Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Раскройте основные положения теории личности С.Л. Рубинштейна.

Интерес исследователей к научному наследию С.Л. Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества.

Файлы: 1 файл

Сережа контрольная.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее психическое явление.

Следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.(Таблица № 2).

 

Таблица № 2

 

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.

К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец, высокоразвитая образная память. К ведущим свойствам относятся свойства художественного воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению.

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т.п. К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей.

В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта. Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных. Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности.

Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.

В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова - о летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И.

Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей.

Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются:

1) музыкальный слух в его двух  компонентах - звуковысотном и ладовом;

2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению);

3) музыкально- ритмическое чувство.

Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: 1) способность "заряжать" своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15) настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18) организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств.

Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной деятельности идет по линии пересечения более частных способностей, совокупность которых, по мнению авторов, и составляет способность к тому или иному конкретному виду деятельности.

 

Задание 3. Решить психологическую задачу.

Какие из приведенных в списке качеств характеризуют экстравертированный и интровертированный психологический тип, по К. Г. Юнгу? Обоснуйте ответ.

 

Инициативность, необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, импульсивность, беззаботность, мечтательность, безрассудство, социальная адаптированность, расчетливость, открытость, подвижность, аутизм, смешливость, вдумчивость, застенчивость, стеснительность, бесцеремонность.

 

Ответ.

Швейцарский психиатр Карл Юнг представил свою теорию типов в классическом труде «Психологические типы» (1921). Юнг предполагал, что существует два типа людей: интроверты и экстраверты. Эти термины были введены Юнгом, и он дал каждому из них свои определения. Термин «интроверсия» в настоящие дни широко используется как синоним застенчивости, несмотря на то, что интроверсия это не обязательно застенчивость. Хотя и нельзя не признавать наличие тесной связи между застенчивостью и интроверсией, которую Юнг также ощущал.

Интроверсия – это обращение внутрь себя, направленность в мир идей, чувств, фантазий, ощущений и других граней субъективного опыта. Интровертированный тип личности определяет себя и получает удовлетворение не во внешнем мире людей, объектов и вещей, но скорее, в своем личном пространстве и внутренней психической жизни. Экстраверты же, наоборот, живут практически постоянно «снаружи», во внешнем мире, извлекая для себя энергию из взаимодействия с внешней реальностью.

Разумеется, не существует абсолютных интровертов или абсолютных экстравертов. Эти два крайних полюса составляют континуум. Практически во всех культурах интроверты находятся в статистическом меньшинстве по сравнению с экстравертами. Действительно, создается впечатление, что культура «клеймит» интроверсию, считает данный тип личности патологией или чем-то ненормальным. На это есть свои основания: слишком проявленная интроверсия может перейти в патологическую застенчивость, социофобию, шизофрению, аутизм или даже в психоз (абсолютное разъединение с внешней реальностью). Крайняя экстраверсия также имеет свои минусы, она проявляется в компульсивных реакциях, трудоголизме, маниях или аддиктивном поведении (например, сексуальная зависимость). Как правило, экстраверты неосознанно стремятся любым путем не допустить саморефлексии и направленности вглубь себя.

Интроверты склонны иметь проблемы при попытках взаимодействия с внешним миром. Экстраверты сталкиваются с теми же самыми проблемами, когда пытаются понять свой внутренний мир. Сопротивление таким попыткам часто приводит к формированию избегающего типа поведения. Важно понимать, что наш психологический тип является своего рода «линзой», через которую мы воспринимаем действительность, такая линза определяет нашу картину мира: то, как мы видим и интерпретируем реальность. Что вызывает сложности, так это то, насколько различаются экстраверты и интроверты? Ведь это радикально противоположные модели бытия и жизненные позиции.

Исходя, из выше изложенного, список качеств характеризующих экстравертированный и интровертированный психологический тип, распределим следующим образом:

Экстравертированный психологический тип – инициативность, импульсивность, беззаботность, безрассудство, социальная адаптированность, , открытость, подвижность, смешливость, бесцеремонность.

Интровертированный психологический тип - необщительность, склонность к самоанализу, рефлексия, мечтательность, расчетливость, аутизм, вдумчивость, застенчивость, стеснительность.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 2003.
  3. Анцыферова Л.И. психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000
  4. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010.
  5. Немов Р.С.. Психология.-М.,2001.
  6. .Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.,2000.
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2002.
  8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,2001.
  9. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии: учебное пособие: М. 2003.
  10. Юнг К. Г. "Психологические типы". Издательство: Азбука : 2001.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"