Когнитивная психотерапия А. Бека и логотерапия В. Франкла

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:43, творческая работа

Краткое описание

Аарон Бек
Американский психотерапевт, основатель когнитивной психотерапии.
получил психоаналитическую подготовку. Наблюдения над пациентами в процессе изучения депрессии привлекли его внимание к когнитивному функционированию и привели к идее о негативных мыслях как источнике эмоциональных нарушений

Файлы: 1 файл

Бек и Франкл.pptx

— 4.42 Мб (Скачать)

Аарон Бек  и Виктор Франкл:

 

Когнитивно-бихевиоральное направление и логотерапия

Аарон Бек

 

Американский психотерапевт, основатель когнитивной психотерапии.

 

Получил психоаналитическую подготовку. Наблюдения над пациентами в процессе изучения депрессии привлекли его внимание к когнитивному функционированию и привели к идее о негативных мыслях как источнике эмоциональных нарушений.

 

Созданное им в начале 60-х годов направление получило название когнитивной психотерапии. В его русле сформировался  более директивный в сравнении  с психоанализом метод. В ходе направленного диалога клиент исследует  свою внутреннюю реальность, идентифицирует и модифицирует негативные мысли. Многочисленные исследования, проведенные в русле  метода, показали его высокую эффективность  не только при лечении депрессии.

 

В настоящее время  когнитивная психотерапия является одним из наиболее распространенных направлений (возможно, самым распространенным). Созданы исследовательские центры, ориентирующиеся на когнитивную  модель человека, а также многочисленные центры по подготовке психотерапевтов, выпускаются книги и периодические  издания. В настоящее время он работает в Центре когнитивной терапии и является профессором психиатрии университета Пенсильвании.

 

 

 

«Человеческие мысли  определяют его эмоции, эмоции обуславливают  соответствующее поведение, а поведение  в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело  не в том, что мир плох, а в  том, как часто мы видим его  таким».

 

А. Бек

 

Принципы терапии

 

  • Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать

 

  • Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента

 

  • Терапевт должен быть очень эмпатийным, естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии)

 

  • не должно быть директивности.

 

(В  основном применяется при депрессивных и тревожных расстройствах)


 

 

Когнитивная психотерапия — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

 

 

  • Обнаруживать свои негативные автоматические мысли

 

  • Находить связь между знаниями, аффектами и поведением

 

  • Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей

 

  • Подыскивать более реалистичные интерпретации для них

 

  • Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.

Техники психотерапии

 

     Эмоциональные и поведенческие проблемы связаны с нарушенными когнитивными процессами.

     Мысли,  мешающие справиться с жизненными  ситуациями, вызывающие внутреннюю  дисгармонию и болезненные эмоциональные  реакции, А.Бек называет неадаптивными мыслями.

 

Неадаптивные  мысли характеризуются:

 

                  • Автоматичностью
                  • Эго-синтонностью
                  • Слабой осознанностью
                  • Трудной доступностью и устойчивостью.
 
 

Выявление неадаптивных мыслей

 

  1. Метод А, В, С

     Состоит в восстановлении промежуточного звена ("В"), которое часто упускается из виду самим пациентом. "А" — воздействующий раздражитель или психотравмирующая ситуация, "С" — эмоциональная реакция, "В" — пустота в сознании пациента (неосознаваемые мысли), которая при заполнении ее пациентом служит мостом между "А" и "С", и делает для пациента субъективно понятной собственную эмоциональную реакцию ("С").

 

2.   Наблюдение in vivo

     Техника сосредоточения на мыслях, возникающих в реальных психотравмирующих ситуациях

 

3.   Наблюдение in vitro.

    В имагинальной  технике пациента просят воссоздать  ситуацию психотравмы в терапевтическом сеансе за счет воспоминания (воображения). При этом пациента просят наблюдать за возникающими "автоматическими" мыслями.

Например, пациент  жалуется на то, что он долго не решается заключить брак с женщиной, что  является причиной внутренних и межличностных  напряжений.

 

4.     Сократический диалог


Сократический диалог

Сократический диалог — предпочитаемый метод в когнитивной психотерапии. В рамках этого метода терапевт задает такие вопросы, которые позволяют пациенту, во-первых, прояснить или определить собственную проблему, во-вторых, идентифицировать (прояснить) собственные неадаптивные мысли, убеждения и образы.

 

Вопросы терапевта  помогают пациенту прийти к пределу  собственной персональной мифологии. Пациент отвечает на вопросы терапевта "Что плохого в...?", на ответ  пациента он дает реакцию: "А что  плохого в...?" Так продолжается до тех пор, пока пациент не упирается  в некоторый предел и начинает "ходить по кругу", не находя нового объяснения.

Эмпирическая  проверка мыслей

 

    •   Найти аргументы «за» и «против»
    •   Построение эксперимента для проверки суждения
    •   Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике
    •   Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.

