В
теоретическом плане формулировки
Эрик Эриксона касаются исключительно
развития эго. Он отошел от классического
психоанализа по следующим четырем пунктам.
1.
В его работах отчетливо прослеживается
решительный сдвиг акцента от
бессознательного к сознательному,
от ид к эго. Э. Эриксон
считает, что именно эго составляет
основу в поведении человека. По его мнению,
именно эго составляет автономную структуру
личности. А основное развития личности
происходит в направлении социальной
адаптации. Развитие ид инстинктов идет
параллельно основному процессу. Этот
взгляд на природу человека называется
эго-психологией. Эго взаимодействует
с реальностью при помощи восприятия,
мышления, внимания и памяти. Уделяя особое
внимание адаптивным функциям эго, Э. Эриксон
считал, что человек, взаимодействуя с
окружением в процессе своего развитие
становится все более и более компетентным.
2.
Э. Эриксон развивает новый
взгляд относительно индивидуального
взаимоотношения с родителями
и культурным контекстом, в котором
существует семья. Он подчеркивает
исторические условия, в которых
формируется эго у ребенка. Он основывается
на результатах наблюдений за людьми,
принадлежащими к различным культурам,
чтобы показать: развитие эго неизбежно
и тесно связано с меняющимися особенностями
социальных предписаний и системой ценностей.
3.
Его теория развития эго охватывает
все жизненное пространство индивидуума
(то есть от младенчества до зрелости и
старости).
4.
Э. Эриксон видел свою задачу
в том, чтобы привлечь внимание
к способности человека преодолевать
жизненные трудности психосоциального
характера. Его теория ставит во главу
угла качества эго, то есть его достоинства,
раскрывающиеся в различные периоды развития.
Знание того, как человек справлялся с
каждой из значимых жизненных проблем
или как неадекватное разрешение ранних
проблем лишило его возможности справляться
с дальнейшими проблемами, составляет,
по мнению Э. Эриксона, единственный ключ
к пониманию его жизни.
Таким
образом свою главную задачу Э. Эриксон
видел в том, чтобы описать
ключевые моменты социальной адаптации
личности по мере ее становления. При этом
он обращал особое внимание на социальные
и культурные феномены, на роль семьи в
социализации нового поколения. Опора
его при этом - на сознательные проявления
человека. При этом важно, что он рассматривал
жизнь человека как процесс становления,
как процесс накопления нужного опыта,
и прежде всего социального опыта.
Центральным
для теории развития эго Эриксона
является положение о том, что
человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных
для всего человечества стадий. Процесс
развертывания этих стадий регулируется
в соответствии с эпигенетическим принципом
созревания. Под этим Э. Эриксон понимает
следующее:
1)
личность развивается ступенчато,
переход от одной ступени к
другой предрешен готовностью
личности двигаться в направлении
дальнейшего роста, расширения осознаваемого
социального кругозора и радиуса социального
взаимодействия;
2)
общество устроено так, что
развитие социальных возможностей
человека принимается одобрительно,
общество пытается способствовать
сохранению этой тенденции, а также
поддерживать как надлежащий темп, так
и правильную последовательность развития.
Литература:
- file://localhost/
manada.ru.mht