Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:56, доклад
Экстралингвистика дает информацию о человеке, которую может скрыть слово. Развязная походка, нагловатый прищур глаз, патологическое пристрастие к жаргонизмам — и беззаветная любовь к родителям, готовность на все ради добра. Совместимо ли?! А ведь это один человек. Но первые характеристики он обнаружил в компании сверстников, когда не был собой, а «казался», и довольно неумело: движения рук утрировались, глаза прищуривал усилием воли, во время приблатненных тирад постоянно оглядывался.
Экстралингвистика дает информацию о человеке, которую может скрыть слово. Развязная походка, нагловатый прищур глаз, патологическое пристрастие к жаргонизмам — и беззаветная любовь к родителям, готовность на все ради добра. Совместимо ли?! А ведь это один человек. Но первые характеристики он обнаружил в компании сверстников, когда не был собой, а «казался», и довольно неумело: движения рук утрировались, глаза прищуривал усилием воли, во время приблатненных тирад постоянно оглядывался. Вторые характеристики — в индивидуальном общении. Собеседнику: «Прикинь Он конкретно его крутанул на две штуки. Не мигай, баксов». Но едва друзья отошли, мальчишка съежился, нахохлился и с виноватой запинкой пытался ответить женщине, как пройти в театр. И руки из карманов вынул: людям легче говорить без голоса, чем без жестов! Женщина оказалась настойчивой (она психолог), более настойчивой, чем «кодла», и подросток, разговорившись, протянул: «А как быть, если мы все так?!» Так давайте не обманываться: мимика и явно неудобная маска — разные показатели, личностно присущая жестикуляция и попытка «казаться» — принципиально разные вещи. Не допускайте «толпы», рассадите слушателей за разные столы, чтобы не было агонистических взаимоотношений «как все». Исчезнет показное, и тогда паралингвистика скажет о личности все. Но надо быть готовыми и к тому, что для большинства это «все» — панический страх перед миром, стремление «найти своего» и спрятать голову в песок. Что противопоставим? Уже входя в класс, учитель начинает общаться. Еще не сказав слова, обнаруживает отношение учащихся к себе. Насколько правильно организована сама аудитория: знакома ли она, где располагается место педагога, проветрено ли помещение — все это важные экстралингвистические факторы речи. Как жесты и мимика без слов, так слова без экстралингвистики не приведут к оптимальному и желанному для обоих собеседников общению. Разговаривая с любой аудиторией, добиваясь её реагирующего внимания, говорящий следит за своими жестами, за положением по отношению к слушающим, и всякий дискомфорт преодолевает, изменяя эти факторы. Нахождение сзади стола или кафедры, сжимание рук замком, опускание глаз — боязнь аудитории и отсутствие желания с ней общаться. Есть нечто, чего говорящий явно стесняется, и аудитория это заметит. Вежливая улыбка при рассказе о страшных или неприятных вещах становится издевательски-злорадной и неадекватной предмету речи, равно как нельзя рассказывать сатирическую историю с озабоченным видом. Мы это знаем, но нередко забываем в классе. «Только говорить» и «только слушать» невозможно: реакция, пусть скрытая, непременно произойдет.
Экстралингвистика — невербальный
язык, прежде всего мимика и жесты,
характеризующие фразу и
Невербальные элементы во время делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция.
Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека, такое же впечатление создает и правильная осанка - легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.
Лица с более высоким статусом
принимают более непринужденную
позу. В противном случае могут
возникать конфликтные
Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.
Неадекватное
использование личностью
Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения. По данным исследований в США, 78 % высокопоставленных чиновников не только первыми протягивали руку, но и пользовались властным способом рукопожатия.
Часто политическими деятелями используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен, и ему можно доверять. Однако, жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при знакомстве он может произвести обратный эффект.
Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Экстралингвистические особенности научного стиля речи
Научный стиль
речи - одна из функциональных разновидностей
литературного языка, обслуживающая
сферу науки и производства; он
реализуется в книжных
Научный силь характеризуется логичностью, точностью и доказательностью изложений.
Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.
Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный"
Официально-деловой стиль
– это функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции внутри- и межгосударственных отношений.
Выделяют следующие
Публицистический (научный, "официально деловой") стиль характеризуется в большей мере лингвистическими и, в меньшей, экстралингвистическими характеристиками.
К последним можно отнести
На письме это выразить крайне сложно, но добросовестная стенограмма (скажем, той же лекции) обязательно "покажет" эти факторы. Повторюсь, нужно видеть (в записи) или слышать текст.
Экстралингвистические характеристики (факторы, компоненты) включают в себя, среди прочих, атипические индивидуальные особенности произношения - речевые паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и многое другое.
Громкость голоса, особенно динамика изменений этого параметра во времени, - важное акустическое средство кодирования невербальной информации.