Концепция "патология" в различных направлениях психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Психотерапия - (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение) - область практического применения психических средств и методов с целью лечения и коррекции души, психики, разных форм психологических проблем, психических отклонений, патологий характера и психосоматических недугов.

Оглавление

Введение ..…………………………………………………………………………3
Концепция патология в различных направлениях психотерапии …………….4
Динамическое направление …………………………...…………………………4
Поведенческая психотерапия ……………………………………………………7
Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии ………………………………………………………………….10
Заключение ………………………………………………………………………16
Список использованной литературы …………………………………………..17

Файлы: 1 файл

ЧУО психотерапия.docx

— 34.45 Кб (Скачать)

ЧУО  «Женский институт ЭНВИЛА»

Кафедра психологии 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине

Основы  психотерапии 
 
 
 

Тема: Концепция патология в различных направлениях психотерапии 
 
 
 
 
 
 

                                                            Муравской Ульяны Дмитриевны

                                                            студентки 5-го курса Пс группы 506

                                                            заочной формы обучения

                                                            факультета психологии

                                                            тел. д. 275-10-87; м. 8-029-772-41-60

Содержание

Введение ..…………………………………………………………………………3

Концепция патология  в различных направлениях психотерапии …………….4

Динамическое направление …………………………...…………………………4

Поведенческая психотерапия ……………………………………………………7

Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление в психотерапии ………………………………………………………………….10

Заключение ………………………………………………………………………16

Список использованной литературы …………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Психотерапия - (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение) - область практического применения психических средств и методов  с целью лечения и коррекции  души, психики, разных форм психологических  проблем, психических отклонений, патологий  характера и психосоматических  недугов.

     Психотерапия  предполагает лечение словом, т.е. посредством  процесса словесного взаимодействия между  психологом и пациентом. В современном  мире психотерапия занимает важное место  в общественной жизни, тесно соприкасаясь с психиатрией, консультированием, образованием, религией. Она может  проводиться как в стационаре, так и амбулаторно, в консультациях.

     Развитие  современной научной психотерапии осуществляется на основе различных  теоретических подходов, анализе  и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально-психологических  и других аспектов изучения механизмов и эффективности психотерапевтических вмешательств.

     Именно теоретические представления, раскрывающие содержание понятий "норма" и "отклонение" ("дефект", "патология"), и определяют характер и специфику психотерапевтических воздействий и позволяют целенаправленно и осознанно их осуществлять, а также создают базу для профессиональной подготовки психотерапевтов. 
 
 
 

Концепция патология в различных  направлениях психотерапии

Динамическое направление

     Основой динамического направления в психотерапии является достижение понимания динамики психической жизни индивида, основанное на концепции бессознательного. Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. В ней акцентируется внимание на воздействии прошлого опыта на формирование определенного стиля поведения - через особые когнитивные способы (защита), межличностное взаимодействие и восприятие партнера по общению (перенос), - которому пациент следует в течение жизни и который таким образом влияет на его здоровье.

     Согласно  динамическому направлению в психотерапии, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены - это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. В соответствии с теорией конфликта инстинктов Фрейд описал основные силы в этой борьбе, которые участвуют в происхождении неврозов: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивлением им». Этиологию неврозов он считал сексуальной по природе. Психоаналитический подход включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения: 1) главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания; 2) вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие; 3) идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя; 4) уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении; 5) мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами - Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго - в общем контексте моральных правил или стандартов (Супер-Эго); 6) приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения.

       Терапевтические изменения и  лечебный процесс в динамичеком направлении в психотерапии своей конечной целью имеют осознание бессознательного (если сформулировать эту задачу в возможно более краткой форме). Это означает, что психотерапевт вызывает изменения, которые облегчают проявление и понимание пациентом бессознательного, в основном либидинозного содержания. Динамический психотерапевт ищет способ раскрытия у пациента преимущественно сексуального подавленного содержания и сопротивления этому. Он добивается этого путем медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе. Понятно, что поэтому динамическая цель иногда значительно удалена. В лучшем случае данная концепция лечения означает возможность полной реорганизации личности при окончательном разрешении невротического конфликта. Наиболее важным проявлением этого служит разрешение эдипова комплекса, что традиционно считается необходимым для здоровой личности. Окончательная интеграция личности означает власть Эго над импульсами Ид, или, как следует из классики, «где было Ид, там будет Эго». Центральным в природе терапевтического взаимодействия в динамическом направлении является постоянное осторожное внимание к особым отношениям между психотерапевтом и пациентом, что касается как субъекта, так и объекта анализа.

        Динамический подход реализуется  преимущественно средствами вербализации, включающей свободные ассоциации  пациента и анализ психотерапевтом  реакций переноса и сопротивления.  Анализ как задача психотерапевта  облегчается четырьмя специфическими  процедурами: конфронтацией, прояснением, интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с «бесцензурным» содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления «сырого» материала, на котором базируется анализ.

