Эрик Эриксон

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:12, реферат

Краткое описание

Многие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросления ребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал.

Файлы: 1 файл

психогннетика.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

     В теоретическом плане формулировки Эрик Эриксона касаются исключительно развития эго. Он отошел от классического психоанализа по следующим четырем пунктам.

     1. В его работах отчетливо прослеживается  решительный сдвиг акцента от  бессознательного к сознательному,  от ид к эго. Э. Эриксон  считает, что именно эго составляет основу в поведении человека. По его мнению, именно эго составляет автономную структуру личности. А основное развития личности происходит в направлении социальной адаптации. Развитие ид инстинктов идет параллельно основному процессу. Этот взгляд на природу человека называется эго-психологией. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Э. Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развитие становится все более и более компетентным.

     2. Э. Эриксон развивает новый  взгляд относительно индивидуального  взаимоотношения с родителями  и культурным контекстом, в котором  существует семья. Он подчеркивает  исторические условия, в которых  формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.

     3. Его теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости).

     4. Э. Эриксон видел свою задачу  в том, чтобы привлечь внимание  к способности человека преодолевать  жизненные трудности психосоциального  характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Э. Эриксона, единственный ключ к пониманию его жизни.

     Таким образом свою главную задачу Э. Эриксон  видел в том, чтобы описать  ключевые моменты социальной адаптации  личности по мере ее становления. При этом он обращал особое внимание на социальные и культурные феномены, на роль семьи в социализации нового поколения. Опора его при этом - на сознательные проявления человека. При этом важно, что он рассматривал жизнь человека как процесс становления, как процесс накопления нужного опыта, и прежде всего социального опыта.

     Центральным для теории развития эго Эриксона является положение о том, что  человек в течение жизни проходит через несколько универсальных  для всего человечества стадий. Процесс  развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Э. Эриксон понимает следующее:

     1) личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к  другой предрешен готовностью  личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

     2) общество устроено так, что  развитие социальных возможностей  человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать  сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. 
 
 
 
 

     Литература:

  1. file://localhost/ manada.ru.mht

Информация о работе Эрик Эриксон