Этиология детских аномалий и нарушений развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприятным факторам в критические периоды своего развития, когда формируется наиболее важные «функциональные ансамбли», наблюдается интенсивная дифференциация нервной системы. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Причины нарушений развития экзогенного происхождения………………….4
Причины нарушений развития эндогенного происхождения…………………8
Взгляды зарубежных исследователей на этиологию нарушений развития……10
Заключение ………………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

реферат по спецпсихологии.docx

— 30.46 Кб (Скачать)

Сегодня установлено, что  для полноценного развития эмоциональной  сферы ребенку в день необходимо не менее 12 ласковых тактильных прикосновений  взрослого – похлопываний, объятий и т.п.

Социально-педагогическая запущенность как результат неблагоприятных условий воспитания замедляет развитие коммуникативно-познавательной активности ребенка, приводя к серьезным трудностям в обучении и поведении таких детей.

В целом, в психологической  картине развития ребенка влияние  органических и функциональных нарушений  приводит к недоразвитию базовых  психических функций – речи, мышления, памяти, которые не могут обеспечить соответствующую деятельность, а несформированная деятельность не позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

Взгляды зарубежных исследователей на этиологию нарушений  развития

Наряду с общими научными подходами к объяснению этиологии  нарушений в развитии детей, свойственными  отечественным и зарубежным исследователям детской психопатологии, имеются  некоторые отличия в классификации  причин, выделяемых зарубежными авторами. Различия могут быть объяснены как  достигнутыми успехами в научных  исследованиях, так и значительным прогрессом в отношении к проблемам  детей и их поведению в обществе и культуре западных стран, а также, возможно, особенностями перевода научных  иностранных текстов на русский  язык.

При изучении зарубежных источников следует иметь в виду, что, наряду с клиническим подходом к нарушениям в развитии, в них, как правило, расширяются рамки данной области  и к детской психопатологии относят  случаи проблемного (так называемого  «неадаптивного») поведения детей, а причины и последствия различных  детских расстройств описываются  в контексте значимых отношений  ребенка и окружающего мира. Безусловно, это не является недостатком, а, наоборот, способствует более глубокому пониманию  причинно-следственных связей и зависимостей, влияющих на развитие детей.

Несмотря на то, что проявления детской психопатологии отличаются чрезвычайно большим разнообразием  причин и симптомов, все они имеют  общую основу: патологические нарушения  указывают на сбои в процессе адаптации, имевшие место на одной или  нескольких стадиях развития.

Под сбоями в процессе адаптации  понимают неспособность ребенка  к выработке или овладению  навыками, знаменующими начало новой  стадии развития. Иными словами, дети с психологическими нарушениями  имеют те или иные отклонения от нормального уровня развития своих  сверстников. Такие отклонения являются, как правило, следствием не одной  причины, а результатом сложного и длительного взаимодействия внутренних процессов индивидуального развития и внешних условий. Взаимодействие причин и следствий, связанных с нарушениями поведения у детей, – это долговременный и динамический процесс, его анализ представляет значительные трудности.

Определить единственную или первоначальную причину психических  расстройств можно лишь в редких случаях, поэтому следует стремиться рассмотреть влияние различных  биологических и средовых факторов, и при этом помнить, что они  приводят к появлению специфических  форм поведения в результате взаимодействия.

Поскольку дети, нуждающиеся  в психологической помощи, часто  имеют симптомы, сходные с целым  рядом состояний, и могут попасть  в более чем одну категориальную группу, то для принятия диагностического решения причины расстройств  их поведения следует рассматривать  с комплексных позиций, которые  учитывают биологические, психологические, социальные влияния и их взаимозависимость.

Биологические влияния – это особенности протекания беременности, куда относят серьезные заболевания, травмы, осложнения в супружеских отношениях или другие источники стресса, повлиявшие на течение беременности.

Эмоциональные влияния – состояния, чувства, которые переживают дети и которые проявляются в их эмоциональных реакциях и способности управлять ими.

Поведенческие и когнитивные  влияния связаны с особенностями  обучения ребенка, отношения к его  неуспешности в основном виде деятельности со стороны родителей, учителей, сверстников, а также интерпретация самим  ребенком происходящих с ним событий. У детей вырабатывается своя система  взглядов, усугубляющая неудачи и  приводящая к выводу, что их непременно ждет поражение (в учебе, общении  и т.д.) независимо от прикладываемых ими усилий.

Социальные влияния – это влияния со стороны семьи и социального окружения. Все дети, а не только дети с особыми проблемами, нуждаются в чутком отношении родителей к их индивидуальным потребностям, что предполагает наличие системы в процессе воспитания. Для правильного развития ребенок нуждается в определенном уровне жизни, включающем позитивное социальное окружение, хорошую школу, здоровый образ жизни и полноценное питание, наличие друзей-сверстников и возможности поддерживать дружественные отношения со всеми членами семьи и родственниками, а также их социальным окружением.

Эти четыре основных положения  помогают практически применить  теорию к анализу каждого конкретного  случая поведенческих расстройств  у детей.

Теоретические исследования и практика детской психопатологии основываются на понимании следующих  установок, лежащих в основе работы в данной области:

– конкретная проблема или расстройства могут быть вызваны множеством причин, а наличие схожих факторов риска может приводить к совершенно разным результатам;

– ребенок и среда взаимозависимы. Согласно этой установке детские психические расстройства не вызваны исключительно внутренними процессами развития организма ребенка и не являются следствием исключительно внешних причин. Чаще всего их вызывает сочетание обоих факторов, взаимодействующих между собой;

– патологическое развитие предполагает непрерывность и дискретность. Непрерывность означает, что изменения в развитии носят постепенный и количественный характер, так что будущие особенности поведения могут быть предсказаны на основании предшествующих отклонений. Дискретность, напротив, подразумевает, что изменения в развитии носят скачкообразный характер, могут резко прерываться и иметь качественное своеобразие.

Таким образом, комплексность  патологического поведения ребенка  требует интегративного подхода  к пониманию его причин, рассмотрение всего спектра биологических, социальных и психологических факторов, влияющих на развитие детей.

 

Заключение

 

Знание  причин детских аномалий и нарушений  развития позволяет детскому психологу  не только правильно решить одну из важнейших задач — получение  дополнительных данных о психическом  состоянии ребенка, но и при помощи экспериментально-психологического исследования выявить скрытые для простого наблюдения признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь  …

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-

 и патопсихологии. – М., 1994. – 216 с. – С. 6– 13.

Специальная психология. Авторы: Богдан Н.Н., Могильная  М.М., редактор: Александрова Л.И.

 


Информация о работе Этиология детских аномалий и нарушений развития