  
Техники проверки обоснованности автоматических мыслей

 

    1. Проверка обоснованности автоматической мысли следствиями из нее.

 

А.Бек приводит следующий пример (случай экзаменационного стресса):

П. Если я провалюсь — это  катастрофа.

Т. А что произойдет, если Вы провалитесь? Умрут Ваши родственники, от Вас  уйдет жена?!

П. Нет, я просто буду себя плохо  чувствовать!

Т. Представьте, что будет, если Вы получите "2".

П. Я буду себя плохо чувствовать.

Т. И как долго?

П. Два дня.

Эта техника имеет другое название — декатастрофизация, или "что если"-техника.

 

    1. Побуждение к проверке неадаптивной мысли в реальном действии.

Например, у депрессивного больного имеется мысль: "Я ни к чему не способен". Пациента побуждают к ма-  
леньким, но реальным успешным действиям. Например, женщину побуждают к тому, чтобы она приготовила обед и т.п. Пациент выполняет все более трудные задания.

 

 3. Сравнение с другими. Пример А.Бека.

П. Жизнь  бесполезна, т.к. я ничего не достиг в профессии и ничего из себя не представляю.

Т. Многие люди не достигают высот в профессии  и тем не менее счастливы.

 

    1. Метод выявления логических несоответствий в системе убеждений клиента.

А.Бек приводит в качестве примера работу с женщиной, имеющей суицидальные мысли из-за измен мужа.

 

    1. Метод катарсиса.

Если  у пациента печаль и непринятие себя как личности, терапевт побуждает пациента к аффективной вербализации своего состояния и к плачу. Когда пациент плачет, он начинает себя жалеть. Поэтому происходит смена неадаптивной мысли отрицания себя на симпатию к самому себе.

    1. Метод идентификации.

 Терапевт рассказывает пациенту о другом пациенте с подобными проблемами. Пациент идентифицирует себя с героем рассказа, жалеет его, а, следовательно, и себя. Поэтому возникает смена когнитивных установок.

 

    1. Поощрение гетероагрессии (при депрессии) — перевод самопорицания в порицание других.

 Гнев  может дать ощущение силы и власти. Пациент начинает воспринимать себя более благоприятно.

    1. Метод отвлечения — вовлечение в интересную деятельность (общение).

Используется  для снижения уровня сильных эмоций и для снижения негативного мышления. Предполагает физическую активность, социальные контакты, игры и т.п.

    1. Метод записывания событий дня.

Например, женщина жалуется на поведение сына.

П. Сын  меня не слушается.

Т. Ставьте  знак "+" в листе наблюдений всякий раз, когда сын послушался Вас, и знак "—", когда не послушался.

Если  пациент жалуется: "Ко мне все  люди настроены агрессивно, то терапевт дает такой же совет, отмечать "+" или "—" каждое взаимодействие с людьми.

    1. Имагинальная техника.

П. Я не смогу. Т. Вообразите и попробуйте.

    1. Метод разыгрывания ролей.

Терапевт, например, играет роль жестокого критика. Депрессивный пациент ему передает собственную позицию жестокого самокритика. Терапевт критикует пациента его словами и мыслями. Пациент начинает осознавать перегибы собственной критики.

    1. Метод трех колонок.

В первой колонке описывается ситуация. Во второй — неадаптивные мысли. В третьей — коррективные мысли. Это метод исследования неадаптивных мыслей и систематизации, формирования адаптивных мыслей.

    1. Реатрибуция.

В этой технике пациент поощряется к формулировке и проверке других объяснений причин событий. Особенно полезна эта техника тогда, когда пациент во всем винит себя. Техника реатрибуции поощряет к проверке реальности и поиска адекватной атрибуции ответственности путем проверки всех факторов, которые воздействуют на ситуацию.

 

 

    1. Переопределение.

 Позволяет более адаптивным образом определить проблему "Никто мне не уделяет внимания". Это можно переформулировать: "Я нуждаюсь в том, чтобы другие протянули мне руки и заботились обо мне".

    1. Децентрация.

Используется  при лечении тревожных пациентов, которые ошибочно убеждены, что находятся в центре чьего-либо внимания. У тревожных пациентов спрашивают: "Как другие люди могут читать Ваши мысли?" Пациент поощряется к проверке этой мысли. Так, один студент очень стеснялся говорить (отвечать в аудитории), так как был убежден, что одногруппники постоянно смотрели на него и подсмеивались. В терапии ему было дано задание наблюдать за ними вместо того, чтобы фокусироваться на собственных эмоциях. В результате он пришел к другим мыслям.

 

Виктор  Франкл

 

 Австрийский психиатр, психолог и невролог, узник нацистского концентрационного лагеря. Франкл является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения  является стремление найти и реализовать  существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

 

 

 

Живи так, как будто ты живешь уже второй раз и как будто в первый раз ты поступил неправильно, именно таким образом, как собираешься поступить сейчас!

Информация о работе Когнитивная психотерапия А. Бека и логотерапия В. Франкла