       Таким образом, основные категории  в динамического направления в психотерапии кратко могут быть сформулированы в следующем виде: концепция патологии основана на признании существования конфликтов в сфере ранних либидинозных влечений и желаний, которые остаются вне сознания, т. е. бессознательны; здоровье достигается при разрешении таких конфликтов путем победы Эго над Ид, т. е. через усиление Эго; желательные изменения - это достижение глубокого инсайта (понимание далекого прошлого, т. е. интеллектуально-эмоциональные знания); временной подход является историческим, фокусируется на субъективном прошлом; лечение требуется, как правило, долговременное и интенсивное; задача психотерапевта заключается в понимании содержания бессознательной области психики пациента, ее исторического, скрытого значения; психотерапевтическая техника основана на интерпретации свободных ассоциаций, анализе переноса, сопротивления, обмолвок и сновидений; лечебная модель является медицинской и авторитарной: врач—пациент или родитель - ребенок (т.е. терапевтический союз); психотерапевт выполняет интерпретирующую и отражающую роль и занимает недирективную, бесстрастную или фрустрирующую позицию. 

Поведенческая психотерапия

     Одно  из ведущих направлений современной  психотерапии. Если на этапе становления  поведенческой психотерапии, определение ее было слишком узким и в поведенческую психотерапию включали только технические приемы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, то в последнее время существует опасность утраты специфического значения термина из-за слишком широкого его понимания. Например, Кэнфер утверждал, что поведенческая психотерапия «должна включать не только то, что связано с открытиями в области кондиционирования и теорий научения, но и всю информацию, полученную в экспериментальной психологии». Более взвешенным представляется определение поведенческой психотерапии в Американской ассоциации : поведенческая психотерапия «включает прежде всего использование принципов, которые развиты в экспериментальной и социальной психологии. Поведенческая психотерапия должна уменьшать человеческие страдания и ограничения в способности к действиям. Поведенческой психотерапии включает переструктурирование окружения и социального взаимодействия и в меньшей мере видоизменение соматических процессов с помощью биологических вмешательств. Цель ее, главным образом, - формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль.

       В то время как на первых  этапах своего развития под  термином «поведение» в поведенческой психотерапии понималось все, что имеет внешне наблюдаемые характеристики, то сейчас в это понятие включаются эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.

     Сам термин поведенческой психотерапии   стал использоваться с 1953 г. 1950-1960 гг. - период становления поведенческой психотерапии как самостоятельного направления. Классическое обусловливание, связанное с именем И. П. Павлова, было первой теорией, которая легла в основу поведенческой психотерапии И. П. Павлов, так же как и Уотсон -пропагандист теории условных рефлексов, создатель американского бихевиоризма; в своих учениях исключал значение промежуточных переменных и ограничивал исследования раздражителями внешнего мира и внешнего поведения. Теория инструментального, или оперантного, обусловливания Торндайка и Скиннера осталась в рамках прежней парадигмы «стимул-реакция (поведение)», однако подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и укреплении поведения. В этой теории стимул приобрел функциональные качества подкрепления, повышающего силу реакции. Модель Торндайка - Скиннера, как и модель И. П. Павлова, уподобляла поведение организма «черному ящику», о внутреннем содержании которого нет никакой информации.

       Поведенческой психотерапии по Фейдимену и Фрейгеру:

             1) стремится помочь людям реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы этого сами, т. е. содействовать увеличению потенциала их личного поведения, мыслей, чувств и уменьшению или исключению нежелательных способов реагирования;

             2) не ставится задача изменить эмоциональную суть отношений и чувств личности;

             3) позитивное терапевтическое отношение - необходимое, но недостаточное условие эффективной психотерапии;

             4) жалобы пациента принимаются как значимый материал, на котором терапия фокусируется, а не как симптомы лежащей за ними проблемы;

             5) пациент и психотерапевт договариваются о специфических целях терапии, понимаемых таким образом, что и пациент, и психотерапевт знают, когда и как эти цели могут быть достигнуты.

       Следующий этап развития поведенческой психотерапии связан с попыткой учесть и промежуточные переменные, расположенные между стимулом и реакцией. При этом внутренние переменные рассматривались как скрытые реакции на внешние раздражители. Именно их скрытность и исключала понятную связь с внешними раздражителями. Внутренние переменные - это прежде всего когниции (мысли, представления), которые управляют другими процессами, например эмоциональными или мотивационными.

       В плане такого понимания в конце 60-х - начале 70-х гг. были предложены новые методики, вошедшие в литературу под названиями «скрытое кондиционирование» / «скрытое обусловливание». Скрытое кондиционирование пытались распространить на когнитивный аспект теории классического и оперантного обусловливания без изменений, что обрекало эти попытки на неудачу. Это были попытки ввести внутренние переменные в практику поведенческой психотерапии.

     Таким образом, поведенческая психотерапия - это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул-реакция», оно использует далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться также на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем. Соответственно модифицируются старые и расширяется спектр новых методик поведенческой психотерапии. 

Гуманистическое (экзистенциально-гуманистическое, опытное) направление  в психотерапии

Информация о работе Концепция "патология" в различных направлениях психотерапии