Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:57, доклад
Согласно К. Роджерсу, человек взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, к тому, чтобы усложнить и сохранить свое «Я». И оценочный процесс, насколько это у личности получается, идет в течение всей жизни, идет постоянная проверка того, что происходит вокруг, в объективной реальности, и внутри, во внутренней сфере человека. Как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем поведение направлено в сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания данных, получивших отрицательную оценку.
По мере возникновения осознания «Я» у человека раз
Взгляды на природу человека
Согласно К. Роджерсу,
человек взаимодействует с реальностью,
руководствуясь врожденной тенденцией
организма к развитию своих возможностей,
к тому, чтобы усложнить и сохранить свое
«Я». И оценочный процесс, насколько это
у личности получается, идет в течение
всей жизни, идет постоянная проверка
того, что происходит вокруг, в объективной
реальности, и внутри, во внутренней сфере
человека. Как в непосредственном настоящем,
так и в отдаленном будущем поведение
направлено в сторону приближения к положительно
оцениваемым опытным данным и избегания
данных, получивших отрицательную оценку.
По мере возникновения
осознания «Я» у человека развивается
потребность в положительной
оценке значимым окружением. В дальнейшем
удовлетворение или разрушение положительной
оценки начинают переживаться независимо
от взаимодействия с социумом и обозначаются
как самооценка. Так как «Я»-переживания
субъекта воспринимаются значимыми людьми
как менее или более заслуживающие положительной
оценки (т. е. «Я»-переживания приобретают
условия оценки), то и самооценка становится
избирательной – в разных условиях она
разная и зависит от ситуации («утром я
был хороший, а вечером был плохой»), а
не является устойчивой и целостной самооценкой
личности вообще («утром я вел себя так,
что это нравилось, а вечером – нет»). Из-за
этой избирательности опыт воспринимается
на основе условий оценки, он может быть
искажен и не осознаваем, так как человек
не хочет «быть плохим», стараясь со временем
«подретушировать» или забыть те воспоминания,
которые вводят его в состояние отрицательной
самооценки.
Вследствие этого
человек утрачивает самоидентичность,
его концепция «Я» включает искаженные
восприятия, его представления о своем
реальном опыте субъективны. Поведение
регулируется то со стороны «Я», то теми
аспектами опыта, которые не включены
в «Я» (ситуацией, окружением и т.п.), что
сопровождается напряженным и неадекватным
существованием.
Это — главное
отчуждение в человеке. Он изменяет
природному, организмическому оцениванию,
которое перестает быть регулятором поведения.
Ради сохранения положительной оценки
человек начинает фальсифицировать свои
переживания и воспринимать их по критерию
ценности для окружающих. Как следствие
такого несоответствия (неконгруэнтности
по Роджерсу) между «Я» и опытом возникают
несоответствия в поведении и процессы
защиты.
Основная цель помощи
Достижение человеком
конгруэнтности, самостоятельности и
активности. Устранить несоответствия
в поведении и процессы защиты.
Основные методы
Основные используемые методы:
• активное и пассивное слушание;
• отражение мыслей и чувств;
• уточнение;
• обобщение;
• конфронтация
противоречий.
Роль психотерапевта
Условия психотерапевтического
процесса: для успешного терапевтического
процесса необходимы условия, относящиеся
к личности психотерапевта – это
триада К. Роджерса:
1.
Психотерапевт конгруэнтен
в отношениях с
клиентом. Конгруэнтность («подлинность»)
психотерапевта означает необходимость
правильной символизации психотерапевтом
его собственного опыта, адекватность
и устойчивость его собственной самооценки.
Под опытом понимаются как неосознаваемые
события, так и феномены, представленные
в сознании. Открытость опыту означает,
что каждый стимул, как внутренний, так
и из внешней среды, не искажается. Когда
«Я»-переживание представляется адекватно
и включается в «Я»-концепцию (представление
о себе самом), тогда возникает состояние
конгруэнтности «Я» и опыта. Это не значит,
что психотерапевт всегда является конгруэнтной
личностью. Достаточно, чтобы он был таким
при непосредственных отношениях с клиентом,
со всеми присущими ему переживаниями
данного момента, правильно символизированными
и интегрированными.
2.
Психотерапевт переживает
безусловную положительную
оценку по отношению
к клиенту.
Обычно в определение положительной оценки
входят такие понятия, как сердечность,
расположение, уважение, симпатия, принятие
и др. Безусловно, положительно оценивать
другого — значит оценивать его позитивно,
независимо от того, какие чувства вызывают
определенные его поступки. Поступки человека
всегда относятся не только к нему самому,
но и к ситуации, которой они обусловлены,
и если человек поступил так, а не иначе,
значит, его видение ситуации и его внутреннее
состояние в тот момент не дали ему возможности
поступить по-другому. Поступки могут
оцениваться по-разному, но принятие, признание
человека не зависят от них. Психотерапевт
ценит личность клиента в целом, он в равной
мере чувствует и проявляет безусловную
положительную оценку как тех переживаний,
которых боится или стыдится сам человек,
так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.
3.
Психотерапевт эмпатически
воспринимает клиента.
Обладать эмпатией — означает воспринимать
субъективный мир, охватывающий весь комплекс
ощущений, восприятий и воспоминаний другого
человека, доступных сознанию в данный
момент, с присущими ему эмоциональными
компонентами и значениями, как если бы
воспринимающий сам был этим другим человеком.
Это значит — ощущать боль или удовольствие
другого так, как чувствует это он сам,
и относиться, как он, к причинам, их породившим,
но при этом ни на минуту не забывать о
том, что это «как если бы» - не теряя себя.
Если это условие утрачивается, то данное
состояние становится состоянием идентификации,
а в таком состоянии продуктивная работа
невозможна. Знания субъективного мира
клиента, полученные эмпатически, приводят
к пониманию основы его поведения и процесса
изменения личности.
При отсутствии этих
трех условий психотерапевтический
процесс не может быть полноценным,
он работает медленно и малопродуктивен.
Коммуникации психотерапевта могут
иметь как вербальную, так и
невербальную природу, важно, чтобы
коммуникация была воспринята и была
эффективной. Технические средства
являются дополнением позиции
Что
можно использовать
в консультировании
Наиболее распространены
и чаще используются такие техники
клиентцентрированной терапии:
- Вербализация - высказывание
другими словами того, что сообщил
клиент, избегая истолкования, привнесения
своего материала. Это дает
возможность клиенту
- Умелое использование
молчания, пауза в нужный момент
- молчаливое принятие, акцент на
том, на чем клиент не привык
останавливаться, о чем он
- Отражение эмоций
- повторяются те слова пациента,
в которых непосредственно