Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 12:16, доклад
Как влияет развод на ребёнка
Развод, как считают психологи, - это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью.
Что касается социальной зрелости и проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, в уменьшении роли отца в семье.
Дети не могут служить
опорой
Помимо фактического отхода
от ребенка живущего отдельно родителя,
не менее тяжело отражается на ребенке
и отход психологический, когда оставшийся
с ним родитель настолько подавлен произошедшим,
навалившимися проблемами и ответственностью
или настолько занят налаживанием совершенно
новой для него жизни, что для ребенка
не остается ни времени, ни душевных сил.
И тут ребенок, особенно если он в подростковом
возрасте, оказывается предоставленным
самому себе или вынужден заботиться и
о родителе, и о хозяйстве, и порой о братьях
и сестрах. Часто мама делает дочь своей
лучшей подружкой, что, несомненно, очень
льстит ребенку, но только на первых порах.
Поддерживать близкие, теплые отношения
с ребенком очень важно и ждать от него
сочувствия тоже вполне резонно. «Но родители
всегда должны помнить, что, какова бы
ни была ситуация, они в первую очередь
и всегда — родители. Ребенок, а тем более
в подростковом возрасте, должен иметь
возможность опереться на родителя, а
не наоборот», — советует известный психолог
Л. Стейнберг.
Не так много исследований было
проведено о долгосрочном эффекте развода,
но из тех, что проводились, следуют выводы:
многие разведенные родители в течение
нескольких лет не могут справиться с
эмоциональными проблемами и наладить
нормальную жизнь (был взят десятилетний
период после развода). В этих семьях дети
преждевременно вынуждены оказывать не
только родителю психологическую поддержку,
но и, находясь под непосильным бременем
ответственности за состояние родителя,
брать на себя и все остальные проблемы.
В подобных случаях под угрозой оказывается
уже их собственное эмоциональное и психологическое
состояние и развитие. Эти исследования
выявили «затяжной» и так называемый «спящий
эффект». Особенно у девочек. Что это значит?
Что многие проблемы как бы оседают в подсознании. Когда
наступает пора влюбленности, они чувствуют
себя очень скованно — неизжитое чувство
отверженности родителями в эти годы перерастает
в интенсивное, неуправляемую боязнь
предательства. Гипоопека — это безнадзорность
Матери-одиночки
чувствуют на своих плечах столь тяжелый
груз разнообразных обязанностей и ответственности,
что не всегда его выдерживают и решают
проблему так: пусть будет, как будет, пусть
ребенок сам себя растит и воспитывает.
Может, «свободное» воспитание — оно и
к лучшему? Может, все само как-то образуется?
Такие матери сводят общение с детьми
к минимуму: накормить, как-то приодеть,
вызвать врача, если что...
Подобная воспитательная политика называется гипоопекой— серьезным дефицитом внимания. И это другая крайность, таящая опасность и для совместных отношений, и для формирования характера ребенка. Гипоопека для ребенка не полнота свободы, а свидетельство равнодушия к нему, постоянно травмирующая его душу, ожесточающая ситуация. Нередко дети начинают совершать хулиганские поступки — в попытке (хоть и бессознательной) привлечь к себе внимание матери, надеются, что о его безобразиях услышит отец и явится для «разборки». Дети готовы перенести даже наказания — лишь бы при этом убедиться, что их судьба не совсем безразлична родителям, а значит, они им все-таки нужны.
Не ждите, что ваши дети останутся безмятежно счастливыми, когда в их жизни происходит такой важный социальный сдвиг. Даже едва начавшие ходить и грудные дети реагируют отрицательно; у них нарушается сон, начинаются проблемы с едой, регресс при отправлении естественных потребностей. Дети дошкольного возраста могут начать драться или кусаться, характерны вспышки гнева. Дети младшего школьного возраста часто становятся вялыми или гиперактивными, начинают ненавидеть школу или мочиться в кровать. Дети постарше и подростки часто впадают в депрессию, чувствуют себя одинокими, никому не нужными, ничтожными, им больно, они в тревоге, они могут испытывать стыд. Этого почти достаточно, чтобы удержать вас от развода. И многие родители так и поступают.
Надо научиться называть вещи своими именами: развод, расстались – и это, когда нет. Отношения, семья, поддержка – это не кратковременные прогулки по выходным и звонки по типу «Как дела?». Это тепло, это поддержка, ощутимая на уровне чувств. И если мы, взрослые, уже порядком очерствели, обросли толстой кожей и пытаемся всем своим тонким эмоциям и чувствам найти оправдание, то дети – как слишком тонкая материя чувствительны ко всему. И как бы мы не пытались быть счастливыми и стараться порознь восполнить им и возместить отсутствие семьи, они все равно никогда не примут это как благо, потому что душа – это не материальные вещи, это не подарки, не прогулки. Это нечто большее.
Убегая друг от друга, мы втайне надеемся, что будет лучше, мы утешаем себя тем, что поступаем правильно. А на самом деле – мы ищем оправдание нашим страхам, слабости, трусости. Это наш эгоизм.
И мысли: «А вдруг станет еще хуже» - она неуместна в подобном контексте, потому что хуже уже быть не может. Хуже уже настало – потому что ребенок в отношениях как лакмусовая бумажка – как бы не старался уберечь и восполнить все, ощущая за собой чувство вины и предательства, как бы сам ребенок не старался быть счастливым, но самое настоящее, поселившееся у него в душе, выйдет.. И это будет неуверенность, депрессивность, неполноценность… Это будет неустроенная личная жизнь, по образу и подобию жизни его родителей… - а потому что по-другому не научили, не показали, не дали почувствовать…!!!!Потому что нам не показали, не объяснили, потому что подвели только к одной черте – «как у всех» и научили быть как все, думать как все, слушать кого угодно и находить оправдания своей трусости, беспринципности.
И роль отца, как оказывается, очень важна. Потому что «отчий дом», потому что «глава семьи» - и в нем сила, мужество, терпение..опора и будущее...