Эмоции, творчество, работоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:03, реферат

Краткое описание

Виды эмоций, их характеристика. Эмоции и общественное сознание человека. Роль эмоций. . Эмоциональные состояния.

Файлы: 1 файл

Эмоции.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

             

 

Творчество

Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что еще не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью. Изучение «различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми и начинают различаться воспитанием и т.п.

2. Человек творит неосознанно. Он – гений от природы. Таким образом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего ещё не было.

Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство, а творец нового должен быть не только «сообразившим» или открывшим что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком.

С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения позволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.

 

 

 

 

Процесс творчества происходит на основе мышления.

В зависимости от характера решаемых задач выделяется репродуктивное и продуктивное мышление. Репродуктивное мышление связано с решением стандартных, основанных а общепринятых нормах задач. Однако человек зачастую оказывается в ситуации, когда стандартизированные, привычные способы решения задачи оказываются неэффективными. В таких ситуациях может работать только продуктивное, творческое мышление.

Творческим называется такой тип мышления, который дает новые результаты. Эта новизна может быть объективной. Например, научное открытие какого-либо свойства, закономерности предметов. Но человек в результате мыслительной деятельности может открыть и то, что уже было открыто до него, но ему не было известно. Это открытие субъективно нового. В обоих случаях налицо элемент новизны, создание в результате мыслительных операций нового продукта. Поэтому творческое мышление и называется продуктивным мышлением. Отправным моментом творческого мышления выступают проблемные ситуации, которые вынуждают искать новые решения, но не содержат ориентации для их выбора. Проблемная ситуация воспринимается и осознается человеком как задача, требующая ответа на определенный вопрос. Осознание вопроса – это первый этап решения задачи. Недаром говорят «хорошо поставленный вопрос – половина ответа». На втором этапе – происходят выявление условий задачи, учет того, что известно для ее решения. Третий этап обдумывания, поиска решения, и здесь очень важную роль играют гипотеза, предположение. В ходе мыслительной деятельности проверяются различные гипотезы. В процессе решения проблемной ситуации происходит ее переструктурирование, в результате чего находится новый вариант этой ситуации. Зачастую нахождение нового понимания, решение задачи происходят внезапно для сознания, неожиданно для самого решающего. Наблюдение над собственными мыслями никогда не обнаруживает причин, побуждающих мысль двигаться в том или ином направлении. Человек сам не знает, откуда пришла к нему мысль, позволяющая найти решение новой задачи. В этом случае говорят, что здесь сработала интуиция. Интуитивное решение задачи нередко представлялось как вмешательство каких-то «высших сил».

Современная психология творчества попыталась снять таинственный покров с интуитивных решений и сформулировала определение закономерности деятельности мышления на основе интуиции. С точки зрения психологии творчества, интуиция включает в себя ряд определенных этапов:

1)                 накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти;

2)                 неосознанное комбинирование и переработка накопленных образов, абстракций и правил в целях решения определенной задачи;

3)                 четкое осознание задачи;

4)                 неожиданное для данного человека нахождение решения.     

 

Работоспособность

 

Работоспособность – это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизических ресурсов индивида.

Можно выделить следующие стадии работоспособности:

■   Врабатывание;

■   Оптимальная работоспособность;

■   Некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

■   Конечный «порыв».

В зависимости от видов труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности – один из показателей организации процесса деятельности.

К. Маркс писал, что труд – это, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Труд облагораживает человека. Работоспособным является человек, имеющий хорошее здоровье. Для того чтобы трудиться, человек должен иметь: средства производства, т.е. Орудия труда; условия труда (дороги, здания, рабочее место); определенные знания и навыки; которые постоянно совершенствуются. В процессе труда человек, владея старыми знаниями, добавляет новые и тем самым развивает не только себя лично, но и человечество. В результате трудовой деятельности происходят общение людей, самореализация и самоутверждение личности. Таким образом, труд – это сознательная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособляемость видов природы.

Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность – все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.

Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание. Таким образом, все – и здоровье и творчество – зависит от самого человека.

 



Информация о работе Эмоции, творчество, работоспособность