Критерии и факторы карьерного успеха. Психологические модели профессионального успеха (теории Р.Г. Тернера и Дж.Г.Гринхауса)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 23:50, контрольная работа

Краткое описание

Известный социолог В. Парето выявил закономерность «20*80», по которой только 20% работающего населения реализуют себя на трудовом поприще на 80%, а оставшиеся 80% работоспособных людей открываются лишь на 20%, совершенно не используя свои таланты, потенциал и возможности.

Файлы: 1 файл

Критерии и факторы карьерного успеха.docx

— 20.55 Кб (Скачать)

Критерии и факторы карьерного успеха. Психологические модели профессионального успеха (теории Р.Г. Тернера и Дж.Г.Гринхауса)

 

Для многих людей успех в жизни зависит от удачно сложившейся карьеры, желания трудиться и с удовольствием возвращаться на работу, получать определенное материальное вознаграждение за свой труд.

Известный социолог В. Парето выявил закономерность «20*80», по которой только 20% работающего населения реализуют себя на трудовом поприще на 80%, а оставшиеся 80% работоспособных людей открываются лишь на 20%, совершенно не используя свои таланты, потенциал и возможности. Как попасть в заветную двадцатку, остается под большим вопросом, и по сей день. Но существуют основополагающие критерии успеха в карьере, которые значительно повышают шансы каждого трудящегося в отдельности. Все критерии подразделяются на субъективные, зависимые, и объективные, не зависящие от человека.

Итак, субъективные факторы и критерии успешной карьеры:

    • увлеченность и удовлетворение от дела, которым занимаешься;
    • умение расставлять приоритеты в профессиональной деятельности;
    • стремление к постоянному совершенствованию в профессиональном плане;
    • умение рисковать;
    • быстрая обучаемость;
    • пошаговое преодоление разных уровней мастерства;
    • личная инициатива и предприимчивость;
    • собственные высокие достижения на трудовом поприще;
    • наличие лидерских качеств, стремление всегда и во всем быть впереди;
    • воплощение собственных идей и планов на работе.

Объективные факторы достижения успеха в карьерном росте:

    • регулярное образование и самообразование;
    • безупречная профессиональная репутация;
    • эмоциональная стабильность;
    • добросовестность;
    • уважение и признание коллег и сослуживцев;
    • поддержка и понимание членов семьи;
    • должность, продвижение по служебной лестнице;
    • количество подчиненных;
    • мера ответственности;
    • наличие везения и удачи;
    • уровень заработной платы;
    • популярность конкретной сферы занятости в настоящее время.

Блокировать успешное продвижение по карьерной лестнице могут многие факторы:

    • отсутствие целей и планов;
    • неимение полезных связей и контактов;
    • отсутствие социального капитала;
    • неспособность распоряжаться собственным временем и силами;
    • невозможность приобретения профессионального опыта;
    • неуверенность в себе и своих силах;
    • обостренная депрессивность;
    • низкая стрессоустойчивость;
    • неправильный выбор профессии;
    • перенасыщенность рынка труда кадрами конкретной специальности;
    • низкая коммуникабельность;
    • неумение работать в команде.

Что касается факторов, определяющих профессиональный успех, в современных западных исследованиях имеют место два подхода. Первый из них был разработан Р.Г. Тернером. Автор провел сравнительное исследование двух стран — Великобритании и США — на предмет существующих в них различий в системе образования и в стратегиях продвижения по службе. Он заключил, что построение карьеры в этих странах базируется на кардинально разных принципах. В США таким принципом является личное усилие человека, тогда как карьера в Великобритании больше зависит от отношений человека с другими людьми.

Р.Г. Тернер нашел, что именно последовательность «усилие — результат» позволяет в США выстроить карьеру. Личная вовлеченность и приобретение новых умений и навыков — это та база, которая обеспечивает человеку желаемое продвижение. В Великобритании такой основой является способность зарекомендовать себя как компетентного молодого специалиста, что способствует в дальнейшем появлению наставника, имеющего определенное признание и вес в профессиональном сообществе. Наставник «из элиты», как определяет его Р.Г. Тернер, выбирает себе преемника из числа лучших учеников и помогает ему в построении карьеры. Работа Р.Г. Тернера содействовала появлению множества эмпирических исследований, изучающих роль образования, наставничества и личностных качеств в достижении профессионального успеха. Второй подход к описанию факторов, влияющих на профессиональный успех, явился обобщением многочисленных эмпирических исследований. Дж.Г. Гринхаус выделяет семь групп характеристик, которые тем или иным образом связаны с профессиональным успехом: стратегии карьеры, межличностные отношения, семейные отношения, инвестиции в человеческий капитал, мотивационные факторы, организационные характеристики и характеристики личности . Согласно мнению этого автора, отношения между описанными выше характеристиками и профессиональным успехом зависят от пола человека. Это заключение подтверждается данными эмпирических исследований; таким образом, пол является той переменной, которая опосредствует отношения между профессиональным успехом и указанными характеристиками. Классификация Дж.Г. Гринхауса является более широкой по сравнению с подходом Р.Г. Тернера; она включает в себя характеристики, введенные Р.Г. Тернером.

Первая группа характеристик, связанная с профессиональным успехом, — это стратегии построения карьеры. Она является одной из наименее изученных; кроме того, в нее входит наименьшее количество составляющих. Это связано, прежде всего, с тем, что процесс идентификации стратегий карьеры далеко не очевиден.

 Вторая группа характеристик, описанных Дж.Г. Гринхаусом  — это межличностные отношения. В современных исследованиях, посвященных профессиональному успеху, межличностные отношения изучаются с точки зрения двух подходов: социального капитала и наставничества.

Третья группа характеристик, связанных с профессиональным успехом, которые отмечает Дж.Г. Гринхаус, — это семейные факторы. В этой группе рассматриваются такие переменные, как родительский и семейный статус, а также конфликт между профессиональной и личной жизнью. Влияние двух первых на профессиональный успех требует дальнейших исследований по причине противоречивости результатов. Что касается третьей характеристики, то во многих исследованиях было доказано ее негативное влияние на субъективный успех.

Четвертая группа характеристик касается человеческого капитала (это понятие подразумевает, что любые инвестиции человека в свое образование, формирование новых умений и навыков являются его капиталом). В многочисленных исследованиях рассматривается, какие именно инвестиции чаще всего ведут к профессиональному успеху.

 

Литература

  1. Главные факторы успеха в карьере // Образование и карьера в России. - Информационный портал. 2010.  - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inwent.ru/karera/373-glavnye-faktory-uspekha-v-karere

2.Хаммер, Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты/ Я.С.Хаммер // Вопросы психологии. - 2008. -№4 . - С.147-153.


Информация о работе Критерии и факторы карьерного успеха. Психологические модели профессионального успеха (теории Р.Г. Тернера и Дж.Г.Гринхауса)