Эмоции и чувства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импуль¬сивной регуляции поведения, основанный на чувственном отра¬жении потребностной значимости внешних воздействий, их бла¬гоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Оглавление

ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ 3
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 7
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 9
СВОЙСТВА И ВИДЫ ЭМОЦИЙ 11
Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) 15
Тест: "Подвержены ли вы стрессу?" 18
Оценка ответов 19
ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА 26
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

emociya.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, одной из зако­номерностей чувств является их обобщенность и возможность переноса.

Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием дли­тельно действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее постоянно и повсюду слышишь; шутка, повторяемая слишком часто, не вызывает смеха. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно пред­почитается привычным надоевшим воздействиям.

Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (к плохому запаху, неприглядным карти­нам, неуютной обстановке и т. п.). Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку они сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая к ее изменению.

Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтического поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благо­получный исход его злоключений. Это контраст чувств.

Одна из закономерностей чувств - их суммация. Чувства, систематиче­ски вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммации чувства у нас укрепляются любовь и уваже­ние к родителям, другу, родным местам. Накопление отрицательных пе­реживаний (жизненных невзгод, неприятностей) может привести к аф­фекту, очень сильной реакции по поводу внешне незначительного собы­тия. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувстви­тельность к тем или иным событиям.

Эмоциональные состояния могут замещаться. Так, неудача в одной деятельности может компенсироваться успехом в другой деятельности.

Одна из закономерностей эмоций - их переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты (всем знакомо явление "возмещения зла на слабом").

В ряде случаев эмоции взаимно несовместимы - амбивалентны, воз­никает внутриличностная конфликтная ситуация. (Так, у отца - алкоголика любовь к семье противоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь). Конфликт между противо­положными чувствами изживается различными способами: вытеснением чувств под каким-либо "оправдательным" предлогом, искажением от­дельных представлений.

Эмоции и чувства имеют внешнее выражение - экспрессию. Внешне эмоции и чувства выражаются движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика, жесты, поза, осанка), изменениями тона голоса, тем­па речи. Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи. Их талант очень верно запечатлел внешнее выраже­ние сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и веселья.

Печаль или уныние сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), замедле­нием и неуверенностью движений. В мимике эти чувства выражаются сведением бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу, от носа к уголкам рта.

Иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спо­койном состоянии.

Большая группа мимических мышц лица создает типичные эмоцио­нальные выражения. При этом активность левого полушария отражается на правой части лица, а активность правого полушария - на его левой части. Левая и правая части лица по-разному выражают реак­ции на эмоциональные факторы. Работа правого полушария выражается в эмоциональной непосредственности левой половины лица. Здесь можно увидеть "истинное" чувство. На правой же половине лица эмоции выра­жаются более проконтролированным левым ("рациональным") полушарием.

Некоторые эмоциональные движения являются остатком (рудимен­том) тех действий, которые у наших далеких предков имели биологиче­ское значение - использовались для нападения или защиты: оскал зубов, сжимание кулаков при гневе, пригибание головы при страхе, вздрагива­ние при испуге.

Однако многие внешние выражения эмоций нельзя считать рудимен­том. Они - механизм общения. Тональность голоса, мимика, жесты по­могают людям понять друг друга, создают внеречевую (паралингвистическую) коммуникацию.

Мимика человека воспитывается социальной средой и служит средст­вом адаптации к ней. Человек путем непроизвольного подражания усваи­вает от окружающих людей типовые схемы, образы выражения печали, страха, надежды, гнева, ненависти и любви, принятые в данном социуме.

Эмоционально выразительные движения лица служат первым средст­вом общения между матерью и ребенком. Мы легко замечаем чувства других людей по выражению их лица. Выразительные движения придают живость и энергию нашей речи. Они раскрывают наши мысли и намере­ния иногда более явно, чем слова.

Подавление внешнего проявления эмоций приводит к их смягчению. "Тот, кто дает волю бурным телодвижениям, усиливает свою ярость; тот, кто не сдерживает проявление страха, будет испытывать его в усиленной степени; тот, кто, будучи подавлен горем, остается пассивным, упускает лучший способ восстановить душевное равновесие" (2. - 919-920 с.)

Человек не идет на поводу у эмоций. Волевыми усилиями он может регулировать свое эмоциональное состояние. Наряду с этим эмоции ос­таются мощным фактором регуляции поведения даже в структуре воле­вого действия. Высшие эмоции органически включаются в волевую регу­ляцию человеческого поведения. Так, чувство долга обеспечивает дости­жение сознательно поставленных социально значимых целей.

Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой, - противостоит текущим эмоциям. Волевые действия совершаются вопреки конкурирующим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и всевозможные влечения.

Эмоции доминируют там, где сознательная регуляция поведения не­достаточна, но это не значит, что чем сознательнее действие, тем мень­шую значимость имеют эмоции.

В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность кото­рого наиболее значима и вероятна.

Эмоции социализированного индивида несут регуляционную "вахту" в содружестве с разумом. Волевая регуляция не снимает эмоциональной регуляции, она обеспечивает баланс эмоций и разума, уравновешенность объективного и субъективного в психической деятельности человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Анохин П.К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва, 1966. – 420 с.

2.      Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Т5 – М.: Москва, 1953. – 1020 с.

3.      Дельгадо Х.М.Р. Мозг и сознание. – М., 1971.

4.      Еникеев. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000 – 400 с.

5.      Олдз Дж. Выявление подкрепляющих систем головного мозга методом самораздражения. Механизмы мозга. – М., 1965.

6.      Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т3 – М.: Москва, 1973г. – 450 с.

2

 



Информация о работе Эмоции и чувства