Этика милосердия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 20:31, реферат

Краткое описание

Милосердие - одна из важнейших нравственных заповедей. Основой милосердия является любовь к человеку. Милосердие - это и есть любовь к ближнему как к самому себе.

Файлы: 1 файл

Милосердие.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Милосердие - одна из важнейших нравственных заповедей. Основой милосердия является любовь к человеку. Милосердие - это и  есть любовь к ближнему как к самому себе.

Любовь, сердце, милосердие и сострадание, как говорил  Достоевский, составляют основу нравственности.

Понятие милосердия отличается от понятия справедливости.

Требование  милосердия - более высокий уровень  нравственности, связанный с заповедью  любви. Точка зрения любви предполагает различия между людьми как бы преодоленными. Этика милосердия призывает не сопоставлять сталкивающиеся интересы, жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего.

"Смело  давай другому, не считай, что  ты получишь в замен".

Милосердие  является нравственным долгом, но не юридической  обязанностью. Нет оснований ожидать его от других людей. Этим оно отличается от справедливости как непреложной обязанности. Принцип справедливости утверждается обычным правопорядком. Заповедь милосердной любви утверждается добровольно и инициативно.

Милосердие  предполагает некую способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в отдавании. Милосердие непросто, оно представляет трудную задачу.

Милосердие  отличается от мнимого благодеяния.

Что такое мнимое благодеяние? Во-первых, это милосердие в надежде на одобрение и благодарность других. Признание со стороны других людей, общества - единственный мотив такого благодеяния, которое делается "напоказ", демонстративно. Против такого благодеяния выступал И. Христос: "Не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне".

Особая форма  себялюбивого благодеяния рассматривает  его как средство для достижения собственного блага. Человек не желает сам страдать при виде чужих страданий, поэтому он помогает ближнему. Это благодеяние также мнимое.

Возможно  также "идеалистическое" благодеяние. Оно совершается с целью исполнить  долг, когда мораль (идеал) становится выше того конкретного человека, к которому обращено благодеяние.

Наконец, патерналисткое благодеяние, совершаемое с целью  завоевать сердце и волю другого  человека. Такое благодеяние может  выступать инструментом властвования.

Итак, мы назвали следующие виды мнимого благодеяния: благодеяние "напоказ", как средство для достижения своих корыстных целей, идеалистическое и патерналисткое.

В мнимом благодеянии попирается добродетель, разрушается нравственность, поэтому  часто показное благодеяние и показная добродетель вызывает у окружающих протест.

В чем состоит  трудность милосердия?

Понимание человеком  блага другого (и милосердие как  содействие этому благу) может отличаться от его собственного представления  о благе и поэтому ущемлять человеческое достоинство того человека, которому хотят помочь. Навязывание благодеяния непозволительно.

Последовательное  милосердие предполагает не только самоотверженность, и не просто доброжелательность, а  понимание другого человека, сострадание  ему, деятельное участие в его жизни. Милосердие опосредованно служением. И этим оно возвышается над подаянием, услугой, помощью. В искреннем пожелании добра, выражении сердечного попечения иной раз может быть больше благодеяния, чем в действии.

Заповедь  милосердия трудна еще и потому, что ее исполнение требует самоотречения, жертвенности.

Другой не менее интересный вопрос: "В отношении  кого милосердствовать?"

Есть ли здесь  какие-то критерии и предпочтения? Древнекитайский  мудрец Лао- Цзы по этому поводу сказал, что добро надо делать и добрым, и недобрым, тем самым воспитывая добродетель в других и осуществляя свое дао. Та же мысль была высказана Сенекой. Истинное человеколюбие бескорыстно, поэтому милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий.

Образцом  милосердия является жизнь И. Христа, который умер за людей, хотя те были грешниками, т.е. не заслуживали его  любви.  
 
 

Милосердие  – одна из важнейших нравственных заповедей. Основой

милосердия  является любовь к человеку. Милосердие – это и есть любовь к

ближнему  как к самому себе. Любовь, сердце, милосердие и сострадание, как

говорил Достоевский, составляют основу нравственности. Понятие милосердия

отличается  от понятия справедливости. Требование справедливости призвано

снимать противоречия между конкурирующими устремлениями людей в

соответствии  с их правами и заслугами. Требование милосердия – более

высокий уровень нравственности, связанный  с заповедью любви. Точка зрения

любви предполагает различия между людьми как бы преодоленными. Этика

милосердия  призывает не сопоставлять сталкивающиеся интересы, жертвовать

своими  личными интересами ради блага ближнего. «Смело давай другому, не

считай, что  ты получишь взамен». Милосердие является нравственным долгом,

но не юридической обязанностью. Нет оснований  ожидать его от других людей.

