Кризис семи лет и новообразования дошкольного детства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о существовании стабильных и переходных, или критических, периодов в развитии ребенка был поставлен в 20—30-х гг. в исследованиях П.П. Блонского и Л.С. Выготского по периодизации детства. Необходимость различать эти периоды продиктована педагогической практикой: учителя, воспитатели, родители постоянно сталкиваются с трудновоспитуемостью, капризностью, конфликтностью, непослушанием, грубостью детей в некоторые периоды их жизни. Диагностика этого перехода – одна самых актуальных проблем современной возрастной психологии. Исследования многих психологов посвящены подробному анализу этого сложного феномена в различных аспектах.

Оглавление

Введение
1.Кризис семи лет
2. Основные симптомы кризиса семи лет
3. Психологические новообразования кризиса семи лет
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

психология дошкольников.docx

— 35.83 Кб (Скачать)

Характер  общения со сверстником к концу  дошкольного возраста также преобразуется. Во-первых, в отношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможными интимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации и от ситуативных проявлений детей. Появляются дружба, привязанность, забота о другом и пр. ). Во-вторых, общение детей все более опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах. Помимо правил совместной игры, начинают работать правила, регулирующие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.

Вхождение в новую, более широкую  социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.

В связи  с этим особую содержательную наполненность  приобретает для детей их будущее. Т. В. Ермолова и И. С. Комогорцева, исследовавшие временной аспект образа себя у дошкольников, выявили, что в 7-летнем возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем в 7 лет дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у семилеток в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

В уже  упомянутой работе Ермоловой и Комогорцевой детям предлагалось принять участие  в предстоящем через месяц  соревновании с другой группой детского сада, для чего необходимо было выбрать команду игроков и подготовиться к соревнованиям. Выбранный на роль игрока ребенок должен был в течение месяца выполнять определенные правила, в противном случае он лишался места в команде. Этот эксперимент показал, что 6-7-летние дети, посещающие детский сад, в отличие от 4-5-летних, не только охотно принимают такую задачу, но и удерживают ее в течение месяца. Они выполняют все необходимые правила и специально готовят себя, чтобы получить желанную для них роль игрока. Социальный статус в группе сверстников и выполнение определенной социальной (а не игровой) роли становится главным смыслообразующим моментом их деятельности.

Все это дает возможность говорить о  том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6—7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Общение со взрослыми  играет важную роль в жизни ребёнка. От того, как взрослые организуют этот процесс, во многом зависит познавательное и личностное развитие ребёнка. Родителям  важно сформировать у детей готовность к сотрудничеству со взрослыми и  быть готовыми самим к такому сотрудничеству. В период кризиса семи лет, ребёнок  вдруг становиться неузнаваемым: из послушного, он вдруг начинает предъявлять  претензии на внимание к себе, поведение  становиться вызывающим. У него в  поведении появляется демонстративная  наивность, которая раздражает, и  родителям и окружающим кажется  неискренней. Отсюда возникает непонимание  и, в результате конфликт, который  разрушает отношения. Дети учатся удовлетворять  свои физические и духовные потребности  способами, приемлемыми для них  самих и тех, с кем они общаются. Стремятся найти такие формы  поведения, которые помогут им ввести свои желания и интересы в приемлемые для них рамки. И если я, как  родитель или педагог, поощряю самастоятельность  ребёнка – это способствует развитию интеллекта и инициативы. Если же проявлением  независимости часто сопутствуют  неудачи или детей излишне  строго наказывают за какие то проступки, это может привести к тому, что  чувство вины возобладает над  стремлением к самостоятельности  и ответственности. Кризис возникает  незаметно — трудно определить момент его наступления и окончания. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого  возрастного периода. Внешние условия  определяют конкретный характер обнаружения  и протекания критических периодов. Прогрессивное развитие личности ребенка, непрерывное построение нового, которое  так отчетливо выступало во всех стабильных возрастах, в периоды  кризиса как бы затухает, временно приостанавливается. Ребенок в критические  периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление этих возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов  деятельности, новых форм внутренней жизни. Ребенок, вступающий в периоды  кризиса, скорее, характеризуется обратными  чертами: он теряет интересы, вчера  еще направляющие всю его деятельность, которая поглощала большую часть  его времени и внимания, а теперь как бы замирает; прежде сложившиеся  формы внешних отношений и  внутренней жизни как бы запустевают. Негативным содержанием исчерпывается  весь смысл развития в критические  периоды. Это убеждение закреплено в названиях критических возрастов; иной такой возраст называют негативной фазой, иной - фазой строптивости. Негативное содержание этого возраста проявляется  в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения. Задача родителей сформировать в ребёнке уверенность в своих силах, а не способности. Из-за незнания данной информации, мы, как родители стараемся сформировать в своих детях способности к тому, что не смогли реализовать сами, тем самым не помогаем ребёнку утвердиться в своих силах и уверенности. Общение со взрослыми играет важную роль в жизни ребёнка. От того, как взрослые организуют этот процесс, во многом зависит познавательное и личностное развитие ребёнка. Родителям важно сформировать у детей готовность к сотрудничеству со взрослыми и быть готовыми самим к такому сотрудничеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.    Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И. Божович. Санкт-Петербург: 2009. 400 с.

2.    Венгер А.Л., Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер. М: Владос-Пресс, 2007. 160 с.

 

3.        Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. М: 2008. 4591 с.

4.    Дубровина И. В. Психология/ И.В. Дубровина. М: Академия. – 1999. - 362 с.

5.    Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Серия: Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем/ Н.В. Клюева. М: Академия развития, 2006. 160 с.

6.    Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев. М.: 1981. 584 с..

7.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б.Эльконина и Л. А. Венгера. -М., 1988.

8.  Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Ж.Пиаже. М.: 2008. 448 с.

9.  Поливанова К. Н. Особенности домашнего поведения детей 6-7 лет // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 48-52

10.  Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2/ А.С. Спиваковская. М.: 2000. 464 с.

11.  Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов/ А.С. Спиваковская. М., 1988.

12.  Шаграева О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. Учебное пособие для вузов/ О.А. Шагрраева. М.: Владос, 2001. 367 с.

13.  Электронный ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1986/864/864036. Сапогова Е.Е.Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста.

14.  Эльконин Д.Б. Детская психология/Д.Б. Эльконин. М.: Академия. 2000. 384с


 


Информация о работе Кризис семи лет и новообразования дошкольного детства