Коммуникативная семейная терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 00:17, реферат

Краткое описание

Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом.

Файлы: 1 файл

Семейная коммуникативная терапия.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

- злость и  ненависть.

            Терапия: руководить, помогать устанавливать  коммуникацию, использовать фокусировку проблемы, завершать тему или действие, подводить итоги, оставаться ясным. Где возможно, идти на телесный контакт.

            Терапевт, потерявший дистанцию  по отношению к системе: не  установил ни одной полноценной  интеракции.

 

            3. Желания и страхи, приводящие к дисфункциональной коммуникации

 

 

            Незавершенная коммуникация может  выполнять ряд функций в межличностном  взаимодействии. Эти функции не  всегда носят дисфункциональный  характер, хотя коммуникация является  дисфункциональной. Например, они могут скрывать существующие просьбы и желания, вуалировать смущение в том случае, если чья-то просьба (любого характера) не будет выполнена, помогать прятать страхи и защищаться (например, прятать просьбу, как будто заранее предвидя отказ),  пытаться вызвать нужные чувства.

            Т.е. часто дисфункциональная  коммуникация направлена на удовлетворение  потребности в любви и признании,  с одной стороны, и на необходимость  чувствовать себя достаточно  сильным и защищенным, с другой стороны. Если человеку удается принять существование этих сторон, то он успешен в реализации обеих тенденций и обнаруживает, что они обогащают друг друга.

            В заключение хочется отметить, что коммуникативная модель предлагает  несколько вариантов проведения терапии. Так,  В. Сатир (Virginia Satir) описывает 5 этапов.

            Во время первого этапа выявляется  угроза, которая побудила обратиться  семью к терапевту. Установление  «диагноза» возникающей угрозы  и его расширение через анализ  коммуникаций в семье составляют содержание первого этапа.

            На втором этапе проясняется  необходимость кого-либо  включиться  во взаимоотношения членов семьи  и их изменить. Однако, в это  же время, семья старается отвергнуть  постороннее воздействие  на нее.

            Третий этап – этап хаоса,  непонятных коммуникаций и противоречивого  поведения, который показывает, что  семья уже не может жить  по-старому.  На этом этапе начинается  «рост» семьи, выражаются эмоции, раскрываются потребности,  усиливается  стремление к личностным изменениям. Это позволяет переходить к заданиям 4-го этапа, т.е. к практике.

            Цель четвертого этапа – новая  практика в применении навыков  общения. Т.к. человек тяготеет  к старым привычкам, только  понимание новой коммуникационной ситуации еще не гарантирует сдвига. Поэтому нужны практические знания, тренировки, помогающие закреплению новой коммуникации.

            5-ый этап – этап новой семейной  ситуации. Он может быть сходным  с первым, и на нем можно  приступать к осуществлению нового цикла терапии. Особенности дальнейших циклов  - этап хаоса становится короче и менее противоречивым.

 

 

            П. Вацлавик (Paul Watzlawick) предложил  свой вариант изменения коммуникационного  стиля дисфункциональной семьи.  На пути к этой цели есть 4 этапа.

 

1.    описание проблемы  семьи ясными и конкретными  терминами

2.    анализ уже  ранее испробованных способов  решения проблемы 

3.    четкое и конкретное  определение нужных изменений

4.    проба новых  коммуникационных форм.

Ориентация на изменение семейной коммуникации предполагает определенные методы работы с семьей. Это прежде всего демонстрация гармоничной коммуникации со стороны терапевта, умение выявить и объяснить членам семьи неясность и противоречивость их взаимной  коммуникации.

 

 

Использованная литература:

1. Р. Бендлер,  Д. Гриндер,  В. Сатир - Семейная терапия  и НЛП. Издательство: Институт  общегуманитарных исследований, 2000 г., 160 стр.

2. В. Сатир - Вы и ваша  семья. Издательства:  Апрель-Пресс,  Институт общегуманитарных исследований, 2007 г., 288 стр.

3. В. Сатир - Психотерапия  семьи. Издательство: Речь, 2006 г., 288 стр.

4. П. Вацлавик,  Д. Бивин,  Д. Джексон - Психология межличностных  коммуникаций. Издательство: Речь, 2000, 310 стр.

5. Von Sclippe в переводах Института  интегративной семейной терапии


Информация о работе Коммуникативная семейная терапия