Этим оно  отличается от справедливости как непреложной  обязанности.

Принцип справедливости утверждается обычным  правопорядком. Заповедь

милосердной любви утверждается добровольно  и инициативно. Что такое

милосердие  как практическая задача? Милосердие предполагает некую

способность, усилие воли, дар души. Оно осуществляется в дарении, т.е. в

отдавании. Милосердие непросто, оно представляет трудную задачу.

Милосердие  отличается от мнимого благодеяния. Что такое мнимое

благодеяние? Во-первых, это милосердие в надежде  на одобрение и

благодарность других. Признание со стороны других людей, общества -

единственный  мотив такого благодеяния, которое  делается «напоказ»,

демонстративно. Против такого благодеяния выступал И. Христос: «Не творите

милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы  они видели вас, иначе не будет

вам награды  от Отца вашего Небесного. У тебя же, когда творишь милостыню,

пусть левая  рука не знает, что делает правая, чтобы  милостыня твоя была в

тайне». Особая форма себялюбивого благодеяния  рассматривает его как

средство  для достижения собственного блага. Человек не желает сам страдать

при виде чужих страданий, поэтому он помогает ближнему. Это благодеяние

также мнимое. Возможно также «идеалистическое» благодеяние. Оно

совершается с целью исполнить долг, когда  мораль (идеал) становится выше

того конкретного  человека, к которому обращено благодеяние. Наконец,

патерналистское благодеяние, совершаемое с целью  завоевать сердце и волю

другого человека. Такое благодеяние может выступать инструментом

властвования. Итак, мы назвали следующие виды мнимого благодеяния:

благодеяние «напоказ», как средство для достижения своих корыстных целей,

идеалистическое и патерналистское. В мнимом благодеянии попирается

добродетель, разрушается нравственность, поэтому  часто показное благодеяние

и показная добродетель вызывает у окружающих протест. В чем состоит

трудность милосердия? Понимание человеком  блага другого (и милосердие как

содействие  этому благу) может отличаться от его собственного представления о

благе и  поэтому ущемлять человеческое достоинство  того человека, которому

хотят помочь. Навязывание благодеяния непозволительно. Последовательное

милосердие  предполагает не только самоотверженность  и непросто

доброжелательность, а понимание другого человека, сострадание ему,

деятельное  участие в его жизни. Милосердие опосредовано служением. И этим

оно возвышается  над подаянием, услугой, помощью. В  искреннем пожелании

добра, выражении  сердечного попечения иной раз может быть больше

благодеяния, чем в действии. Заповедь милосердия трудна еще и потому, что ее

исполнение  требует самоотречения, жертвенности. Другой не менее интересный

вопрос: «В отношении кого милосердствовать?»  Есть ли здесь какие-то

критерии и предпочтения? Древнекитайский мудрец Лао-Цзы по этому поводу

сказал, что  добро надо делать и добрым, и  недобрым, тем самым воспитывая

добродетель в других и осуществляя свое дао. Та же мысль была высказана

Сенекой. Истинное человеколюбие бескорыстно, поэтому милосердная любовь

предполагает  принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий.

Образцом  милосердия является жизнь И. Христа, который умер за людей, хотя

те были грешниками, т.е. не заслуживали его  любви.

      «В практике межчеловеческих отношений милосердие реализуется в

учтивости, помощи, участливости, заботе. В практике общественных отношений

есть свои формы милосердия, среди которых  наиболее интересной является

благотворительность или филантропия». Очень часто  в повседневной жизни

понимают эту категорию как подачу милостыни. Но благотворительность

отличается  от милостыни. Если милостыня – это  индивидуальное и частное

действие, то благотворительность носит организованный характер. Её

осуществляют  по плану и специально разработанным  программам.

      «Благотворительность – это деятельность, с помощью которой частные

ресурсы добровольно распределяются с целью  помощи нуждающимся, т.е. тем

людям и  организациям, которые испытывают недостаток в дополнительных

средствах для решения различных задач. В истории этики и общества эта

категория иногда воспринимается негативно. Согласно этой точке зрения,

благотворительность безнравственна, поскольку не исправляет, а только

усугубляет  положение бедных и обездоленных (П. Лафарг, Л.Н. Толстой).

«Радикальные критики филантропии указывали на то, что организованная

представителями высших классов благотворительность  на деле является

разновидностью  бизнеса, инструментом политического  и идеологического

влияния, средством организованного развлечения  для богачей»64. Б. Мандевиль

заметил, что мотивом благотворительности  и милосердия чаще всего является

желание получить похвалу современников  и навеки остаться в памяти

потомков

Информация о работе Этика милосердия