Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:27, контрольная работа
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
Мы рассмотрим психологические состояния пострадавших в результате преступных посягательств.
1.Психологические состояния переживаемые лицами, пострадавшими в результате преступных посягательств………………………………………..3
2.Правовая социализация личности…………………………………………11
3.Профессиональная деформация личности юриста……………………….17
По другому делу потерпевшего зверски избили четверо неизвестных, требуя забрать заявление из милиции. До этого к данному участнику процесса домой неоднократно приезжали незнакомые люди, которые высказывали угрозы убийством, если тот не перестанет давать показания, изобличающие виновного в совершении преступления. После происшедшего нападения потерпевший, несмотря на многочисленные телесные повреждения, поехал домой, забрал свою мать и в тот же день вылетел самолетом в другой конец страны к своим родственникам, где и обратился за медицинской помощью.6
Большинство пострадавших перенесло серьезные потрясения от случившегося. У некоторых из них возникли проблемы со здоровьем, что дает основание специалистам в области медицины говорить о «синдроме жертв нападения», который требует специального лечения. Наиболее тяжело он проявляется у людей с хрупкой и неустойчивой психикой. Особой заботы в этой сфере требует защита лиц, которые в силу своего возраста, физических или психических недостатков, либо иных функциональных расстройств не могут самостоятельно защитить свои права и законные интересы и являются объектами преступных посягательств.
Потерпевшие, страдающие постоянными или временными болезненными нарушениями психической деятельности, легко выводятся из равновесия и впадают в панику, если в отношении их применяются следующие способы давления:
1.регулярные анонимные «безмолвные» звонки, по времени совпадающие с процессом предварительного следствия;
2. письменные или устные угрозы причинения различного рода зла;
3.в постоянное преследование как на транспортном средстве, так и пешком;
4.в угрозы разглашения сведений, порочащих их честь и достоинство;
5. символические жесты и др.7
Помимо этого, судебно-следственной практике стали известны более изощренные формы давления на потерпевших, страдающих психическими заболеваниями, выражающиеся в присылке патронов или различных фотографий трупов, производстве «предостерегающих выстрелов» из укрытия, поджигании снаружи входной двери в квартиру или газет в почтовом ящике, разбитии оконных стекол и др.
Указанные способы давления нередко достигают цели и в отношении потерпевших, страдающих анатомическими дефектами, полной или частичной утратой функции зрения, слуха, речи и другими физическими недостатками, которые лишают или ослабляют возможность оказывать сопротивление преступнику, либо другим способом обезопасить себя.
Результатом применения обвиняемыми названных форм воздействия становятся парализованная воля жертвы преступления, неадекватное отражение ситуации, преувеличение опасности, повышенная сила страха.
Следует отметить, что лицо, находящееся в беспомощном состоянии, зачастую оценивает криминальную ситуацию как безвыходную. В судебной психологии доказано, что подобная оценка является одной из причин, снижающих способность потерпевшего оказывать сопротивление виновному. Предвидение потерпевшим бессмысленности своих действий и возможности наступления более худших последствий при сопротивлении может повлечь его отказ от оказания сопротивления.8
Угрозы и физическое насилие при совершении преступлений часто порождают у потерпевшего астеническую форму страха, которая проявляется как дрожь, скованность, оцепенение и др. Являясь пассивно оборонительным рефлексом, она парализует волю потерпевшего к сопротивлению и нередко приводит к неадекватному отражению ситуации, преувеличению опасности и к увеличению силы страха.9
Из всего сказанного можно сделать заключение ,потерпевшему от преступного посягательства необходима помощь психолога, для душевного равновесия потерпевший должен чувствовать себя в безопасности и избавиться от чувства страха.
2.
А сейчас рассмотрим правовую социализацию личности. И так,что же это такое:
Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Социализация - это процесс поэтапного включения индивида в социальную жизнь общества.
Результатом этого
включения является
Правовая социализация
- это замена правомерного
социализацию посредством научения,
социализацию путем передачи опыта,
«символическую социализацию».
Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и усвоении соответствующих норм.
Социализация на собственном и чужом опыте происходит в результате осмысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей.
Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
Правовое воспитание - важная часть системы общей социализации индивида.
Правовое воспитание осуществляется путем целенаправленной правовой пропаганды, просвещения и обучения.
От качества правового воспитания во многом зависит уровень развития личности.
Социализация личности – процесс непрерывный. При формировании правовой культуры нельзя недооценивать значение правильного формирования общей иерархии ценностей личности и места правовых мотивов в этой системе. Исследования показывают, что в ряде случаев преступления и иные правонарушения совершаются в результате общей дефектности ценностных ориентаций лица. Вот почему формирование правовой культуры личности всегда должно сочетаться и дополняться воспитанием эстетической, нравственной, политической и экономической культуры со школьной скамьи.
