Классификация групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:01, реферат

Краткое описание

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые.

Файлы: 1 файл

Классификация групп.docx

— 79.26 Кб (Скачать)

Классификация групп

Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных  группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.

Выделяют несколько  разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие  и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых отношений между собой, могут ничего не знать друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. 

Реальные  группы людей, общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Такие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной роли.   

Контактная  группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.   

Малая группа — это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Она немногочисленна — от 3 до 15 человек, которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. 

При большем  количестве людей группа, как правило, разбивается на подгруппы. Отличительные  признаки малой группы: соприсутствие  людей в пространстве и времени. Оно позволяет устанавливать  контакты, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты  общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты помогают человеку воспринимать индивидуальность всех других людей  в группе, а только в этом случае можно говорить о наличии малой  группы. 

Рис. 7.11. Классификация групп (по Г. А. Андреевой) 

В малой группе взаимодействие очень тесное: активность одного из членов — это одновременно стимул для всех остальных участников и реакция того на них.

Важно также  наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация ее как некоего  предвосхищаемого результата способствует удовлетворению потребностей каждого, соответствуя одновременно общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный  момент совместной деятельности определяют динамику функционирования малой группы.   

Можно выделить три рода целей:

1. Ближние перспективы: цели, которые реализуются быстро во времени и выражают потребности этой группы.

2. Вторичные цели: более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы предприятия или школы в целом).

3. Дальние перспективы: объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого.

Общественно ценное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для  каждого члена группы. Важна не столько объективная групповая  цель, сколько ее образ, т. е. как она  воспринимается членами группы. Цели, характеристики совместной деятельности цементируют группу в одно целое, определяют внешнюю формально-целевую  ее структуру. 

Для нее особое значение имеет организующее начало. Оно может быть персонифицировано  в ком-либо из членов (в лидере, руководителе), а может и не быть таковым, но это  вовсе не означает, что оно отсутствует. Просто в этом случае функция руководства  распределена между членами группы и лидерство носит ситуативный характер (в определенной ситуации человек, более продвинутый в данной сфере, нежели другие, принимает на себя функции лидера).

Разделение и  дифференциация персональных ролей (разделение и кооперация труда, распределение  власти) — также одна из особенностей существования группы. Это значит, что активность ее членов не является однородной, они вносят разный вклад  в совместную деятельность, играют различные роли.

Между членами  группы устанавливаются эмоциональные  отношения, которые влияют на активность всей общности, приводят к разделению на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений. 

Для группы обязательна  выработка специфической культуры. Это — нормы, правила, стандарты  жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к  другу и обусловливающие общую  динамику. Данные нормы — важнейший  признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно  говорить, если она детерминирует  поведение большинства членов группы, несмотря на все различия между ними. Отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

Группа имеет  следующие психологические характеристики: групповые интересы, групповые потребности, групповые мнения, групповые ценности, групповые нормы, групповые цели. 

Рис. 7.12. Психологические  характеристики группы

в том числе  и за счет других групп. Иногда корпоративный  дух может иметь место в  трудовых или учебных группах, когда  возникают черты группового эгоизма.

Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическим органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Таким образом, реальные человеческие группы отличаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному  значению. По мере увеличения размера  группы возрастает роль ее лидера. Распределение  власти тесно связано с характером коммуникации, обмена информацией и  идеями.

Можно классифицировать группы, принимая во внимание специфику  распространения информации и организации  взаимодействия между членами группы.   

Так, выделяются:

1. Пирамидальная группа, которая является:

системой закрытого  типа;

построена иерархически;

информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху

вниз (приказы); каждый человек знает свое определенное место;

в группе ценятся традиции;

руководитель группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются ему; такие группы встречаются в армии, в налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях.  

2. Случайная группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, однако все-таки что-то их объединяет (творческие коллективы, а также новые коммерческие структуры в ситуации рыночной неопределенности).   

3. Открытая группа, в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы; главное общее дело (свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей).  

4. Группа синхронного типа, когда люди находятся в разных местах, но идут в одном направлении, так как знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель, и хотя каждый продвигается сам, но все поступают синхронно, даже без обсуждения и согласования.

Психология  малых групп. Группа и коллектив Малая  группа: определение, критерии для классификации, основные признаки, функции и наиболее распространенные типы.

Малая группа – это всегда контактная общность, связанная реальным взаимодействием входящих в нее лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

 
Малые группы могут различаться  по следующим критериям
а) по степени их реальности: 
условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д.; 
реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. 
б) по организационному критерию: 
формальные группы – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру; 
неформальные группы – это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. 
в) по степени близости: 
первичные группы отличаются тесным взаимодействием участников. Члены их имеют возможность общаться по любому поводу, наблюдать друг друга в различных ситуациях, совместно отмечать праздники, юбилеи, свадьбы (влюбленные, очень близкие люди); 
– во вторичных группах отношения менее близкие. Здесь общие ценности и стандарты поведения касаются ограниченных сфер жизни (спортивная секция, землячество). 
г) по степени психологического принятия: 
референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях; 
нереферентные (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся. 
д) по степени развития: 
слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования; 
высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.

 
Малая группа обладает существенными  признаками, а именно: 
1. Внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций. 
2. Групповые ценности, на основе которых развивается социальные чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы. 
3. Собственный принцип обособления, отличающий ее от других, «чужих» групп. 
4. Групповое давление, т. е. воздействие на поведение членов группы. 
5. Общие цели и задачи деятельности. 
6. Закрепление традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.) 
7. Стремление к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач. 
Основными функциями малой группы являются: 
а) функция социализации проявляется в том, что именно в малой группе индивид знакомится с нормами, традициями, ритуалами и прочими законами жизни, принятыми в обществе. В такой малой группе как семья человек целенаправленно готовится к будущей жизни, познает окружающий мир, овладевает первичными навыками коллективного труда и т. д. 
б) существование таких групп, как рабочая бригада, экипаж самолета, научная лаборатория, учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения определенной работы. Эти группы называют «инструментальными». Их основной функцией является достижение целей, осуществление тех дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку. 
в) экспрессивная функция группы, т. е. удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, уважению и доверию. В группе люди делятся своей радостью, отмечают то или иное событие, нередко избавляются от неприятных чувств. 
г) функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в своем признании и ценности, человек ищет точку опоры в других. 
д) функция поддержки особенно ярко проявляется в трудовой солидарности рабочих бригады, корпоративности представителей научных школ, круговой поруке преступной группировки и т. д.
 
 
 

Информация о работе Классификация групп