Клиентцентрированная терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:57, доклад

Краткое описание

Согласно К. Роджерсу, человек взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, к тому, чтобы усложнить и сохранить свое «Я». И оценочный процесс, насколько это у личности получается, идет в течение всей жизни, идет постоянная проверка того, что происходит вокруг, в объективной реальности, и внутри, во внутренней сфере человека. Как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем поведение направлено в сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания данных, получивших отрицательную оценку.
По мере возникновения осознания «Я» у человека раз

Файлы: 1 файл

клиенцентрированная терапия.docx

— 18.16 Кб (Скачать)

Взгляды на природу человека

Согласно К. Роджерсу, человек взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, к тому, чтобы усложнить и сохранить свое «Я». И оценочный процесс, насколько это у личности получается, идет в течение всей жизни, идет постоянная проверка того, что происходит вокруг, в объективной реальности, и внутри, во внутренней сфере человека. Как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем поведение направлено в сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания данных, получивших отрицательную оценку. 

По мере возникновения  осознания «Я» у человека развивается  потребность в положительной  оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или разрушение положительной  оценки начинают переживаться независимо от взаимодействия с социумом и обозначаются как самооценка. Так как «Я»-переживания субъекта воспринимаются значимыми людьми как менее или более заслуживающие положительной оценки (т. е. «Я»-переживания приобретают условия оценки), то и самооценка становится избирательной – в разных условиях она разная и зависит от ситуации («утром я был хороший, а вечером был плохой»), а не является устойчивой и целостной самооценкой личности вообще («утром я вел себя так, что это нравилось, а вечером – нет»). Из-за этой избирательности опыт воспринимается на основе условий оценки, он может быть искажен и не осознаваем, так как человек не хочет «быть плохим», стараясь со временем «подретушировать» или забыть те воспоминания, которые вводят его в состояние отрицательной самооценки. 

Вследствие этого  человек утрачивает самоидентичность, его концепция «Я» включает искаженные восприятия, его представления о своем реальном опыте субъективны. Поведение регулируется то со стороны «Я», то теми аспектами опыта, которые не включены в «Я» (ситуацией, окружением и т.п.), что сопровождается напряженным и неадекватным существованием. 

Это — главное  отчуждение в человеке. Он изменяет природному, организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором поведения. Ради сохранения положительной оценки человек начинает фальсифицировать свои переживания и воспринимать их по критерию ценности для окружающих. Как следствие такого несоответствия (неконгруэнтности по Роджерсу) между «Я» и опытом возникают несоответствия в поведении и процессы защиты. 

Основная  цель помощи

Достижение человеком  конгруэнтности, самостоятельности и активности. Устранить несоответствия в поведении и процессы защиты. 

Основные  методы

Основные используемые методы:

 • активное  и пассивное слушание;

 • отражение  мыслей и чувств;

 • уточнение;

 • обобщение;

 • конфронтация  противоречий. 

Роль  психотерапевта

Условия психотерапевтического  процесса: для успешного терапевтического процесса необходимы условия, относящиеся  к личности психотерапевта – это  триада К. Роджерса: 

1. Психотерапевт конгруэнтен  в отношениях с  клиентом. Конгруэнтность («подлинность») психотерапевта означает необходимость правильной символизации психотерапевтом его собственного опыта, адекватность и устойчивость его собственной самооценки. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании. Открытость опыту означает, что каждый стимул, как внутренний, так и из внешней среды, не искажается. Когда «Я»-переживание представляется адекватно и включается в «Я»-концепцию (представление о себе самом), тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. Это не значит, что психотерапевт всегда является конгруэнтной личностью. Достаточно, чтобы он был таким при непосредственных отношениях с клиентом, со всеми присущими ему переживаниями данного момента, правильно символизированными и интегрированными. 

2. Психотерапевт переживает  безусловную положительную  оценку по отношению  к клиенту.  Обычно в определение положительной оценки входят такие понятия, как сердечность, расположение, уважение, симпатия, принятие и др. Безусловно, положительно оценивать другого — значит оценивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают определенные его поступки. Поступки человека всегда относятся не только к нему самому, но и к ситуации, которой они обусловлены, и если человек поступил так, а не иначе, значит, его видение ситуации и его внутреннее состояние в тот момент не дали ему возможности поступить по-другому. Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие, признание человека не зависят от них. Психотерапевт ценит личность клиента в целом, он в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам человек, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен. 

3. Психотерапевт эмпатически воспринимает клиента. Обладать эмпатией — означает воспринимать субъективный мир, охватывающий весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний другого человека, доступных сознанию в данный момент, с присущими ему эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Это значит — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что это «как если бы» - не теряя себя. Если это условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации, а в таком состоянии продуктивная работа невозможна. Знания субъективного мира клиента, полученные эмпатически, приводят к пониманию основы его поведения и процесса изменения личности. 

При отсутствии этих трех условий психотерапевтический процесс не может быть полноценным, он работает медленно и малопродуктивен. Коммуникации психотерапевта могут  иметь как вербальную, так и  невербальную природу, важно, чтобы  коммуникация была воспринята и была эффективной. Технические средства являются дополнением позиции психотерапевта и сами по себе не обеспечивают психотерапевтического  продвижения. 

Что можно использовать в консультировании 

Наиболее распространены и чаще используются такие техники  клиентцентрированной терапии: 

- Вербализация - высказывание  другими словами того, что сообщил  клиент, избегая истолкования, привнесения  своего материала. Это дает  возможность клиенту посмотреть  на себя иначе и вывести  в сознание новое содержание  своей «Я»-концепции, возможно, ранее неосознаваемое. 

- Умелое использование  молчания, пауза в нужный момент - молчаливое принятие, акцент на  том, на чем клиент не привык  останавливаться, о чем он говорит,  не задумываясь. Это позволяет  пережить чувства и эмоции  по отношению к себе, задуматься  о своих автоматизмах, и, как  следствие, выработать новый опыт, дающий возможность к изменениям и новым решениям и обуславливающий новое поведение. 

- Отражение эмоций - повторяются те слова пациента, в которых непосредственно выражаются  эмоции, чтобы клиент почувствовал  «с другой стороны» то, что  чувствуют другие люди, имеющие  с ним контакт. Каждому человеку  свойственно вызывать у окружающих  определенные чувства, но крайне  редко он представляет их себе  адекватно.

Информация о работе Клиентцентрированная терапия