Контрольная работа по дисциплине: "Педагогика и психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Психология - это наука, которая изучает факты, механизмы и закономерности развития и функционирования психики человека. Предметом психологии как науки является психика: психические процессы, психические свойства и психические состояния. Психические процессы отражают объективный мир в разных формах психических явлений — это ощущение, восприятие, воображение, память, мышление.

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика (ПЭЮ 00)_ГЛБ070017.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Вопрос 5. Что является предметом  педагогики?

Ответ:

    В качестве предмета педагогики традиционно  было принято считать обучение и  воспитание как подготовку ребенка  и молодого человека в жизни. Однако по мере развития становилась очевидной некоторая упрощенность данного определения.

    Так, если предметом педагогики считать  обучение и воспитание как специально организованную учебно-воспитательную деятельность, то из этого может  следовать, что предметом педагогики выступают разработка лишь методических средств, правил и приемов учебно-воспитательной деятельности, и теоретический аспект педагогики как действительно научной дисциплины будет утерян.

    Между тем известно, что обучение и воспитание не выступает отдельной автономной деятельностью, а является составной частью системы средств подготовки подрастающего поколения к жизни, развития у него необходимых общественных свойств и качеств. Следовательно, закономерности обучения и воспитания и их методические основы обусловливаются закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также требованиями, предъявляемыми к нему со стороны общества.

    Таким образом, предметом педагогики является исследование сущности развития и формирование мышления и личностных свойств человека и разработка на этой основе теории и методики обучения и воспитания как специально организованного учебно-воспитательного процесса.

    Педагогика  исследует проблемы изучения сущности и закономерностей развития и  формирования мышления и личности человека. Предмет педагогики содержит также определение целей обучения и воспитания и содержание учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях, средней и высшей школе, в процессе организации и проведения постдипломного обучения. В предмет педагогики входят также теоретические и методические основы разработки и практической апробации методов обучения и воспитания. 
 

Вопрос 6. Назовите содержание метода экспертных оценок педагогических явлений?

Ответ:

    Метод экспертных оценок в определенной степени  близок к методу рейтинга. Содержание метода экспертных оценок состоит в том, чтобы относительно того или иного педагогического явления опросить число лиц, являющихся экспертами в данном вопросе - опытными и признанными специалистами, мнение и точку зрения которых уважают в профессиональном педагогическом сообществе. На основании экспертных оценок педагог-исследователь делает обоснованные выводы относительно педагогической эффективности предлагаемой методики обучения и воспитания.

Вопрос 7. Назовите структуру  профессии как  трудовой деятельности.

Ответ:

    Термин  «профессия» происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.

    Профессия как трудовая деятельность имеет  определенную структуру:

    - заданные цели, представления о результате труда, заданный предмет (исходный материал - не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

    - система средств труда (в зависимости  от предмета они существенно различаются между собой);

    - система профессиональных служебных  обязанностей (заданных трудовых  функций);

    - система прав;

    - производственная среда, предметные  и социальные условия труда. 
 

Вопрос 8. Назовите средства профессиональной деятельности.

Ответ:

    Средства  профессиональной деятельности - это  вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует  с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.

    Вещественные  средства труда - это аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления  практических действий в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автоматические системы, аппараты для управления длительными, непрерывными процессами.

    Внешние функциональные средства труда - это  выразительные средства поведения  и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста). Например, в работе руководителя, диктора, артиста  данные невещественные средства труда  имеют большое значение.

    Кроме того, в качестве внешнего функционального  средства трудовой деятельности может  выступить организм человека - профессионала. Так, для спортивного тренера  его организм - есть особое, функциональное 'орудие' труда.

    Для руководителя внешним функциональным средством труда может выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа единомышленников одновременно как предмет и средство его организационно-управленческой деятельности.

    Внутренние  функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ-Я в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

    Существует  сложная система взаимосвязей и  взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными  средствами трудовой деятельности. Проявляется  следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены внешние средства профессиональной деятельности и чем они проще в техническом отношении, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню образованности, квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника, специалиста, профессионала. 
 

Вопрос 9. Что входит в  понятие «социальные  условия труда»?

Ответ:

     Социальные  условия труда - это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический и экономический период его развития. 
 

Вопрос 10. Раскройте содержание термина «профессиональная  пригодность».

Ответ:

    Термин 'профессиональная пригодность' отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны 'приспособления' его к объективным профессиональным требованиям.

    Профессиональная  пригодность - это совокупность психологических  и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда. При этом профессиональная пригодность обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионального обучения.

    Профессиональная  пригодность формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деятельности практически на протяжении всего трудового периода его  жизни. Следует отметить, что в ходе длительного трудового стажа работника формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но изменяется и его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. В целом, профессия накладывает свой отпечаток и на внешний облик человека. Например, всегда можно узнать представителей таких профессий, как педагогическая деятельность, художественная и артистическая деятельность, юридическая деятельность и др.

    Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способностей человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

    1. Общая психология/ Под редакцией  Маклакова. -СПб.: Питер,2001

    2. Немов Р. С. Психология: Учебник  для студ. высш. пед. учеб. заведений:  В 3-х кн. . Кн. I: Общие основы  психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.

    3. Лурия А. Р. Эволюционное введение  в психологию. - М.: МГУ, 1975.

    4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.

    5. Петухов В. В., Столин В. В.  Психология. Метод. указ. М.: Изд-во  МГУ, 1989.

    6. Психологический словарь./ Под общ.  ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. - . . М., 1990.

    7. Рубинштейн С. Л. Основы общей  психологии. - СПб.: Питер, 1999.

    8. Психология // БСЭ. Т.21.-М.: Советская энциклопедия, 1977.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: "Педагогика и психология"