Контрольная работа по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1.
Дайте определение следующим понятиям:
Психология.
Психические процессы.
Психические свойства.
Психические явления .
Темпера́мент.
Способности.
Задание 2.
Заполните следующую таблицу:
Название психич. процесса
Физиологические основы процесса
Закономерности и свойства процесса
Виды процесса
Др.особенности

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Общей психологии.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ.

Задание 1.

Дайте определение следующим  понятиям:

 

Психология(от психо... и... логия),наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Психические процессы - условное обозначение динамической характеристики психики человека.

Психические свойства  - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические явления – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека и которые изучает психология как специфическая отрасль знаний.

 

Психическая деятельность - это качественно новый, более высокий, чем условно-рефлекторное поведение, уровень высшей нервной деятельности, свойственный человеку.

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Способности- индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. 
Мотив-(лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами.

 

 

Задание 2.

Заполните следующую  таблицу:

 

Название психич. процесса

Физиологические основы процесса

Закономерности и свойства процесса

Виды процесса

Др.особенности

ощущение

Ощущения  считаются  самыми простыми из всех психических явлений; они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникает ощущение, является анализатор. Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, нужно здоровое состояние все трех отделов анализатора: рецептор проводящий; нервный путь; корковая часть.

1. Чувствительность  - способность организма реагировать  на сравнительно слабые воздействия.  Ощущения каждого человека имеют  определенный диапазон, с двух  сторон этот диапазон ограничивается  абсолютным порогом ощущения. За  пределами нижнего абсолютного порога ощущение еще не возникает, так как раздражитель слишком слаб, за пределами верхнего порога ощущений уже нет, так как раздражитель слишком силен. В результате систематических упражнений, человек может повысить свою чувствительность (сенсибилизацию).

 

2. Адаптация  (приспособление) - изменение порога чувствительности  под влиянием действующего раздражителя, например: человек остро ощущает  любой запах только в первые  несколько минут, затем ощущения  притупляются, так как человек  к ним адаптировался.

 

3. Контрастность  - изменение  чувствительности под влиянием  предшествующего раздражителя, например  одна и та же фигура на  белом фоне кажется темнее, а  на черном светлее. 

 

Наши ощущения тесно  связаны и взаимодействуют друг с другом. На основе этого взаимодействия возникает восприятие, процесс более сложный, чем ощущение, появившийся при развитии психики в животном мире многим позже.

Внешние ощущения. 2. Внутренние ощущения. 3. Двигательные ощущения.

Ощущения также очень  сильно влияют на восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, при отсутствии ощущений будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы. Восприятие не представляется без ощущений, так как оно происходит через воздействие наших органов чувств на предметы и явления объективного мира, вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире. Процесс восприятия протекает под воздействием практически всех ощущений. Это, например, может быть зрительное восприятие, под воздействием зрения формируются основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия - предметность (восприятие в форме отделенных друг от друга предметов), целостность (образ достраивается до некоторой целостной формы), константность (восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо отменяющихся физических условий восприятия) и категориальность (восприятие носит обобщенный характер).

восприятие

Восприятие  -  отражение  предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный  с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Благодаря связям, образующимся между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.

Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов, но постепенно она начинает регулироваться и образами. Можно сказать, что  образ представляет субъективную форму объекта, он - порождение внутреннего мира данного человека. Уже в процессе формирования данного образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности, определяя его уникальность и особенности эмоциональной окраски. Поскольку в образе одновременно представлены такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, то можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта, результат синтеза многих отдельных ощущений, которое уже способно регулировать целесообразное поведение.

мышление

Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого  отражения и преобразования человеком  действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит  также в том, что оно почти  всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую надо решить, и активным изменением условий, в  которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

Выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретическое понятийное и теоретическое образное мышление. Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят друг в друга. Практически действенное мышление может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид мышления, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления. Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие  друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.

память

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  следов прошлого опыта. Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует.

Виды памяти различают  в зависимости от того, как, что  и насколько долго запоминается, сохраняется и воспроизводится (рис. 1).

Существует несколько  основных подходов в классификации памяти. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по способу активности -- на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала -- на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная (или моторная) память -- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных  движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Эмоциональная память -- это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Воспоминания о пережитых чувствах -- страдании, радости любви сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоциональное отношение к информации, эмоциональный фон существенно влияет на запоминание. Наиболее легко запоминаются события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются.

Образная память -- это  память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении  наших мыслей. Это память на понятия, формулы, знаки, мысли. Мы запоминаем и  воспроизводим мысли, возникшие  у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

Память -- это сложный  психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов. Перечисленные характеристики памяти в той или иной степени присущи всем процессам, которые объединяет понятие “память”. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005.- с.78-90.

