Экстралингвистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:56, доклад

Краткое описание

Экстралингвистика дает информацию о человеке, которую может скрыть слово. Развязная походка, нагловатый прищур глаз, патологическое пристрастие к жаргонизмам — и беззаветная любовь к родителям, готовность на все ради добра. Совместимо ли?! А ведь это один человек. Но первые характеристики он обнаружил в компании сверстников, когда не был собой, а «казался», и довольно неумело: движения рук утрировались, глаза прищуривал усилием воли, во время приблатненных тирад постоянно оглядывался.

Файлы: 1 файл

Экстралингвистика дает информацию о человеке.docx

— 25.69 Кб (Скачать)

Экстралингвистика дает информацию о  человеке, которую может скрыть слово. Развязная походка, нагловатый прищур глаз, патологическое пристрастие к  жаргонизмам — и беззаветная  любовь к родителям, готовность на все  ради добра. Совместимо ли?! А ведь это один человек. Но первые характеристики он обнаружил в компании сверстников, когда не был собой, а «казался», и довольно неумело: движения рук утрировались, глаза прищуривал усилием воли, во время приблатненных тирад постоянно оглядывался. Вторые характеристики — в индивидуальном общении. Собеседнику: «Прикинь Он конкретно его крутанул на две штуки. Не мигай, баксов». Но едва друзья отошли, мальчишка съежился, нахохлился и с виноватой запинкой пытался ответить женщине, как пройти в театр. И руки из карманов вынул: людям легче говорить без голоса, чем без жестов! Женщина оказалась настойчивой (она психолог), более настойчивой, чем «кодла», и подросток, разговорившись, протянул: «А как быть, если мы все так?!» Так давайте не обманываться: мимика и явно неудобная маска — разные показатели, личностно присущая жестикуляция и попытка «казаться» — принципиально разные вещи. Не допускайте «толпы», рассадите слушателей за разные столы, чтобы не было агонистических взаимоотношений «как все». Исчезнет показное, и тогда паралингвистика скажет о личности все. Но надо быть готовыми и к тому, что для большинства это «все» — панический страх перед миром, стремление «найти своего» и спрятать голову в песок. Что противопоставим? Уже входя в класс, учитель начинает общаться. Еще не сказав слова, обнаруживает отношение учащихся к себе. Насколько правильно организована сама аудитория: знакома ли она, где располагается место педагога, проветрено ли помещение — все это важные экстралингвистические факторы речи. Как жесты и мимика без слов, так слова без экстралингвистики не приведут к оптимальному и желанному для обоих собеседников общению. Разговаривая с любой аудиторией, добиваясь её реагирующего внимания, говорящий следит за своими жестами, за положением по отношению к слушающим, и всякий дискомфорт преодолевает, изменяя эти факторы. Нахождение сзади стола или кафедры, сжимание рук замком, опускание глаз — боязнь аудитории и отсутствие желания с ней общаться. Есть нечто, чего говорящий явно стесняется, и аудитория это заметит. Вежливая улыбка при рассказе о страшных или неприятных вещах становится издевательски-злорадной и неадекватной предмету речи, равно как нельзя рассказывать сатирическую историю с озабоченным видом. Мы это знаем, но нередко забываем в классе. «Только говорить» и «только слушать» невозможно: реакция, пусть скрытая, непременно произойдет.

