Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:00, контрольная работа

Краткое описание

1.Общий план строения и значения нервной системы.
2.Понятие о нервном центре,нейрон-структурная единица нервной системы,возростные изменения структуры нейрона и нервного волокна.
3.Закономерности роста и развития организма.
4.Возростная переодизация

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №1.doc

— 226.00 Кб (Скачать)
Саморегуляция -

свойство  биологических систем устанавл ивать и  поддерживать на относительно постоянном уровне те или иные физиологические  или другие биологические  показатели

 

    С помощью механизма саморегуляции  в организме поддерживается относительно постоянный уровень артериального давления, температуры тела и т.д.

                                             

Виды 

саморегуляции

                                                                                                        

 
 
Гуморальная
Нервная
 
 
 
Это механизм координации процессов жизнедеятельности  в организме, осуществляемый через  жидкую среду организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость с помощью биологических  веществ, выделяемых клетками, тканями, организмами) Нервная система  объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, регулирует их деятельность и осуществляет связь  организма с внешней средой. Кора больших полушарий головного  мозга воспринимает изменения окружающей среды а также внутреннего состояния организма и обеспечивает приспособление организма к изменившимся условиям внешней среды
 

   Нервная и гуморальная регуляция взаимосвязаны. Биологически активные вещества, образующиеся в организме, попадают в кровь, а  с ее током разносятся ко всем тканям, в том числе и к нервной системе, которая реагирует на их поступление, изменяет функциональное состояние в организме. В свою очередь активные вещества выделяются под воздействием нервной системы, реагирующей на изменения окружающей среды, что также изменяет функционирование органов и систем органов. Поэтому правильнее говорить о нервно-глморальной регуляции.

   Понятие роста и развития.

    Рост  и развитие организма человека начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный процесс. Процесс развития протекает скачкообразно.

 
Развитие-

процесс количественных и  качественных изменений, происходящих в организме  человека, приводящих к повышению уровней  сложности организации  и взаимодействия всех его систем

 
Основные  факторы развития организма человека

 
 
Рост Дифференцировка

органов и тканей

Формирование

                                                                                                                                                    

 
 
Количественный  процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы

организма и сопровождающийся изменением числа  его клеток или их размеров

Процесс специализации Приобретение  организмом присущих ему форм
 

Закономерности  онтогенетического  развития.

 

К важным закономерностям роста и развития организма детей относят: неравномерность и непрерывность роста, гетерохронию и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.

 

И.А. Аршавский  сформулировал "энергетическое правило  скелетных мышц" в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.

 

А.А. Маркосян к общим законам индивидуального  развития отнес и надежность биологической системы. Под надежностью биологической системы принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующей приспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца проходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихся условиях внешней среды.

 

П.К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное  созревание функциональных систем) и  вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развитая.

 

4.Возрастная периодизация.

Периоды

развития  организма

 
 
Внутриутробный Постнатальный

                  

 

                                        

В этот период осуществляется закладка тканей и органов и их дифференцировка Он охватывает все детство, в этот период осуществляется созревание органов, систем органов, изменение физического развития и перестройка функционирования организма

                                                                                                                    

На  симпозиуме по возрастной физиологии, прошедшем  в 1965 году, определили следующие периоды  развития:

  1. Новорожденный возраст - 1-10 дней;
  2. Грудной возраст - 10 дней - 1 год;
  3. Ранее детство - 1 -3 года;
  4. Первое детство - 4-7 лет;
  5. Второе детство - 8-12 лет мальчики и 8-11 лет девочки;
  6. Подростковый - 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки;
  7. Юношеский возраст - 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки.

                                                                                             

Критерии  переодизации

 
 
Размеры тела и органов Масса тела Окостенение скелета Прорезывания  зубов Развитие  желез внутренней секреции Мышечная  сила Степень полового созревания
 
 

    Рост  и пропорции тела на разных этапах развития.

Особенностью  роста детского организма являются неравномерность и волнообразность. Периоды интенсивного роста сменяются его замедлением. Наиболее интенсивный рост отмечается в первый год жизни и в период полового созревания (11-15 лет).

 
СКАЧКИ  РОСТА

 
 
Первый  скачек роста Второй скачек роста

В первый год жизни ребенка масса его тела увеличивается более чем на 50 %. В последующие годы до полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка в массе тела составляет 1,5-2,0 кг, увеличение длины тела - 4,0 5,0 см В период полового созревания за один год длина тела увеличивается на 7-10 см, а 11-12-летние девочки опережают в развитии и росте мальчиков - раннее половое созревание. В 13- 14 лет и девочки и мальчики растут одинаково. В 14-15 лет мальчики обгоняют в росте девочек
 
 

Пропорции тела с Возрастом сильно изменяются. С периода новорожденное™ до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, туловища в 3 раза, длина рук в 4 раза, ног - в 5 раз.

 
Периоды различий пропорций  между длиной и  шириной тела
 
 
 
от 4 до 6 лет от 6 до 15 лет от 15 лет до

взрослого состояния

 
 

С возрастом  рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. В предпубертатный период длина тела увеличивается за счет роста конечностей, а в пубертатный за счет роста туловища. Рост органов совпадает с ростом отдельных частей тела, исключение составляют половые органы, они усиливают свой рост лишь в период полового созревания.

 
Неравномерность роста -приспособление, выработанное эволюцией
 
 

Бурный  рост в первый год жизни ребенка связан с увеличением массы его тела, а дальнейшее замедление роста связано с дифференцировкой органов и тканей.

 

Физическое  здоровье - показатель здоровья и социального  благополучия

Основными показателями физического развития являются длина тела, масса и окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуются не только этими соматическими величинами, а используют также результаты физиометрических измерений (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила) и стоматоскопических показателей (развитие костномышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только руководствуясь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развития ребенка.

 

Оценка  физического развития

Оценку  физического развития производят по местным, или региональным, таблицам - стандартам физического развития либо по специально составленным оценочным  таблицам (шкалам регрессии массы  тела и окружности грудной клетки по росту), опираясь на указанные параметры. Сезонность и индивидуальные особенности темпа увеличения длины и массы тела от осени к осени диктуют необходимость проведения антропометрических исследований в одни и те же периоды календарного года. Самый интенсивный продольный рост происходит весной - с марта по май. За период с сентября по октябрь происходит интенсивная прибавка массы тела. Существенное значение для сезонного изменения соматометрических показателей имеют особенности режима дня и питание учащихся.

 

Прикладное  значение антропометрических исследований

 

Антропометрические  исследования учащихся входят не только в программу изучения состояния  здоровья, но часто осуществляются в прикладных целях: для установления размеров одежды и обуви, оборудования образовательных учреждений (столов и стульев, вешалок, спортивного оборудования и инвентаря и др.).

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"