Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:41, контрольная работа
Психология - это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.
Вопрос 5. Что является предметом педагогики?
В качестве предмета педагогики традиционно было принято считать обучение и воспитание как подготовку ребенка и молодого человека в жизни. Однако по мере развития становилась очевидной некоторая упрощенность данного определения.
Так, если предметом педагогики считать обучение и воспитание как специально организованную учебно-воспитательную деятельность, то из этого может следовать, что предметом педагогики выступают разработка лишь методических средств, правил и приемов учебно-воспитательной деятельности, и теоретический аспект педагогики как действительно научной дисциплины будет утерян.
Между тем известно, что обучение и воспитание не выступает отдельной автономной деятельностью, а является составной частью системы средств подготовки подрастающего поколения к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Следовательно, закономерности обучения и воспитания и их методические основы обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также требованиями, предъявляемыми к нему со стороны общества.
Таким образом, предметом педагогики является исследование сущности развития и формирование мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.
Педагогика
исследует проблемы изучения сущности
и закономерностей развития и
формирования мышления и личности человека.
Предмет педагогики содержит также
определение целей обучения и воспитания
и содержание учебно-воспитательного
процесса в детских учреждениях, средней
и высшей школе, в процессе организации
и проведения постдипломного обучения.
В предмет педагогики входят также теоретические
и методические основы разработки и практической
апробации методов обучения и воспитания.
Вопрос 6. Назовите содержание метода экспертных оценок педагогических явлений?
Метод экспертных оценок в определенной степени близок к методу рейтинга. Содержание метода экспертных оценок состоит в том, чтобы относительно того или иного педагогического явления опросить число лиц, являющихся экспертами в данном вопросе - опытными и признанными специалистами, мнение и точку зрения которых уважают в профессиональном педагогическом сообществе. На основании экспертных оценок педагог-исследователь делает обоснованные выводы относительно педагогической эффективности предлагаемой методики обучения и воспитания.
Термин «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.
Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру:
- заданные цели, представления о результате труда, заданный предмет (исходный материал - не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);
-
система средств труда (в
-
система профессиональных
- система прав;
-
производственная среда,
Вопрос 8. Назовите средства профессиональной деятельности.
Средства
профессиональной деятельности - это
вещественные средства труда и невещественные
вспомогательные (внешние и внутренние
функциональные) средства трудовой деятельности,
при помощи которых человек
Вещественные средства труда - это аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автоматические системы, аппараты для управления длительными, непрерывными процессами.
Внешние функциональные средства труда - это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста). Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.
Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудовой деятельности может выступить организм человека - профессионала. Так, для спортивного тренера его организм - есть особое, функциональное 'орудие' труда.
Для руководителя внешним функциональным средством труда может выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа единомышленников одновременно как предмет и средство его организационно-управленческой деятельности.
Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ-Я в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.
Существует
сложная система взаимосвязей и
взаимозависимостей между внешними
и внутренними функциональными
средствами трудовой деятельности. Проявляется
следующая тенденция взаимосвязи между
этими двумя факторами: чем менее выражены
внешние средства профессиональной деятельности
и чем они проще в техническом отношении,
тем более сложной оказывается система
внутренних средств, тем более высокие
требования со стороны профессии предъявляются
к уровню образованности, квалификации,
интеллектуального и эмоционального развития
работника, специалиста, профессионала.
Вопрос 9. Что входит в понятие «социальные условия труда»?
Социальные
условия труда - это социальная значимость
данной профессии, социально-психологический
климат в трудовом коллективе и в организации
(фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные
трудовые и профессиональные традиции,
корпоративная культура в данной профессиональной
сфере, система деловых взаимодействий
и норм деловой активности, принятая в
обществе в данный исторический и экономический
период его развития.
Вопрос 10. Раскройте содержание термина «профессиональная пригодность».
Термин 'профессиональная пригодность' отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны 'приспособления' его к объективным профессиональным требованиям.
Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.
Профессиональная
пригодность формируется в
Время,
необходимое для формирования профессиональной
пригодности человека, зависит от форм
и методов профессионального обучения,
условий выполняемой профессиональной
деятельности и индивидуальных способностей
человека.
Список
литературы:
1. Общая психология/ Под редакцией Маклакова. -СПб.: Питер,2001
2. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. . Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.
3.
Лурия А. Р. Эволюционное
4.
Годфруа Ж. Что такое
5. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989.
6.
Психологический словарь./ Под общ.
ред. А.В.Петровского и М.Г.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
8. Психология // БСЭ. Т.21.-М.: Советская энциклопедия, 1977.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Педагогика и психология"