Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2014 в 10:39, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №4: Как психологи собирают информацию ?
В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики.
На протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук

Файлы: 1 файл

психология кр.docx

— 50.36 Кб (Скачать)

Структура общения предполагает выделение трех взаимосвязанных сторон этого процесса:

· коммуникативной (обмен информацией между людьми)

· интерактивной (общение заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями)

· перцептивной (общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.)

Общение различается по видам:

Опосредованное общение - предполагает не полный психологический контакт - по телефону, через Интернет, в письменной форме и т.д.

Непосредственное - общение "лицом к лицу”, при контакте визуальном. Формальное общение - деловое, ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнение определенной социальной роли, например, общение по типу "эксперт - аттестуемый”,

Неформальное общение - доверительное, товарищеское, интимное.

Диалогическое общение - общение между двумя людьми.

Групповое - общение в группе людей

Массовое общение.

Общение осуществляется разными средствами:

Вербальное общение (знаковое) - осуществляется с помощью слов.

Невербальное общение - средством передачи информации являются невербалы (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.)

Общение в системе эксперт - аттестуемый всегда является диалогическим, формальным, непосредственным, с использованием как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:

1) прежде всего - речь;

2) оптико-кинетическая система  знаков - жесты, мимика, пантомимика;

3) системы паралингвистическая  и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);

4) система организации пространства  и времени коммуникации;

5) наконец, система "контакта глазами".

Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.

В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, не давности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).

Вопрос №68: Какие методы обучения и воспитания наиболее известны?

Методы обучения - это способы организации взаимосвязанной деятельности

педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, политических и нравственных качеств, необходимых для

успешного выполнения производственных задач.

Выделяется три группы методов обучения:

  • организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • стимулирования учебно-познавательных процессов;
  • контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.

Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы

обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного

материала, упражнения, выполнение практических заданий и т.д. Во вторую

группу (методов стимулирования) включают: деловые игры, дискуссии и другие активизирующие процесс познания методы, а также поощрения, создание ситуаций психологического комфорта или дискомфорта в результате нравственных переживаний и эмоциональных волнений. Вместе с тем и первая группа должна использовать методы активного обучения: лекции-дискуссии, чтение лекций двумя преподавателями и др. К третьей группе (методов контроля) относят устную либо письменную проверку усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений.

В учебном процессе выделяют 4 формы организации процесса обучения:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая;
  • коллективная.

Эти четыре формы организации лежат в основе любого обучения. Они - формы существования процесса обучения. Содержание обучения становится достоянием сознания и деятельностью учащихся любого возраста благодаря применению этих форм.

Наглядные и технические средства могут их совершенствовать и дополнять, но при этом основа сохраняется. В практике обучения на протяжении ряда столетий использовались не четыре, а лишь три организационные формы обучения: групповая, парная и индивидуальная.

Методы воспитания

Под методом воспитания подразумевается совокупность практических или мыслительных действий и приемов преподавателя или обучающегося, выполняя которые можно достигнуть желаемых результатов.

Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяет решать те или иные педагогические задачи, являясь способами воздействия с обучающимися. В качестве основных выступают следующие методы воспитания:

методы воздействия и убеждения (беседы, лекции, доклады, конференции);

методы организации практической деятельности (выбор, планирование, мотивация, инструктаж, упражнение, отчетность);

методы стимулирования (требования, оценка, контроль, поощрение или наказание, соревнование);

исследовательские и диагностические методы (наблюдение, интервью, тесты, анкетирование, экспертная оценка, эксперимент, анализ).

Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в постоянно изменяющихся конкретных учебных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними педагогическими условиями. Сочетание различных методов позволяет быстрее достигнуть предусмотренный результат в учебной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"