Лица со сложными нарушениями развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 21:14, реферат

Краткое описание

Для ребенка с врожденной глухотой развитие словесной речи становится невозможным без специального обучения и применения технических средств. В свою очередь, отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития.

Файлы: 1 файл

ргсу 2.docx

— 18.59 Кб (Скачать)

Реферат на тему «Лица со сложными нарушениями  развития».

 

Понятие о сложных и  множественных  нарушениях развития.

Нарушение развития может быть изолированным (единичным) или сложным (множественным). Единичное нарушение — это нарушение какой-то одной системы организма. Например, это только нарушение зрения или только нарушение слуха. Но изолированное повреждение слухового анализатора вызывает выпадение слуховой чувствительности и ведет к нарушению формирования речи. Для ребенка с врожденной глухотой развитие словесной речи становится невозможным без специального обучения и применения технических средств. В свою очередь, отсутствие словесной речи неизбежно сказывается на развитии мышления ребенка, что выступает в качестве недостатков третьего порядка; их следствием выступают другие недостатки психического развития.

Сложное, или множественное, нарушение — это первичное нарушение двух или более систем организма у одного ребенка с последующим комплексом вторичных расстройств. Например, слепоглухота, слепота и нарушение речи, слабовидение и двигательные нарушения, умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения и слуха и т. д.До  сих пор в нашей стране не существует официального определения сложного нарушения как особого вида детской и взрослой инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению.

Причины сложных нарушений развития у детей.

Для ранней диагностики сложного нарушения  очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению  сразу нескольких функций организма. Когда идет речь об одном первичном  дефекте развития у ребенка, рассматривается  вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может -быть вызвано одной или несколькими причинами.

              Можно рассматривать несколько вариантов  этиологически сложного нарушения:

  • один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот    (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);
  • оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);
  • каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);
  • оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;
  • два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.

 

Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие  варианты разных сочетанных нарушений. Это могут быть различные  сочетания  сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом, а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени.  

 По  выраженности сочетанных нарушений  зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно  разделить на:

 

  • тотально или практически слепоглухих;
  • слепых слабослышащих; слабовидящих глухих;
  • слабовидящих слабослышащих.

 

  Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:

 

  • слепых алаликов;
  • слабовидящих алаликов;
  • слепых детей с ОНР;
  • слабовидящих детей с ОНР.

 

  Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:

 

  • непередвигающихся самостоятельно слепых;
  • непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;
  • слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);
  • слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.

 

    Сочетание нарушений слуха и движений можно  разделить на:

 

  • тяжелые формы ДЦП и глухоты;
  • тяжелые формы ДЦП и тугоухости;
  • легкие формы ДЦП и глухоты;
  • легкие формы ДЦП и тугоухости.

Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого  из имеющихся дефектов позволяет  определить их основные трудности и  построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений.

 

Проблемы  воспитания ребенка  со сложными нарушениями  в семье.

Известный американский педиатр Бенджамин  Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

  • стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой;
  • ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не
  • приносят ему никакой пользы; постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви;
  • не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других  

Неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

 


Информация о работе Лица со сложными нарушениями развития