Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:58, реферат
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие личности играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.
Введение.
Личность и её проявления
Психологические особенности личности.
Личность в свете различных психологических теорий.
Заключение.
В современной психологии для систематизации акцентуированных черт характера в большинстве случаев используется подход, разработанный К.Леонгардом, который выделил следующие тринадцать видов:
Как уже отмечалось, характер человека формируется в определенной социальной среде на основе физиологической предопределенности его психики, в том числе и способностей.
Способности - соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности. То есть, это психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно выполнять различные виды деятельности. На данном понимании базируется разработка большинства прикладных проблем психологии личности, включая методик профессионального отбора.
Необходимо учитывать, что способности являются целостным отражением индивидуально-психологических особенностей человека и проявляются в мотивационном, операционном и функциональном механизмах его деятельности.
Мотивационный механизм представляет собой своеобразное «пусковое устройство» для активизации психики, ее настройки и мобилизации на предстоящую деятельность, создания условий для функционирования других психических механизмов. Операционный механизм способностей включает набор операций или способов, с помощью которых осуществляется реализация осознанной цели в конечный результат. Функциональный механизм обеспечивается рассмотренными ранее психическими процессами, в связи с чем более высокими способностями обладают люди, у которых развиты воображение, память, мышление и т.д..
Среди видов способностей выделяют частные, реализуемые в одном действии, специальные, применяемые в конкретной деятельности и общие, используемые во всех сферах деятельности человека.
Уровни способностей предопределяют качество соответствующей деятельности человека. К ним относятся:
Неспособность - несоответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;
Простая способность - соответствие психических особенностей личности психологическим требованиям выполняемой ими деятельности;
Одаренность - способность личности достичь высоких результатов в конкретной сфере деятельности;
Талант - способность достичь выдающихся результатов в одной из сфер деятельности личности;
Гениальность - способность достичь выдающихся результатов в конкретной области человеческой деятельности.
Следует учитывать, что способности - это уже сформировавшееся психическое свойство и его следует отличать от склонностей и задатков. Если склонность представляет собой стремление личности к определенной деятельности, то задатки - это врожденные особенности психики, позволяющие личности эффективно выполнять конкретную деятельность. И первое, и второе, в отличие от способностей представляет собой только потенциал человека и может оказаться вовсе невостребованным.
Таково содержание психологии личности. Приведенное ранее деление ее элементов на три группы (психические процессы, образования и свойства) весьма условно и применяется лишь в учебных целях. Все они действуют одновременно, взаимодополняя и взаимовлияя друг на друга. С одной стороны, все психические процессы в их протекании зависят от свойств и особенностей личности..., с другой стороны - каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в ее свойства".
Знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности управленческой деятельности всех категорий руководителей. В этом случае не только создаются условия для понимания и объяснения действий и поступков подчиненного персонала и коллег, но и для эффективного управления их совместной профессиональной деятельностью.
3.Личность в свете различных психологических теорий.
Личность - одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) - вечная борьба между Ид и Сверх - Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) - это иерархия мотивов, в синтон - подходе (Н.И. Козлов) личность - это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.
Личность по У. Джеймсу. Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность.
Личность в бихевиоризме. «Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).
Личность в психоанализе. По З.Фрейду, личность - ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика - это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх - Я (представленными в сознании требованиями общества).
Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.
Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача - минимизировать внутренний конфликт.
Личность в когнитивном подходе. Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие. Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности. Личность - система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.
Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека - это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.
Личность в деятельностном подходе. Естественная сущность личности - постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека.
Личность в гуманистической психологии. Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.
Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).
Теории личности в психологии. В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на: - психобиологические личности (У. Шелдон, США); - биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США); - психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США); - психостатистические личности ("факторные" — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания) и т.д.
Критерии и классификации психологического облика человека.
1. Человек как система, стремящаяся к гомеостазу (равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию напряженности).
2. «Природа человека»:
1) Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. Конфликт между обществом и субъектом неизбежен. В интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.
2) Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную естественную сущность. Конфликт неизбежен.
3) Человек по природе неоднозначен (и хорош, и плох одновременно). Общество может способствовать развитию хорошего и подавлению плохого. Конфликт не является неизбежным и не носит тотального характера.
4) Человек по природе нейтрален. Социум формирует его по своим законам и своему подобию. Конфликт отсутствует.
В связи с этим классификации теории личности можно разделить на четыре основных типа: - гомеостатические, ориентированные на конфликт (психоанализ); - гомеостатические, ориентированные на согласие (бихевиоральный и когнитивный подходы); - гетеростатические, ориентированные на конфликт (деятельностный подход); - гетеростатические, ориентированные на согласие (гуманистический подход).
Заключение
Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Несомненно, на социально - психологические отношения влияют индивидуально - психологические особенности личности.
Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. На характер общения оказывает влияние темперамент его участников.