Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 10:39, контрольная работа
Вопрос №4: Как психологи собирают информацию ?
В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
На протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук
Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса:
· коммуникативной (обмен информацией между людьми)
· интерактивной (общение заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями)
· перцептивной (общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.)
Общение различается по видам:
Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.
Непосредственное - общение "лицом к лицу”, при контакте визуальном. Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу "эксперт - аттестуемый”,
Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.
Диалогическое общение - общение между двумя людьми.
Групповое - общение в группе людей
Массовое общение.
Общение осуществляется
Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.
Невербальное общение - средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)
Общение в системе эксперт - аттестуемый всегда является диалогическим, формальным, непосредственным, с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Коммуникативная сторона общени
1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);
4) система организации
5) наконец, система "контакта глазами".
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, не давности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).
Вопрос №68: Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?
Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной деятельности
педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для
успешного выполнения производственных задач.
Выделяется три группы методов обучения:
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы
обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного
материала, упражнения, выполнение практических заданий и т.д. Во вторую
группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.
В учебном процессе выделяют 4 формы организации процесса обучения:
Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм.
Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется. В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные формы обучения: групповая, парная и индивидуальная.
Методы воспитания
Под методом воспитания подразумевается совокупность практических или мыслительных действий и приемов преподавателя или обучающегося, выполняя которые можно достигнуть желаемых результатов.
Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяет решать те или иные педагогические задачи, являясь способами воздействия с обучающимися. В качестве основных выступают следующие методы воспитания:
методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, доклады, конференции);
методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность);
методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование);
исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тесты, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).
Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними педагогическими условиями. Сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть предусмотренный результат в учебной ситуации.