Классификация методов в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 21:27, реферат

Краткое описание

Рассмотрены основные методы в психологии, наибольшее внимание уделено наблюдению.

Оглавление

Введение 3
1. Организационные методы 4
2. Эмпирические методы 5
1. Наблюдение 5
2. Эксперимент 12
3. Другие виды эмпирических методов 19
3. Интерпретационные методы 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

психол.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    Против  лабораторного эксперимента выдвигались  три соображения. Указывалось: 1) на искусственность эксперимента, 2) на аналитичность и абстрактность  эксперимента и 3) на осложняющую роль воздействия экспериментатора.

    Искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни обусловлена не тем, что  в эксперименте выключаются некоторые  осложняющие условия, встречающиеся  в жизненных ситуациях. Искусственным  эксперимент становится, лишь поскольку  в нем выпадают существенные для изучаемого явления условия.  Сущность эксперимента в отличие от простого наблюдения определяется не искусственностью условий, в которых он производится, а наличием воздействия экспериментатора на подлежащий изучению процесс. Поэтому искусственность традиционного лабораторного эксперимента нужно преодолевать, прежде всего, внутри экспериментального метода.

    Известная аналитичность и абстрактность  была в значительной мере свойственна  лабораторному эксперименту. Эксперимент  обычно берет изучаемый им процесс изолированно, внутри одной определенной системы условий. Раскрытие взаимосвязи различных функций и изменения в процессе развития законов протекания психических процессов требуют дополнительных методических средств. Эксперимент в психологии проводится обычно в условиях, далеких от тех, в которых протекает практическая деятельность человека. Так как закономерности, которые вскрывал эксперимент, были очень общего, абстрактного характера, то они не давали возможности непосредственных выводов для организации человеческой деятельности в производственном труде или педагогическом процессе. Попытка приложения этих абстрактных закономерностей к практике превращалась часто в механическое перенесение результатов, полученных в одних условиях, на другие, нередко совершенно разнородные. Эта абстрактность психологического эксперимента заставила искать новые методические приемы для решения практических задач.

    Очень сложным и существенным является вопрос о влиянии воздействия  экспериментатора на испытуемого. Для  преодоления возникающих в связи с этим трудностей иногда стремятся устранить непосредственное воздействие экспериментатора и построить эксперимент так, чтобы самая ситуация, а не непосредственное вмешательство экспериментатора (инструкция и т.п.) вызывала у испытуемого подлежащие исследованию акты. Однако, поскольку эксперимент по самому существу своему всегда включает непосредственное либо опосредованное воздействие экспериментатора, то вопрос заключается не столько в том, чтобы устранить это воздействие, сколько в том, чтобы правильно учесть и организовать его.

    При оценке и истолковании результатов  эксперимента необходимо специально выявить  и учесть отношение испытуемого  к экспериментальному заданию и  экспериментатору. Это необходимо, потому что поведение испытуемого в эксперименте – это не автоматическая реакция, а конкретное проявление личности, которая устанавливает свое отношение к окружающему. Это отношение сказывается на ее поведении и в экспериментальной ситуации.

    Пользуясь экспериментом в психологии, никогда нельзя забывать того, что всякое вмешательство экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем неизбежно оказывается и средством полезного или вредного воздействия на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при изучении психологии ребенка. Оно накладывает ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним.

    2.3. Другие виды экспериментальных  методов.

    Кроме наблюдения и эксперимента выделяют следующие эмпирические методы:

    Тестирование — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны; они должны выявлять устойчивые психологические характеристики.

    Диагностическая ценность теста в значительной степени  зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т. е. от того, каким образом был сконструирован данный тест, - явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений. Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, которые могут причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержек психического развития.

    Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

    Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлениями о ней.

    Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека или на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологического качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

    Проективные тесты предполагают свободную интерпретацию исследователем выполненных испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого набору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. В других случаях испытуемому предъявляют картинки с изображением неопределенных ситуаций, после чего психолог предлагает описать события, отраженные на картинке. На основе анализа интерпретации испытуемым изображенной ситуации психолог делает вывод об особенностях его психики. [1, c. 24-26].