I. Запоминание -- это  процесс запечатления и последующего  сохранения воспринятой информации.

Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия  внешнего раздражителя, оставляет после  себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

II. Воспроизведение, узнавание.  Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов -- воспроизведения и узнавания. Воспроизведение -- это процесс воссоздания образа предмета, воспринятого человеком ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Помимо воспроизведения  существует процесс узнавания. Узнавание  какого-либо объекта происходит в  момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

III. Забывание выражается  в невозможности восстановить  ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Таким образом, память -- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

воображение

Воображение – психический  процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Образное представление  действительности;

 

Регулирование эмоциональных состояний;

 

Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека;

 

Формирование внутреннего  плана действий.

Способы создания образов  воображения:

 

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

 

Акцентирование –  выделение какой-либо части, детали целого.

 

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает  в себя массу аналогичных и  таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Активное воображение  – пользуясь им, человек усилием  воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

 

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

 

Продуктивное воображение  – в нем действительность сознательно  конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все  же творчески преобразуется.

 

Репродуктивное воображение  – ставится задача воспроизвести  реальность в том виде, какова она  есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение  больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

внимание

Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или  иных реальных или идеальных объектах.

   Управляющим для  внимания является отношение  личности к миру, субъекта деятельности  к самой деятельности и к  объекту деятельности, сознания - к  предметам, с помощью которых  оно отражает и регулирует  действительность.

   Внимание, в отличие  от других процессов, не имеет  собственного содержания, оно проявляется  внутри восприятия, мышления, представления,  речи и других психических  процессов. 

   Внимание как  свойство субъекта деятельности - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании - в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

  Развитие внимания  на протяжении эволюции тесно  связано с развитием тонической  рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

Внимание - это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.

эмоции

Эмоциями (аффектами, душевными  волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, вызывает потребность в общем групповом названии. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность".

Эмоции проявляются  в определенных психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях. Как и  ощущение, эмоции имеют положительный  и отрицательный чувственный  тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Эмоции выполняют функцию  побуждения к деятельности и стимуляции. Так, интерес "приковывает" внимание и удерживает его на объекте, страх  заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

В формировании эмоций принимают  участие разнообразные физиологические  механизмы в их очень сложном  взаимодействии. На примере эмоций ярко проявляются психосоматическое  единство и взаимодействие, взаимные влияния и интеграция нервных и гуморальных механизмов. Это связано с тем, что развитие эмоций меняет тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, происходят изменения в деятельности эндокринной системы (передней доли гипофиза, надпочечниках, половых желез, вилочковой железы и др.). Все это вызывает выраженные изменения в деятельности внутренних органов: изменяется состав крови, показатели кровообращения, дыхания, пищеварения, терморегуляции, выделения и др. Эти изменения, в свою очередь, вторично влияют на состояние психики.


 

 

Задание 3.

 Выполните тестовое  задание:

 

  1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

А) в 40-х годах 19 в.

Б) в 80-х годах 19 в.

В)в 90-х годах 19 в.

Г) в начале 20 века

     2. Психическое отражение:

          а) является  точной копией окружающей действительности;

          б) носит избирательный характер;

           в)  представляет фотографию воздействующей  окружающей среды;

           г)  не зависит от условий отражения

    3. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:

           а)  неотъемлемое свойство материи;

           б)  свойство мозга, отражение объективной  реальности;

           в)  функция мозга;

           г) образ бесплотной сущности.

 

4. Психическим явлением является:

          а) нервный  импульс;

          б) рецептор;

          в) интерес;

          г) сердцебиение.

5. Отражение отдельных свойств и явлений материального мира представляет:

           а) ощущение;

           б)  восприятие;

           в)  память;

           г) воображение.

6. По С.Л.Рубинштейну единицей анализа поведения является:

          а) действие;

          б) операция;

          в) поступок;

          г) умение.

7. Эмоция – Это такое отражение в форме переживаний приятного и неприятного процессов и результатов практической деятельности как:

       а)  непосредственное;

       б) опосредованное;

       в) сознательное;

       г) рациональное.

8. Воля – регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:

      а) сознательное;

      б) неосознанное;

      в) интуитивное;

       г) непроизвольное.

9. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» - наименее широким по содержанию является понятие:

        а) индивид;

        б) личность;

        в) субъект  деятельности;

        г) индивидуальность.

10. В деятельностном подходе наиболее популярной является модель личности:

          а) двухкомпонентная;

          б) трехкомпонентная;

           в) четырехкомпонентная;

          г) пятикомпонентная.

11. Характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту, длительность и разнообразие выполненных действий, называется:

            а) эмоциональностью;

             б) активностью;

             в) саморегуляцией;

             г) самостоятельностью.

12. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны,  и окружающей среды – с другой, по мнению:

          а) бихевиористов;

           б)  гештальтистов;

           в)  психоаналитиков;

           г)  когнитивистов

 

13. Ключевое понятие аналитической психологии – это:

      а) артефакт;

      б) архетип;

      в) знак;

      г) символ.

14. Основоположником теории черт является:

        а) Г.Олпорт;

         б) Г.Айзенк;

         в) К.Роджерс;

         г) К.Левин.

15. Проблема психологических механизмов защиты была впервые разработана:

       а) в гештальтпсихологии;

       б) в гуманистической  психологии;

       в) в бихевиоризме;

       г)  в психоанализе.

16. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это:

       а) мотив;

       б)  потребность;

       в)интерес;

       г) склонность

17.Совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения, понимается как:

          а) мотивация;

          б) мотив;

          в) направленность;

          г) потребность

18. Критерием темперамента является:

      а) раннее  проявление в детстве;

      б) приобретенность;

       в) изменчивость в течение длительного периода жизни человека;

       г) зависимость  от черт характера

19. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, это:

        а) темперамент;

        б) способности;

        в) характер;

        г) задатки

20. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о другом человеке составляет суть эффекта:

            а) ореола;

            б) последовательности;

            в) инерционности;

            г) стереотипизации

21. Другой человек рассматривается как равноправный партнер в общении, как коллега в совместном поиске знаний при стиле деятельности:

         а) демократическом;

         б) авторитарном;

         в) либеральном;

         г) попустительском

 

 

 

22. Память о своей памяти называется:

        а) оперативной;

        б) метапамятью;

        в) автобиографической;

        г) кратковременной

23. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

      а) наглядно-действенным;

      б) наглядно-образным;

      в) словесно-логическим;

      г) абстрактным

24. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

            а) восприятием;

            б) мышлением;

            в) воображением;

            г) вниманием

25. Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:

             а) поза, мимика, жесты;

             б) установки;

              в) ощущения;

              г) ожидания

26. Какие теории личности психодинамического, социодинамического и гуманистического направления вы знаете 

Гуманистические теории личности

 Усилия Э.Фромма, психоаналитика  и социального философа, были  направлены на гуманизацию  психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природы человека должна развиться собственно человеческая натура. В этом процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальное взаимодействие, осуществляемое тоже благодаря культуре.

 

Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например, назвал свой подход «межличностной» теорией  психиатрии, превращая тем самым  психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений», Салливан искал причины психических нарушений в культуре.

 

Тенденция социального подхода  к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название «третьей силы в психологии». Такие психологи, как Р.Мэй, К.Роджерс, Э.Маслоу, В.Франкл и Г.Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя «целостно-динамический подход», Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, или потребности выживания (еда, секс, сон и т.д.), 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности (потребность в друзьях и знакомых), 4) потребность в признании (самоуважении). Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать и понимать (когнитивный импульс), 3) эстетическая потребность (стремление к красоте и гармонии). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции «полностью функционирующей личности», предложенной Роджерсом, и понятию «реализации смысла жизни» Франкла.

 

Исторические корни психодинамических  теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня –  сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об этом спрашивают. Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основных врожденного влечения: «эрос», т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и «танатос» – разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу; «цель», т.е. желание незамедлительного удовлетворения; «объект», посредством которого достигается удовлетворение; и «источник», т.е. орган, с которым он связан, например гениталии в случае полового инстинкта. Если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного «Я». Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на «Я» и стать причиной суицида.

Фрейд выделял в структуре личности три части: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Инстинкты непосредственно действуют на уровне «Ид» («Оно»). Побуждения «Оно» имеют всецело бессознательную природу и находятся под влиянием «принципа удовольствия». «Эго» («Я») как образующее начало личности относится к сфере действия «принципа реальности». «Я» имеет возможность различать фантазию и объективную реальность, тогда как «Оно» способно удовлетворять свои побуждения (например, сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций которых – «воображаемое исполнение желаний». Идеалы и нравственные принципы личности коренятся в «Супер-Эго» («Сверх-Я»). «Либидо», базисная жизненная сила, служит энергетическим фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако, в соответствии с принципом «психической экономии», укрепление одной из частей личности истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привести к психическим нарушениям, если сильное «Я», ядро личности, не имеет возможности удержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия.

 

27. Какие индивидуально-типические особенности личности вы знаете?

 

Индивидуально-типические различия между  людьми - это различия в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, мотивационной  сферах, в свойствах нервной системы  и темперамента и т.д. Разнообразное  сочетание таких различий теоретически может привести, очевидно, к бесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей. Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественных психологической, социологической и философской литературах.

Информация о работе Контрольная работа по "Общей психологии"