Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:00, контрольная работа
1.Общий план строения и значения нервной системы.
2.Понятие о нервном центре,нейрон-структурная единица нервной системы,возростные изменения структуры нейрона и нервного волокна.
3.Закономерности роста и развития организма.
4.Возростная переодизация
Саморегуляция
-
свойство биологических систем устанавл ивать и поддерживать на относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели |
С
помощью механизма
Виды
саморегуляции |
Это механизм
координации процессов |
Нервная система объединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, регулирует их деятельность и осуществляет связь организма с внешней средой. Кора больших полушарий головного мозга воспринимает изменения окружающей среды а также внутреннего состояния организма и обеспечивает приспособление организма к изменившимся условиям внешней среды |
Нервная
и гуморальная регуляция
Понятие роста и развития.
Рост и развитие организма человека начинаются с момента оплодотворения яйцеклетки и представляют собой непрерывный процесс. Процесс развития протекает скачкообразно.
Развитие-
процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем |
Основные факторы развития организма человека |
Рост | Дифференцировка
органов и тканей |
Формирование |
Количественный
процесс, характеризующийся
непрерывным увеличением массы
организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров |
Процесс специализации | Приобретение организмом присущих ему форм |
Закономерности онтогенетического развития.
К важным закономерностям роста и развития организма детей относят: неравномерность и непрерывность роста, гетерохронию и явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.
И.А. Аршавский сформулировал "энергетическое правило скелетных мышц" в качестве основного фактора, позволяющего понять не только специфические особенности физиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенеза находятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
А.А. Маркосян
к общим законам
П.К. Анохин выдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональных систем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно его представлениям, под функциональной системой следует понимать широкое функциональное объединение различно локализованных структур на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например, функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающая передвижение тела в пространстве, и др.). Функциональные системы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенетического развития. Системогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однако гетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных систем характерны и для других этапов индивидуального развитая.
4.Возрастная периодизация.
Периоды
развития организма |
Внутриутробный | Постнатальный |
В этот период осуществляется закладка тканей и органов и их дифференцировка | Он охватывает все детство, в этот период осуществляется созревание органов, систем органов, изменение физического развития и перестройка функционирования организма |
На симпозиуме по возрастной физиологии, прошедшем в 1965 году, определили следующие периоды развития:
Критерии переодизации |
Размеры тела и органов | Масса тела | Окостенение скелета | Прорезывания зубов | Развитие желез внутренней секреции | Мышечная сила | Степень полового созревания |
Рост и пропорции тела на разных этапах развития.
Особенностью роста детского организма являются неравномерность и волнообразность. Периоды интенсивного роста сменяются его замедлением. Наиболее интенсивный рост отмечается в первый год жизни и в период полового созревания (11-15 лет).
СКАЧКИ РОСТА |
Первый скачек роста | Второй скачек роста |
В первый год жизни ребенка масса его тела увеличивается более чем на 50 %. В последующие годы до полового созревания темп роста снижается, и ежегодная прибавка в массе тела составляет 1,5-2,0 кг, увеличение длины тела - 4,0 5,0 см | В период полового созревания за один год длина тела увеличивается на 7-10 см, а 11-12-летние девочки опережают в развитии и росте мальчиков - раннее половое созревание. В 13- 14 лет и девочки и мальчики растут одинаково. В 14-15 лет мальчики обгоняют в росте девочек |
Пропорции тела с Возрастом сильно изменяются. С периода новорожденное™ до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, туловища в 3 раза, длина рук в 4 раза, ног - в 5 раз.
от 4 до 6 лет | от 6 до 15 лет | от 15 лет до
взрослого состояния |
С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. В предпубертатный период длина тела увеличивается за счет роста конечностей, а в пубертатный за счет роста туловища. Рост органов совпадает с ростом отдельных частей тела, исключение составляют половые органы, они усиливают свой рост лишь в период полового созревания.
Неравномерность роста -приспособление, выработанное эволюцией |
Бурный рост в первый год жизни ребенка связан с увеличением массы его тела, а дальнейшее замедление роста связано с дифференцировкой органов и тканей.
Физическое здоровье - показатель здоровья и социального благополучия
Основными показателями физического развития являются длина тела, масса и окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуются не только этими соматическими величинами, а используют также результаты физиометрических измерений (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук, становая сила) и стоматоскопических показателей (развитие костномышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только руководствуясь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развития ребенка.
Оценка физического развития
Оценку физического развития производят по местным, или региональным, таблицам - стандартам физического развития либо по специально составленным оценочным таблицам (шкалам регрессии массы тела и окружности грудной клетки по росту), опираясь на указанные параметры. Сезонность и индивидуальные особенности темпа увеличения длины и массы тела от осени к осени диктуют необходимость проведения антропометрических исследований в одни и те же периоды календарного года. Самый интенсивный продольный рост происходит весной - с марта по май. За период с сентября по октябрь происходит интенсивная прибавка массы тела. Существенное значение для сезонного изменения соматометрических показателей имеют особенности режима дня и питание учащихся.
Прикладное значение антропометрических исследований
Антропометрические исследования учащихся входят не только в программу изучения состояния здоровья, но часто осуществляются в прикладных целях: для установления размеров одежды и обуви, оборудования образовательных учреждений (столов и стульев, вешалок, спортивного оборудования и инвентаря и др.).