Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:02, статья
В отечественной и зарубежной литературе описаны случаи сочетания различных дефектов зрения с наследственно обусловленными нарушениями центральной нервной системы при наличии слабоумия.
Певзнер М.С., Молчановская
И.В., Давыдов В.А. Клинико-психолого- |
В отечественной
и зарубежной литературе описаны
случаи сочетания различных дефектов
зрения с наследственно обусловленными
нарушениями центральной
Изучение причин
возникновения слепоты
Комплексное обследование
учащихся Московской школы для слепых,
проведенное в 1980 г., выявило 36 детей
(17,3%) из 208, у которых олигофрения
сочеталась с глубоким нарушением зрения.
При их изучении использовался комплексный
метод; собирался анамнез, позволяющий
выявить своеобразие развития
При изучении этиологии по анамнезам выявилось, что у матерей 6 учеников наблюдалось тяжелое течение беременности с токсикозом, головными болями и угрозой выкидыша, у трех детей при рождении была асфиксия. Шесть школьников родились недоношенными.
Неврологические изменения были разнообразны и нередко у одного и того же ученика наблюдалось сочетание различных симптомов. Так, у двух детей отмечалась пирамидная симптоматика, мозжечковая — у пяти, стволовая — у шести, выраженный правосторонний гемисиндром — у шести, левосторонний — у одного.
При соматическом обследовании у 15 школьников отмечались выраженные разнообразные костные дисплазии.
По уровню физического развития большинство детей соответствовало норме. Однако у троих учащихся была гипотрофия, а у двоих — дистрофия. Вынужденное положение головы и крупноразмашистый нистагм выявились у двоих больных. В единичных случаях наблюдались: врожденный порок сердца, астеническое телосложение, повышенный тургор, диабет, ночной энурез, головокружение. Выраженность у слепых детей-олигофренов грубых костных диспластических признаков дает основание предполагать поражение плода на ранних этапах эмбриогенеза. Наряду с этим у детей обнаружились общие легкие распространенные дисплазии, характерные для олигофрении. При сложном дефекте усугублялось недоразвитие моторной функции.
Этиология заболевания органа зрения у детей с умственной недостаточностью является сложной и малоразработанной проблемой. Среди обследуемых имелось 5 учеников с врожденной катарактой, которая сочеталась с микрофтальмом, ретинобластомой, хореоретинитом, атрофией зрительного нерва. У родителей этих детей, их сибсов и родственников в шести семьях также отмечалась врожденная катаракта.
Распространенным заболеванием зрения
у умственно отсталых слепых является
атрофия зрительного нерва, которая
выявилась у 8 учащихся. У 5 детей
она сочеталась с нистагмом, расходящимся
косоглазием, сложной близорукостью.
У 2 учеников в анамнезе был ранний
менинго-энцефалит с тяжелым
Офтальмологические диагнозы в выборке умственно отсталых школьников с глубоким нарушением зрения были разнообразными по характеру поражения, по локализации и по типу течения.
У умственно отсталых слепых наблюдались
особенности и в эмоционально-
Состояние речи обследованных умственно отсталых школьников с глубоким нарушением зрительной афферентации было различным. У 10 учащихся уровень развития речи соответствовал уровню зрячих олигофренов. Речь этих учащихся характеризовалась бедным словарным запасом, короткими фразами с элементами аграмматизма, неумением использовать имеющийся запас слов при пересказах, описаниях картинок и ответах на вопросы.
У слепых олигофренов обнаружились некоторые особенности, свойственные слепым детям с сохранным интеллектом. Они заключались в том, что умственно отсталые слепые были склонны к рассуждениям, резонерству, пафосу, употреблению штампов, заимствованных из речи взрослых, что не характерно для зрячих олигофренов.
По обучаемости группа слепых школьников с нарушенным интеллектом оказалась полиморфной, как это было отмечено выше в клинико-психолого — педагогической характеристике этих детей.
У некоторых детей наблюдались недоразвитие речи локального характера в виде косноязычия и более выраженные нарушения двигательного аппарата.
Результаты обследования учащихся-олигофренов, обучающихся в школе для слепых, выявили следующее-
- Количество детей с этим
видом дефекта — умственной
отсталостью, сочетающейся со
слепотой, относительно велико среди
учащихся. Это дает основание
рассматривать детей-
- В отношении этиологии у этих школьников обнаружились закономерности, которые характерны для сложных аномалий развития.
- Особенно характерна для
Проведенное обследование умственно отсталых слепых учащихся позволяет сделать ряд практических выводов.
- Прежде всего необходимо с целью организации дифференцированного обучения проводить тщательное изучение контингента учащихся-олигофренов с глубоким нарушением зрения.
- Целесообразно вести работу с учащимися по развитию у них остаточного зрения.
- Учитывая разнообразие
состава внутри класса, где учатся
дети со сложной структурой
дефекта, важно осуществлять
- Комплексное обследование