Культурно-историческая психология (научная школа Л. С. Выготского)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:37, реферат

Краткое описание

При рассмотрении истории становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности. Известно, что некоторые наши психологи отрицают наличие такого основания, т.е. наличие у самого Л.С. Выготского понятия деятельности (если первичной ее формой считать практическую, чувственную деятельность).

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 17.59 Кб (Скачать)

Глава 1. Культурно-историческая психология (научная школа Л. С. Выготского)

1.1 Становление научной  школы Л.С. Выготского

При рассмотрении истории  становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций  различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать  вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие  деятельности. Известно, что некоторые  наши психологи отрицают наличие  такого основания, т.е. наличие у  самого Л.С. Выготского понятия деятельности (если первичной ее формой считать  практическую, чувственную деятельность).

Эти положения не соответствуют  реальной истории школы Л.С. Выготского. Рассмотрим основные периоды ее становления, связанные с появлением в ее категориальном аппарате именно понятия деятельности как подлинного основания соответствующей  теории. [9, c20-29]

 

Л.С. Выготский стремился  психологию своего времени направить  в русло марксистской концепции  человека и уже в начале 1925 г. четко  представлял себе строение "трудовой" (т.е. производственной, преобразовательной, практической) деятельности людей, выделяя  в ней такие существенные компоненты, как "орудия" (или "средства"), а также "способы" их применения в процессе получения "продукта" (эти понятия характерны именно для  марксистской концепции).

Л.С. Выготский хорошо понимал  значение "орудий" как средств специфического отношения человека к природе, а также способов их практического применения в общественно-историческом развитии. Не исключено, что он понимал роль труда в происхождении других видов деятельности.

Орудия, согласно Выготскому, позволяют осуществлять не только регуляцию  и преобразование внешней среды, но и регуляцию субъектом своего собственного поведения и поведения  других. Язык, карты, знаки, планы и  схемы рассматриваются Выготским  как психологические орудия, которые  опосредуют отношение субъекта с  самим собой и с другими.

“Умение владеть орудиями оказывается признаком высоты психологического развития, и мы можем с уверенностью предположить, что именно такие процессы овладения орудиями внешнего мира и  своеобразной выработки внутренних психологических приемов, умение функционально  использовать свое собственное поведение  и являются характерными моментами  в культурном развитии психики ребенка. Вторая ступень культурного развития характеризуется возникновением в  поведении ребенка опосредствованных  процессов, перестраивающих поведение  на основе использования стимулов-знаков. Эти приемы поведения, приобретенные  в процессе культурного опыта, перестраивают  основные психологические функции  ребенка, вооружают их новым оружием, развивают их”. [2, с.161]

Тем самым, психологические  орудия отличаются от технического инструмента  направленностью своего действия в  сторону психики. Включение инструмента  в процесс поведения требует  появления новых функций, связанных  с управлением орудием, заменяет "естественные" процессы, порученные инструменту, и изменяет протекание и отдельные аспекты психических  процессов. Эти процессы вписываются  в комплексную структурную и  функциональную целостность – инструментальный акт.

Идея Выготского заключается, с одной стороны, в разделении инструментов в зависимости от того, на что они позволяют субъекту воздействовать (на материальный мир, на психику самого субъекта или на психику других людей), и, с другой стороны, в предложении единицы  анализа инструментальной деятельности – инструментального акта. Таким  образом, инструмент рассматривается  дважды по отношению к субъекту.

Но значение подхода Выготского состоит не только в соединении понятия  инструмента и инструментального  акта. Еще более фундаментально оно  связано с самим понятием психологического инструмента, при помощи которого субъект  контролирует и регулирует собственную  деятельность. Психологический инструмент, который может существовать внешне по отношению к субъекту, имеет  также для него и внутреннее существование, позволяющее субъекту управлять  самим собой. Так, семиотические  инструменты (язык, карты и т.д.) являются не только инструментами познания (когнитивными инструментами, согласно другим авторам), но и психологическими инструментами

Труд, создавший самого человека, вместе с тем, по меткому выражению  Л.С. Выготского, "создал высшие психические  функции, отличающие человека как человека".[1, с.85]

И далее: "Жизнь во времени, культурное развитие, труд - все, отличающее в психологической сфере человека от животного, теснейшим образом  связано с тем фактом, что параллельно  с овладением внешней природой в  процессе исторического развития человека шло овладение собой, своим собственным  поведением... Первобытный человек, пользующийся палкой, овладевает с  помощью знака, извне процессом  собственного поведения и подчиняет  свои действия той цели, которой  он заставляет служить внешние объекты  своей деятельности - орудие, почву, рис".[1, с.85]

В этом направлении Л.С. Выготский  использовал уже и термин "деятельность". В приведенных суждениях он создает теоретическую схему психологического отличия человека от животных (наличие у него "жизни во времени", т.е. будущего, наличие свободных, волевых, культурных действий, т.е. высших психических функций) на основе понятия труда, трудовой орудийной деятельности.

В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной  Л.С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие  коллективной деятельности, наличие  которой вполне естественно подразумевало  и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая  из детей и взрослых). Согласно Л.С. Выготскому, индивидуальная деятельность производна от коллективной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другому является процессом  интериоризации.

Так, он писал о том, что  психические функции "сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности". [4, с.145-146]

Свой общий генетический закон психического развития он формулировал следующим образом: "Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная ...второй раз как деятельность индивидуальная..."[5,с.98].

Понятие зоны ближайшего развития, введенное в психологию Л.С. Выготским, в определенной мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной.

Для Л.С. Выготского как психолога  возникновение в истории человеческого  общества трудовой, орудийной (т.е. практической) деятельности и общения людей  означало вместе с тем и возникновение  у них особой структуры психических  процессов. Существенные компоненты этой структуры это орудия-средства в  форме внешних знаков и словесных  значений, опосредствующих и определяющих протекание этих процессов, которые  тем самым стали человеческим сознанием. Это было первым шагом  Л.С. Выготского и его сотрудников  в использовании историко-социологического понятия деятельности в целях  разработки соответствующего психологического понятия.

Далее Л.С. Выготский приступил  к решению сложной проблемы связи  знаков и словесных значений (т.е. связи сознания) с практическими  действиями, он раскрыл генетические корни оречевления этих действий и корни возникновения у речи, включаемой в практические действия, предметной отнесенности. Это был второй важный шаг Л.С. Выготского в конкретизации и развитии уже психологического понятия деятельности именно понятия, поскольку соответствующий термин им и его сотрудниками еще не применялся (этот шаг был сделан в начальный период создания культурно-исторической теории).


Информация о работе Культурно-историческая психология (научная школа Л. С. Выготского)