Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся с глубоким нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:02, статья

Краткое описание

В отечественной и зарубежной литературе описаны случаи сочетания различных дефектов зрения с наследственно обусловленными нарушениями центральной нервной системы при наличии слабоумия.

Файлы: 1 файл

Pevzner_M.docx

— 15.77 Кб (Скачать)

Певзнер М.С., Молчановская И.В., Давыдов В.А. Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся с глубоким нарушением зрения//Дефектология 1983, № 6


В отечественной  и зарубежной литературе описаны  случаи сочетания различных дефектов зрения с наследственно обусловленными нарушениями центральной нервной  системы при наличии слабоумия.

Изучение причин возникновения слепоты позволило  выделить наследственные формы, приобретенные (поражения органа зрения в результате воздействия экзогенного фактора  на мозг и его оболочки) и смешанные (А. И. Каплан, 1979; И. Д. Лукашева, 1980, и  др.).

Комплексное обследование учащихся Московской школы для слепых, проведенное в 1980 г., выявило 36 детей (17,3%) из 208, у которых олигофрения  сочеталась с глубоким нарушением зрения. При их изучении использовался комплексный  метод; собирался анамнез, позволяющий  выявить своеобразие развития    ребенка, устанавливались особенности его физического и неврологического состояний, изучался семейный фон.

При изучении этиологии по анамнезам  выявилось, что у матерей 6 учеников наблюдалось тяжелое течение  беременности с токсикозом, головными  болями и угрозой выкидыша, у трех детей при рождении была асфиксия. Шесть школьников родились недоношенными.

Неврологические изменения были разнообразны и нередко у одного и того же ученика наблюдалось сочетание  различных симптомов. Так, у двух детей отмечалась пирамидная симптоматика, мозжечковая — у пяти, стволовая  — у шести, выраженный правосторонний гемисиндром — у шести, левосторонний — у одного.

При соматическом обследовании у 15 школьников отмечались выраженные разнообразные костные дисплазии.

По уровню физического  развития большинство детей соответствовало норме. Однако у троих учащихся была гипотрофия, а у двоих — дистрофия. Вынужденное положение головы и крупноразмашистый нистагм выявились у двоих больных. В единичных случаях наблюдались: врожденный порок сердца, астеническое телосложение, повышенный тургор, диабет, ночной энурез, головокружение. Выраженность у слепых детей-олигофренов грубых костных диспластических признаков дает основание предполагать поражение плода на ранних этапах эмбриогенеза. Наряду с этим у детей обнаружились общие легкие распространенные дисплазии, характерные для олигофрении. При сложном дефекте усугублялось недоразвитие моторной функции.

Этиология заболевания органа зрения у детей с умственной недостаточностью является сложной и малоразработанной  проблемой. Среди обследуемых имелось 5 учеников с врожденной катарактой, которая сочеталась с микрофтальмом, ретинобластомой, хореоретинитом, атрофией зрительного нерва. У родителей этих детей, их сибсов и родственников в шести семьях также отмечалась     врожденная     катаракта.

Распространенным заболеванием зрения у умственно отсталых слепых является атрофия зрительного нерва, которая  выявилась у 8 учащихся. У 5 детей  она сочеталась с нистагмом, расходящимся косоглазием, сложной близорукостью. У 2 учеников в анамнезе был ранний менинго-энцефалит с тяжелым течением, который мог дать атрофию зрительного  нерва в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. У одного ребенка  наблюдалось внутриутробное поражение  ЦНС в результате токсоплазмоза, при котором атрофия зрительного  нерва сочеталась с умственной отсталостью. У одного школьника атрофия зрительного  нерва являлась следствием текущей  гидроцефалии, у другого она была обусловлена опухолью головного  мозга. Эти учащиеся имели выраженные изменения в нейропсихической сфере.

Офтальмологические диагнозы в  выборке умственно отсталых школьников с глубоким нарушением зрения были разнообразными по характеру поражения, по локализации и по типу течения.

У умственно отсталых слепых наблюдались  особенности и в эмоционально-волевой сфере. У 11 учащихся олигофрения была неосложненной формы, у них отмечались элементы критического отношения к себе. Однако почти для всех наблюдаемых учащихся была характерна вялость, пассивность, адина-мичность и малоподвижность.

Состояние речи обследованных умственно отсталых школьников с глубоким нарушением зрительной афферентации было различным. У 10 учащихся уровень развития речи соответствовал уровню зрячих олигофренов. Речь этих учащихся характеризовалась бедным словарным запасом, короткими фразами с элементами аграмматизма, неумением использовать имеющийся запас слов при пересказах, описаниях картинок и ответах на вопросы.

У слепых олигофренов обнаружились некоторые особенности, свойственные слепым детям с сохранным интеллектом. Они заключались в том, что  умственно отсталые слепые были склонны  к рассуждениям, резонерству, пафосу, употреблению штампов, заимствованных из речи взрослых, что не характерно для зрячих олигофренов.

По обучаемости группа слепых школьников с нарушенным    интеллектом оказалась полиморфной, как это было отмечено выше в клинико-психолого — педагогической характеристике этих детей.

У некоторых детей наблюдались  недоразвитие речи локального характера  в виде косноязычия и более  выраженные нарушения двигательного  аппарата.

Результаты обследования учащихся-олигофренов, обучающихся в школе для слепых, выявили следующее-

- Количество детей с этим  видом дефекта — умственной  отсталостью, сочетающейся со  слепотой, относительно велико среди  учащихся. Это дает основание  рассматривать детей-олигофренов  с глубоким нарушением зрения  как особую популяцию.

- В отношении этиологии  у этих школьников обнаружились закономерности, которые характерны для сложных аномалий развития.

- Особенно характерна для поражения  зрения изучаемых учеников сложная  форма офтальмологических заболеваний. 

Проведенное обследование умственно  отсталых слепых учащихся позволяет  сделать ряд практических выводов.

- Прежде всего необходимо с целью организации дифференцированного обучения проводить тщательное изучение контингента учащихся-олигофренов с глубоким нарушением зрения.

- Целесообразно вести работу  с учащимися по развитию у  них остаточного зрения.

- Учитывая разнообразие  состава внутри класса, где учатся  дети со сложной структурой  дефекта, важно осуществлять сочетание  фронтальных и индивидуальных  форм работы.

- Комплексное обследование незрячих  детей-олигофренов подтверждает  актуальность разработки содержания  и методов обучения детей с  нарушением интеллекта    и   зрения с целью их приспособления к жизни и посильному труду.


Информация о работе Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся с глубоким нарушением зрения