Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:05, реферат
Период младенчества начинается с кризиса новорожденности, с момента, когда кроха появляется на свет. Это самый большой кризис в жизни человека – он является большим потрясением для его организма.
Во-первых, потому что ребенок переходит на принципиально новые условия жизни, во-вторых, изменяется и его физическое существование: появляются контрасты темноты и света, тепла и холода, на его слух действуют многочисленные громкие звуки, возникает лавина новых ощущений, происходит физическая потеря матери (после родов) – организм начинает функционировать самостоятельно.
Введение…………………………………………………………………….3
Кризис новорождённости …………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………7
Литература………………………………………………………………….8
Содержание
Введение…………………………………………………………
Кризис новорождённости …………………………………………………4
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Период младенчества начинается с кризиса новорожденности, с момента, когда кроха появляется на свет. Это самый большой кризис в жизни человека – он является большим потрясением для его организма.
Во-первых, потому что
ребенок переходит на
Ребенку еще не знаком
этот мир, в который он пришел.
Он не знает, как выжить в
нем. Ему страшно. Поэтому самая
важная функция родителей в
этом периоде – дать
Кризис новорожденности.
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
Физиологические ( рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.
Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"
Комплекс оживления
включает четыре основных
1)замирание и зрительное сосредоточение—долгий ,пристальный
взгляд на взрослого ;
2)улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;
3)двигательное оживление—
и ножек, прогибание спинки и пр.;
4)вокализации—вскрик и (громкие отрывистые гласные звуки) ,гу
канье (тихие короткие звуки типа «кх» , «гк» и пр.), гуление (про
тяжные звуки , напоминающие пение птиц,—«гуулллиии » и пр.).1
Комплекс оживления, включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у
ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Заключение
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.
Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.
Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.
Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах ; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
2.Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.
3.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
4.Интернет ресурсы:
http://www.voppsy.ru
http://psystudy.com.ru
http://www.psychology.ru/
1 Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.с.98.