Важнейшей задачей
правовой социализации
Общество как феномен
современной культуры во всех
его проявлениях становится
Важным направлением в деятельности школы при формировании поведенческой составляющей правовой культуры, по мнению Н.И. Элиасберг, должна быть система мероприятий по созданию правового пространства учебного заведения, включающая:
1. Изменение управленческой
парадигмы в отношении
2. Преодоление авторитарных
методов в педагогическом
3. Технологии педагогики ненасилия.
4. Создание в образовательном учреждении атмосферы, способствующей свободной дискуссии.
5. Формирование гражданской позиции педагога.
6. Выстраивание школьной жизни на основе идеи «Школа – демократическое общество в миниатюре»12
В ходе социализации индивид усваивает не только нормы и законы, но и все элементы правовой системы, в том числе правовые понятия.
Таким образом, основу правовой социализации составляют:
- усвоение правовых норм
и занятие определенной
- оценка непосредственной
реализации норм в юридической
практике, выработка отношения к
правовым институтам и
- усвоение правовой идеологии
как системного, научно обоснованного
отражения правовой
а) Наиболее исследованы процессы усвоения правовых норм, конкретных законов. Конкретно-социологические исследования позволяют изучать вербализованное отношение:
- к знаемым нормам, отдельным положениям закона,
- к конкретным законам,
комплексам законов, регулирующих
однородные общественные
б) Не менее изученным (хотя и недостаточно систематизированным) является отношение граждан к реализации законов.
в) Перспективным (хотя и недостаточно разработанным) направлением социологии права является изучение правовых понятий граждан.
Цели правовой социализации оказываются достигнутыми тогда, когда индивиды достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что необходимо для общества.13
Право, как вид социального регулирования, оказывает самое прямое влияние на процессы социализации, ориентируя индивида в многообразной социальной действительности.
Оптимизируют процессы социализации:
- факт правовой
- способ правового воздействия на них,
- определение должного и дозволяемого поведения,
- разнообразные запреты.
Показателем высокого уровня развития индивида является его правовая культура. Она проявляется:
- в его подготовленности к восприятию правовых идей и законов,
- в умениях и навыках пользования правом,
- в оценке собственных знаний права.
Различают три уровня правовой культуры:
- обыденный,
- профессиональный,
- теоретический или научный.
Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона. Данные различных социологических исследований свидетельствуют, что уровень информированности явно недостаточен для обеспечения правомерного поведения. При этом степень информированности населения снижается по мере движения правоприменительной цепочки. Т.е. об исходных нормах знает большее число граждан, чем о конкретизирующей правовой норме. Менее всего граждане информированы о правоприменительном акте.
Довольно значительная часть населения страны демонстрируют вопиющую правовую неграмотность, или, в терминах правового сознания, выраженный правовой инфантилизм. Например, согласно данным, обнародованного в 2009 г. независимым Фондом «Общественный вердикт», исследования – опроса преимущественно жителей небольших городов и сел России по правовой проблематике, правовая информированность и грамотность населения крайне низка: они не мыслят в правовых категориях, не могут формулировать ситуации, например, о своих нарушенных правах на другом языке, кроме обыденного. У них в таких ситуациях нет навыков обращения не только в общественные организации, или компетентным специалистам, но даже и в правоохранительные органы. В результате опроса выяснилось, что правовая культура этой категории граждан России (особенно «в глубинке», на периферии) находится в зачаточном состоянии и слабо институализирована. Многие опрошенные демонстрировали довольно смутные представления о системе и структуре правоохранительных органов, которые восходят еще к советскому времени.
Таким образом, каковы бы не были сегодня успехи государства в строительстве «правового пространства», в укреплении законности и правопорядка в России и как бы позитивно не оценивала их передовая, «активная» часть российских граждан (что говорит об уже существующих важных изменениях в самой системе российских правоотношений), очевидно, что социальное «поле» для правового просвещения и повышения правовой информированности людей достаточно обширно. Кроме того, нельзя не отметить, что даже та, социально активная часть населения, которая демонстрирует повышение правовой грамотности, приобретала свои навыки правового поведения и правовые знания в процессе правовой социализации, в больше степени носящей адаптивный, стихийный, чем целенаправленный, институализированный характер. В результате чего, их правовые представления и правовое сознание подчас выражено индивидуалистичны и отмечаются явными перекосами, искажениями и деформациями, т.е. также нуждаются в правовой просветительско-воспитательной коррекции.14
Действие права предполагает, что индивид должен знать нормы, в соответствии с которыми он выбирает ту или иную модель поведения. Общеизвестно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Индивидуальное поведение, как противоправное, так и правомерное может осуществляться не на основе знания права, а на основе усвоения правовой нормы из юридической практики применения нормы, ее практически действенного осуществления.
В процессе правовой социализации происходит интеграция личности в широкий социальный контекст.Когда уже взрослый человек становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью:
Информация о работе Контрольная работа по "Юридическая психология"