Кризис новорождённости

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 14:05, реферат

Краткое описание

Период младенчества начинается с кризиса новорожденности, с момента, когда кроха появляется на свет. Это самый большой кризис в жизни человека – он является большим потрясением для его организма.
Во-первых, потому что ребенок переходит на принципиально новые условия жизни, во-вторых, изменяется и его физическое существование: появляются контрасты темноты и света, тепла и холода, на его слух действуют многочисленные громкие звуки, возникает лавина новых ощущений, происходит физическая потеря матери (после родов) – организм начинает функционировать самостоятельно.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Кризис новорождённости …………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………7
Литература………………………………………………………………….8

Файлы: 1 файл

кризис новорождённости.docx

— 22.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Кризис новорождённости …………………………………………………4                  

Заключение…………………………………………………………………7

Литература………………………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Период младенчества начинается с кризиса новорожденности, с момента, когда кроха появляется на свет. Это самый большой кризис в жизни человека – он является большим потрясением для его организма.

 Во-первых, потому что  ребенок переходит на принципиально  новые условия жизни, во-вторых, изменяется  и его физическое существование: появляются контрасты темноты  и света, тепла и холода, на  его слух действуют многочисленные  громкие звуки, возникает лавина  новых ощущений, происходит физическая  потеря матери (после родов) –  организм начинает функционировать  самостоятельно.

 Ребенку еще не знаком  этот мир, в который он пришел. Он не знает, как выжить в  нем. Ему страшно. Поэтому самая  важная функция родителей в  этом периоде – дать почувствовать  крохе, что он в безопасности. Этим они помогут успешно пережить  малышу кризис новорожденного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризис новорожденности.

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

Физиологические  ( рождаясь,  ребенок физически отделяется от матери.  Он попадает в совершенно иные условия:  холод,  яркая  освещенность, воздушная среда,  требующая другого типа дыхания,  необходимость  смены типа питания).

Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов,  которые помогают ребенку в первые часы его жизни): дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.

Активное функционирование зрительного и слухового анализаторов является важным моментом в психическом развитии ребенка.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"

 Комплекс оживления  включает четыре основных компонента:

1)замирание и зрительное  сосредоточение—долгий ,пристальный 

взгляд на взрослого ;

2)улыбку, выражающую радостные  эмоции ребенка;

3)двигательное оживление—движения  головы ,вскидывание ручек 

и ножек, прогибание спинки и пр.;

4)вокализации—вскрик и (громкие  отрывистые гласные звуки) ,гу­

канье (тихие короткие звуки типа «кх» , «гк» и пр.), гуление (про­

тяжные звуки , напоминающие пение птиц,—«гуулллиии » и пр.).1

Комплекс оживления,   включающий улыбку знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у

ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах ; развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

 

Литература

1.    Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под  ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.

2.Смирнова Е.О. Детская  психология. СПб.: Питер, 2009.

3.Эльконин Д.Б. Избранные  психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

4.Интернет ресурсы:

http://www.voppsy.ru

http://psystudy.com.ru

http://www.psychology.ru/library/.

 

1 Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.с.98.

 

 

 


Информация о работе Кризис новорождённости