Лекции по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:42, курс лекций

Краткое описание

Предмет психологической науки - это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) речь.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит  выделение в личности тех или  иных черт, в основе второго —  определение типов личности. Черты  личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

 

 

 

 

 

 

19.         мышление

 

Мышление  — это неразрывно связанный с  речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

В отличие  от восприятия и ощущения, которые  получают знание о мире с помощью чувств, мышление является рациональной формой познания реальности. Источником мыслительной деятельности является чувственное познание, но в процессе мышления, используя данные ощущений, восприятия и представлений, человек выходит за пределы чувственного познания. С помощью мышления человек познает такие явления внешнего мира, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью микроскопа. Для описания свойств мышления обратимся к свойствам его основной единицы — понятия.

1.    Всякое  понятие есть обобщение того  или иного класса объектов.

2.    Для  порождения понятия необходимы  определенные средства: средства развитого мышления выходят за пределы восприятия и являются логическими формами адекватного рассуждения.

3.    В  содержании понятия отражаются  не детально-конкретные, но существенные, абстрактные свойства предметов и явлений, недоступные прямому чувственному наблюдению.

Понятие как  элемент логической формы мышления тесно связано с другими двумя формами: суждением и умозаключением.

Суждение  — это отражение связей между  предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, когда мы рассуждаем, что металлы расширяются при нафевании, мы тем самым устанавливаем связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Умозаключение — это такая связь между  мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. В умозаключающей и рассуждающей работе мышления наиболее отчетливо проявляется его опосредованный характер. Формальная логика исследует готовые, уже возникшие мысли — понятия, суждения и т. д. — и устанавливает связи между ними.

Однако существует еще одна, не менее существенная сторона мышления, которая не исчерпывается  логикой. Процесс мышления включает в себя также анализ, синтез и обобщение, которые являются основными внутренними специфическими закономерностями мышления.

Анализ —  это выделение в объекте тех  или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д. Это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

В зависимости от направленности мышления выделяют виды:

1)    практическое  и теоретическое;

2)   логическое  и интуитивное;

3)    аутистическое  и мифологическое;

4)   творческое.

Развитое  мышление представляет собой сложное  единство логических и интуитивных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. В решении задач интуиция выступает как компонент генерирования гипотез и стратегий решений в виде комплексных ориентиров поиска, которые объединяют смысловые и логические признаки в нестандартных сочетаниях. Эти ориентиры поиска позволяют в ходе решения одновременно учитывать целый ряд признаков, каждого их которых недостаточно для правильного решения. Таким образом, достигается интуитивная модель, которая позволяет избежать последовательного перебора логически возможных вариантов.

 

 

 

  1. Житейская и научная психология.

 

Следует различать научную психологию и житейскую психологию.

 

Житейская психология —  это не наука, а просто взгляды, представления, убеждения и знания о психике, обобщающие бытовой опыт людей, а  также жизненный опыт каждого  конкретного человека. Есть люди, которые очень хорошо понимают, чувствуют психику других людей, видят особенности их психических состояний. Таких людей можно назвать житейскими психологами.

 

Научная и житейская  психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Это выражается в том, что

 

• житейский и научный  психолог часто являются одним и  тем же человеком,

 

• житейские знания нередко  служат исходным пунктом, основой для  формирования научных понятий и  представлений,

 

• и, наоборот, научные  знания проникают в жизнь, способствуя решению многих жизненных психологических проблем.

 

Если сравнить житейскую психологию и научную, то можно 5 отличий, таких  как:

1. В обычной житейской  психологии все знания более  определённые и точные. Эти знания  всегда относятся к конкретным  ситуациям, конкретным людям, конкретным целям.

А научная психология, в свою очередь, больше основывается на обобщениях, для чего она и  употребляет научные понятия, в  которых отображаются наиболее важные качества предметов и явлений, общие  связи и соотношения.

2. Ещё одно отличие  заключается в том, что житейская  психология построена на интуиции, в отличие от научной психологии, которая носит вполне рациональный  и осознанный характер.

3. Третье отличие заключается  в том, что в житейской психологии  есть свои особые приёмы и возможности передачи знаний, а в научной психологии все знания передаются при помощи КПД. То есть, все знания тут выражаются в понятиях и законах, а отображаются они в научной литературе. Передаются такие знания посредством вербального общения.

4. Житейская психология  основана на наблюдениях и  размышлениях, а научная ещё и  на экспериментах. 