    Беседа — проводится в процессе личного общения по специально составленным программам. Широкая вариативность вопросов, в соответствии с полученными ответами, непосредственный контакт – все это является несомненными плюсами данного метода. Основной недостаток — субъективизм выводов, которые основываются только на полученных ответах и не имеют фактического подтверждения. Основная сложность – необходимость фиксации полученной информации.

    Анкетирование — основывается на самоотчетах испытуемого. Данный метод требует четкости и однозначности понимания сформулированных вопросов, сами вопросы не должны носить подсказывающий характер. Основное преимущество — получение массового материала за короткое время. Основной недостаток — полученные данные нельзя соотнести с личными особенностями испытуемых.

    Интервью — данный метод допускает большую свободу опрашиваемого в формулировке и развернутости ответа. Чаще всего используется в социальной психологии для выявления статистических данных.

    Метод экспертных оценок (широко применяет в психологии личности) –учитывается мнение компетентных экспертов.

    Изучение  продуктов деятельности — рисунков аппликаций, почерка и т. д.

    Методы  обработки данных (математико-статистические методы) — это методы современной математической статистики, например факторный анализ.

    Основная  цель применения статистических методов  –  повышение обоснованности выводов  в психологических исследованиях  за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей. История статистики и психологии имеет много примеров положительного взаимного влияния. Так, важная для современной науки идея регрессионного и корреляционного анализа родилась из попыток Ф. Гальтона исследовать закономерности наследования детьми психологических и физических признаков своих родителей. Для исследования интеллектуальных способностей было разработано несколько вариантов факторного анализа. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов и для применения в профессиональном отборе.  
В настоящее время можно выделить следующие направления использования статистических методов в психологии:

• Описательная статистика, включающая в себя группировку, табулирование, графическое представление и количественное описание данных.  
• Теория статистического вывода, используемая в психологических исследованиях для предсказания результатов по данным обследования выборок.

Теория планирования экспериментов, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными.

    3. Интерпретационные методы.

    1. Генетическое описание (описание  развития). Генетический метод в психологии, т.е. использование изучения развития психики как средства для раскрытия общих психологических закономерностей, – не сопоставляется с наблюдением и экспериментом в одном ряду и не противопоставляется им, а необходимо на них опирается и строится на их основе, поскольку установление генетических данных в свою очередь основывается на наблюдении или эксперименте. Сущность генетического принципа в том, что изучаемое психическое явление рассматривается как процесс и исследователь стремиться восстановить все моменты его развития, увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.

    2. Структурное описание (классификация, типологизация).

    В генетическом описании для изучения возрастных изменений в психике  человека требуется и применяется  системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в четырех аспектах:

• онтологический (соотношение биологического и социального в развитии);

• хронологический (микро- и макрохронология);

• структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);

• каузальный (факторы развития).

    Кроме описанных методов, которые являются общими для всех психологических  наук, существуют также специальные  методы исследования, применяемые в  отдельных областях психологических знаний. Чаще всего такие методы используются в прикладных психологических исследованиях. Так в психогенетике используется метод близнецов, в инженерной психологии – технические методы и т. д.

    В психологических исследованиях  с помощью указанных выше методов должны соблюдаться определенные принципы (правила).

    1. Принцип объективности. Данный принцип предполагает изучение человека в естественных, но разнообразных для него условиях, чтобы определить, не зависит ли то или иное проявление человека от каких-то конкретных внешних факторов. Этот принцип также требует учета всех полученных данных, а особенно тех, которые противоречат первому впечатлению.  
2. Принцип изучения всех психологических явлений в их развитии. Этот принцип предполагает активное воздействие на испытуемого, что позволяет рассмотреть не только результат, но и процесс, выявить не только актуальные, но и потенциальные возможности исследуемого.  
3. Аналитико-синтетический принцип. При аналитическом подходе изучаются отдельные проявления психики в различных условиях. Синтетический подход предполагает изучение связи отдельных проявлений между собой.

    При использовании различных методов  психологического исследования необходимо считаться с особенностями изучаемой  проблемы. Так, например, при изучении ощущений вряд ли какой-либо другой метод может быть так эффективен, как экспериментальный. Но при изучении высших проявлений человеческой личности серьезно встает вопрос о возможности "экспериментировать" над человеком.  

Информация о работе Классификация методов в психологии