в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он получил, посещая параллельно и медицинский факультет университета, немало помогли ему в его всемирно известной карьере.

Оглавление

Введение 2
I.Общее понятие о личности 3- 4
II.Биологическое и социальное в личности 4- 7
III.Психологическая структура личности. 7-10
IV.Понятие о профессионально важных личностных качества 10-15
Заключение 15-16
Список литературы 16-17

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 47.83 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

УЛЬЯНОВСКАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 

Кафедра ----- 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по  Психологии

на  тему № 1

«Личность и её структура. Роль личности в профессиональной деятельности. » 
 
 

выполнила:

студент 1курса

экономического  факультета

заочного  отделения

специальность: менеджмент

срок  обучения: 3 года

Долгих  Алексей Станиславович

шифр  зачетной книжки: 11203 

проверил:

------ 
 

 

Содержание 

Введение           2

I.Общее понятие о личности                                   3-  4

II.Биологическое и социальное в личности                 4- 7

III.Психологическая структура личности.                                   7-10                   

IV.Понятие о профессионально важных личностных качества                  10-15

Заключение           15-16

Список литературы         16-17

 

Введение 

       Какой вопрос точнее отражает реальность: кем или чем управляет руководитель? Кого менеджер имеет в виду прежде всего - личность или группу? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, а может быть, верно и то и другое?..

       Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.

       Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности.

       Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без психологических знаний о личности не обойтись. Известный американский менеджер Ли Якокка считал, что те знания по психологии личности, которые он получил, посещая параллельно и медицинский факультет университета, немало помогли ему в его всемирно известной карьере. 

       Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Вот почему в ряде крупных фирм считается необходимым иметь не отдел кадров, а службу управления человеческими ресурсами, целую систему управления персоналом.

I. Общее понятие о личности

      Под личностью понимается устойчивая система  взаимосвязанных социально значимых качеств человека, позволяющих ему  активно и сознательно действовать. Таким образом, первым свойством  личности является тесная взаимосвязь  и взаимообусловленность всех ее сторон; вторым — активная деятельность, направленная на познание и преобразование окружающего мира; третьим — устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение  человека, то есть действия, выражающие его субъективную реакцию на ситуацию и окружающих. Поведение определяется эмоциональными и рациональными  факторами, внутренними склонностями людей и внешней обстановкой, их вкусами, взглядами, интересами.

      Личностные  качества формируются под влиянием природных свойств — физиологического состояния организма, особенностей высшей нервной деятельности, памяти, эмоций, чувств, восприятия, а также  социальных факторов: роли, статуса, образования, опыта, привычек, круга общения и т.п. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов открывает дорогу успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него, и наоборот, незнание и непонимание обычно заводит в тупик.

      Начнем  рассмотрение личности с перечисления и краткого содержания ее основных характеристик:

1. Общие  качества (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и пр.), позволяющие  человеку трудиться и жить  в обществе себе подобных.

2. Специфические  свойства, под которыми понимаются  способности к тому или иному виду деятельности — руководству, конструированию, обучению, выполнению расчетов и пр.

3. Подготовленность  к нему в виде совокупность  умений, знаний, квалификации, навыков,  привычек, сформированных как в  процессе общего обучения, целенаправленно!; подготовки, так и практики, жизненного  опыта.

4. Направленность, то есть ориентированность человеческой  активности, возникающая во многом  под воздействием социальных  моментов: интересов, стремлений, идеалов,  убеждений.

5. Определенный  склад характера, который придает  поведению человека, его отношению  к окружающим специфический индивидуальный  оттенок.

6. Биологически  обусловленные особенности, во  многом предопределяющие пригодность  человека к той или иной деятельности. К ним относятся, например, темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила.

7. Психологические особенности: диапазон деятельности (широта, глубина), который может быть общим, видовым и специальным; стиль работы, определяемый знаниями, опытом, эмоциями, силой и подвижностью психики, возбудимостью.

8. Психические  состояния, то есть стойкие  психические явления, присущие  человеку в течение сравнительно  длительного периода времени  (возбуждение, апатия, депрессия  и пр.). Они, в свою очередь,  оказывают значительное влияние  на характер проявления других  личных качеств.

II. Биологическое и социальное в личности

      С проблемой сущности и существования  связан и вопрос о соотношении  биологического и социального в  человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

      Со  стороны своей биологической  природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом  — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована  в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки — это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

      При рассмотрении проблемы социального  и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации  социального фактора — пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

      Ко  второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.

      По  мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает на самом деле объектом биологического знания. Так, Э.О. Уилсон определяет задачу социобиологии как «изучение биологических основ всех форм социального поведения... у всех животных, включая человека» [1]. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных» целей, возникших вне его биологической природы.

      Однако  объяснять развитие и поведение  человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» [2]. Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

      Еще один аспект влияния социального  на биологическое в человеке состоит  в том, что биологическое в  человеке осуществляется и удовлетворяется  в социальной форме. Природно-биологическая  сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается»  социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это "очеловечивание* природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня — это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека. 

      III. Психологическая структура личности.

       Для того, чтобы грамотно вести политику управления необходимо знать сильные и слабые места подчиненных, т.е. предельно внимательно изучить структуру личности.

       В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

   Рассмотрим  набор таких черт, которые по мнению Р.Мейли1, достаточно полно характеризуют личность:

  1. Уверенность в себе – неуверенность.
  2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
  3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
  4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
  5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
  6. Мягкость – черствость, цинизм.
  7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
  8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
  9. Добросердечие, мягкость – злобность,черствость.
  10. Реализм – аутизм.
  11. Сила воли – безволие.
  12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
  13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
  14. Уверенность – неуверенность.
  15. Взрослость – инфантилизм.
  16. Тактичность – бестактность.
  17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
  18. Веселость – грустность.
  19. Очарованность – разочарованность.
  20. Общительность – необщительность.
  21. Активность – пассивность.
  22. Самостоятельность – конформность.
  23. Экспрессивность – сдержанность.
  24. Разнообразие интересов – узость интересов.
  25. Чувствительность – холодность.
  26. Серьезность – ветреность.
  27. Честность – лживость.
  28. Агрессивность – доброта.
  29. Бодрость – веселость.
  30. Оптимизм – пессимизм.
  31. Смелость – трусость.
  32. Щедрость – скупость.
  33. Независимость – зависимость.

Информация о работе Личность и её структура. Роль личности в профессиональной деятельности