5. Научная психология, в отличие от житейской, обладает  большим, разнообразным и неповторимым  материалом.

читать далее »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Я – Концепция личности

 

  Я-концепция - динамическая  система представлений человека  о самом себе, в

которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и

других качеств, так  и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на

данную личность внешних факторов.

     Я-концепция  - относительно устойчивая, более  или менее осознанная,

переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на

основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я»,

выступающий как установка  по отношению к самому себе. Я-концепция  содержит

компоненты:

1) когнитивный - образ  своих качеств, способностей, внешности,  социальной

значимости и пр. (самосознание);

2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;

3) оценочно-волевой - стремление  повысить самооценку, завоевать  уважение и

прочее.

     Я-концепция  - предпосылка и следствие взаимодействия  социального,

определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема  собственного тела;

2) реальное Я - представление  о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое  со сферами социальной интеграции: половой,

этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я  - как оценка себя в аспекте  жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким  субъект, по его мнению, должен  бы стать,

ориентируясь на нормы  моральные;

7) фантастическое Я  - то, каким субъект желал бы  стать, будь это возможным.

     Я-концепция  - важный структурный элемент  облика психологического

личности, складываемый в общении и деятельности идеальная  представленность

индивида в себе, как  в другом. Формирование Я-концепции  человека происходит при

накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других

людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете,

обусловленное широким  социально-культурным контекстом, возникает  в

обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в  ходе коего субъект

«смотрится как в  зеркало в другого человека»  и так отлаживает, уточняет,

корректирует образы своего «Я». Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде

всего, самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного  члена

общества.

 

 

21. психология малых групп.

 

Социально-психологический  подход заключается в изучении социально-психологических  явлений и процессов, возникающих  и функционирующих в группах  при совместной деятельности людей, входящих в них. Включенность группы в определенный вид общественных отношений служит фактором, определяющим общность содержания и форм деятельности людей в группе, а вместе с этим и общность психологических характеристик группы.

 

При характеристике психологии группы следует учитывать, что она  является субъектом деятельности, а поэтому все особенности деятельности отражаются в ней. По своему психологически своеобразны производственная бригада, туристическая группа, спортивная команда, ученический класс и др., и те же группы, но при осуществлении разных видов деятельности, решении разных задач.

 

Для психологии малых  групп имеют значение:

 

* композиция группы (или  ее состав);

 

* структура группы;

 

* групповые процессы;

 

* групповые нормы и  ценности;

 

* система санкций.

 

Так, состав конкретной группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп. Психология всякой студенческой группы, например, имеет нечто общее для всех студенческих групп, но каждая чем-то, а нередко и существенно, психологически отлична от других.

 

На психологии группы сказывается и ее структура -- структура «власти», представляющая собой официальное распределение отношений руководства и подчинения, распределение прав и обязанностей между ее членами, предусмотренный порядок отношений и совместных действий, и анализ того, как она влияет на психологию и взаимоотношения членов группы. Важное место в характеристике группы занимают групповые социально-психологические процессы -- те, которые организуют деятельность группы: общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и др.

 

Особая часть характеристик  психологии группы касается положения  индивида в группе. К психологическим  феноменам, имеющим отношение к  такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых  ожиданий, групповые нормы и санкции.

 

 

 

Статус характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим.

 

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе являются групповые ожидания -- от каждого  члена группы в соответствии с  его позицией и ролью группа ожидает  выполнения определенных функций, определенных решений, поведения, причем качественного. Через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, группа контролирует деятельность своих членов. При рассогласовании между ожиданиями группы и реальным поведением какого-либо ее члена вступают в силу групповые нормы и групповые санкции.

 

При функционировании в психологии группы групповых норм и санкций  принимают активное участие социалъно-психологические  механизмы и свойства личностей (из которых состоит группа): внушение, конформность, убеждение, подражание, психологическое давление, идентификация и др.

Вся психология группы характеризуется  также социально-психологическим  климатом в ней, показывающим целостно условия жизни и деятельности в ней, самочувствие ее членов, который  отражается на сплоченности, устойчивости и успешности деятельности группы. Положительные морально-психологические отношения между членами группы являются основой здорового, оптимистического климата, полно выражающегося в энтузиазме.

 

Единство и деятельности, и контактности группы придают ее психологии повышенную целостность, общность, выраженность, психологическую насыщенность, динамичность, повышенную эмоциональность и силу влияния на членов группы и результаты деятельности.


Информация о работе Лекции по "Психологии"