Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:37, реферат
При рассмотрении истории становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности. Известно, что некоторые наши психологи отрицают наличие такого основания, т.е. наличие у самого Л.С. Выготского понятия деятельности (если первичной ее формой считать практическую, чувственную деятельность).
Глава 1. Культурно-историческая психология (научная школа Л. С. Выготского)
1.1 Становление научной школы Л.С. Выготского
При рассмотрении истории становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности. Известно, что некоторые наши психологи отрицают наличие такого основания, т.е. наличие у самого Л.С. Выготского понятия деятельности (если первичной ее формой считать практическую, чувственную деятельность).
Эти положения не соответствуют реальной истории школы Л.С. Выготского. Рассмотрим основные периоды ее становления, связанные с появлением в ее категориальном аппарате именно понятия деятельности как подлинного основания соответствующей теории. [9, c20-29]
Л.С. Выготский стремился психологию своего времени направить в русло марксистской концепции человека и уже в начале 1925 г. четко представлял себе строение "трудовой" (т.е. производственной, преобразовательной, практической) деятельности людей, выделяя в ней такие существенные компоненты, как "орудия" (или "средства"), а также "способы" их применения в процессе получения "продукта" (эти понятия характерны именно для марксистской концепции).
Л.С. Выготский хорошо понимал значение "орудий" как средств специфического отношения человека к природе, а также способов их практического применения в общественно-историческом развитии. Не исключено, что он понимал роль труда в происхождении других видов деятельности.
Орудия, согласно Выготскому,
позволяют осуществлять не только регуляцию
и преобразование внешней среды,
но и регуляцию субъектом своего
собственного поведения и поведения
других. Язык, карты, знаки, планы и
схемы рассматриваются
“Умение владеть орудиями
оказывается признаком высоты психологического
развития, и мы можем с уверенностью
предположить, что именно такие процессы
овладения орудиями внешнего мира и
своеобразной выработки внутренних
психологических приемов, умение функционально
использовать свое собственное поведение
и являются характерными моментами
в культурном развитии психики ребенка.
Вторая ступень культурного развития
характеризуется возникновением в
поведении ребенка
Тем самым, психологические
орудия отличаются от технического инструмента
направленностью своего действия в
сторону психики. Включение инструмента
в процесс поведения требует
появления новых функций, связанных
с управлением орудием, заменяет
"естественные" процессы, порученные
инструменту, и изменяет протекание
и отдельные аспекты
Идея Выготского заключается, с одной стороны, в разделении инструментов в зависимости от того, на что они позволяют субъекту воздействовать (на материальный мир, на психику самого субъекта или на психику других людей), и, с другой стороны, в предложении единицы анализа инструментальной деятельности – инструментального акта. Таким образом, инструмент рассматривается дважды по отношению к субъекту.
Но значение подхода Выготского
состоит не только в соединении понятия
инструмента и
Труд, создавший самого человека, вместе с тем, по меткому выражению Л.С. Выготского, "создал высшие психические функции, отличающие человека как человека".[1, с.85]
И далее: "Жизнь во времени,
культурное развитие, труд - все, отличающее
в психологической сфере
В этом направлении Л.С. Выготский использовал уже и термин "деятельность". В приведенных суждениях он создает теоретическую схему психологического отличия человека от животных (наличие у него "жизни во времени", т.е. будущего, наличие свободных, волевых, культурных действий, т.е. высших психических функций) на основе понятия труда, трудовой орудийной деятельности.
В культурно-исторической теории
психического развития человека, созданной
Л.С. Выготским в конце 20-х - начале
30-х гг., им широко использовалось понятие
коллективной деятельности, наличие
которой вполне естественно подразумевало
и понятие коллективного
Так, он писал о том, что психические функции "сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическими функциями личности". [4, с.145-146]
Свой общий генетический закон психического развития он формулировал следующим образом: "Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельность коллективная, социальная ...второй раз как деятельность индивидуальная..."[5,с.98].
Понятие зоны ближайшего развития, введенное в психологию Л.С. Выготским, в определенной мере объясняет содержание процесса происхождения индивидуальной деятельности из коллективной.
Для Л.С. Выготского как психолога
возникновение в истории
Далее Л.С. Выготский приступил к решению сложной проблемы связи знаков и словесных значений (т.е. связи сознания) с практическими действиями, он раскрыл генетические корни оречевления этих действий и корни возникновения у речи, включаемой в практические действия, предметной отнесенности. Это был второй важный шаг Л.С. Выготского в конкретизации и развитии уже психологического понятия деятельности именно понятия, поскольку соответствующий термин им и его сотрудниками еще не применялся (этот шаг был сделан в начальный период создания культурно-исторической теории).
Информация о работе Культурно-историческая психология (научная школа Л. С. Выготского)