Экстралингвистика — невербальный язык, прежде всего мимика и жесты, характеризующие фразу и сверхфразовую  структуру. Какие глаголы характеризуют  речевую манеру того или иного  человека? Сказал, произнес, проговорил, возвестил... А если... сделал подобострастное лицо, похлопал по плечу, принял воинственную позу, сдвинул брови, непонятно чему улыбнулся?.. Или... широко развел руки (так люди приветствуют друг друга), улыбнулся, потирая ладони, всем своим видом пока-зал готовность к разговору?.. Это немаловажно: экстралингвистика влияет на осуществление коммуникативного намерения. Популяризатор «боди лэнгвиджа» А. Пиз подчеркивает: «Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека» Поль Л. Сопер также обращает внимание на манеры говорящего, добавляя к ним необходимость безупречного внешнего облика. Почему нагловатый телеведущий держит в руках авторучку и смятенно теребит ее? Почему в электричке руки сами норовят принять положение «замочком»? Почему мы любим иногда держаться за спинку своего стула во время урока? Во всех трех случаях ситуация объясняется необходимостью защитного жеста. А попробуем, говоря с директором школы, положить сомкнутые руки на край его стола — он инстинктивно отодвинется. Но, если даже этого не произойдет, мы, нарушившие его «собственную территорию», станем неприятны ему, и он не сразу поймет почему: ведь говорили мы по-дружески! Неужели предрассудки? Подумаем. Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению, — это хмурое лицо лектора, аксиальность (однонаправленность) его взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта с каждым слушателем, размещение по отношению к аудитории на расстоянии, исключающем продуктивное деловое общение. Капитан Лебядкин (Достоевский, «Бесы») приходит к Ставрогиным: Известно, что самое главное страдание всех подобных господ, когда они каким-нибудь чудным способом появляются в обществе, составляют их собственные руки и ежеминутно сознаваемая невозможность куда-нибудь прилично деваться с ними. Капитан замер на стуле с своею шляпой и перчатками в руках и не сводя бессмысленного взгляда своего со строгого лица Варвары Петровны. Ему, может быть, и хотелось бы внимательнее осмотреться кругом. Но он пока еще не решался. Марья Тимофеевна, вероятно найдя фигуру его опять ужасно смешною, захохотала снова, но он не шевельнулся. Варвара Петровна безжалостно долго, целую минуту выдержала его в таком положении, беспощадно его разглядывая.

Невербальные элементы во время  делового общения: кинесика, походка, поза, жесты, мимика, визуальный контакт, голос, такесика, проксемика, дистанция.

Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка  уверенного человека, такое же впечатление  создает и правильная осанка - легкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом должна быть слегка приподнята, а плечи расправлены.

Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут  возникать конфликтные ситуации.    Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное  использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Доминирующее  рукопожатие является наиболее агрессивной  его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения. По данным исследований в США, 78 % высокопоставленных чиновников не только первыми протягивали руку, но и пользовались властным способом рукопожатия.

Часто политическими  деятелями используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор  этого жеста подчеркивает, что  он честен, и ему можно доверять. Однако, жест «перчатка» следует применять  к хорошо знакомым людям, т.к. при  знакомстве он может произвести обратный эффект.

Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Экстралингвистические особенности научного стиля речи

Научный стиль  речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая  сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.

Научный силь характеризуется логичностью, точностью и доказательностью изложений.

  • точность (использование терминов, однозначных слов)
  • лексическая однозначность терминов
  • Любое слово в научн. тексте употребляется лишь в одном значении, т.к. в науке игра слов недопустима.
  • Слово чаще употребляется в обобщённом значении, например Осина растёт быстро
  • слова имеют отвлечённое значение (установление, зависимость, закономерность, происхождение)
  • средством связности является повтор слов
  • не используют эмоционально окрашенную лексику, а также синонимичную замену в качестве средств связи
  • ведущей формой научного мышления является понятие
  • насыщенность фактической информацией.
  • наличие большого количества терминологической лексики.

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти  каждая лексическая единица в  научном стиле обозначает понятие  или абстрактный предмет. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной  области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы  термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры, керметы. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

Термин является основной лексической  и понятийной единицей научной сферы  человеческой деятельности. Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для  других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном  стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, понятийный язык выступает как более абстрактный"

Официально-деловой стиль

– это функциональная разновидность  современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции внутри- и  межгосударственных отношений.

 

Выделяют следующие экстралингвистические  особенности официально-делового стиля:

  • преимущественно письменная форма изложения.
  • Лаконизм (Краткое и ясное выражение мысли; сжатость слога при силе и ясности его)
  • стандартизированность: в рамках каждого жанра существует особая "модель", шаблон, по которому строится текст вне зависимости от того, кто является его автором, - композиция официально-делового текста не претерпевает изменений;
  • высокая степень регламентированности: обращение к ограниченному набору языковых средств позволяет строить текст таким образом, чтобы при его толковании не возникало разночтений;
  • достоверность (объективность) – сообщение о фактическом состоянии дел;
  • логичность – последовательность в изложении событий и фактов;
  • информативная насыщенность: стремление передать максимум информации, используя минимум языковых средств;
  • официальный характер изложения: отсутствие эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций
  • безличность: тексты официально-делового стиля носят объективный характер, поэтому в них отсутствуют языковые средства, указывающие на автора.

Публицистический (научный, "официально деловой") стиль характеризуется  в большей мере лингвистическими и, в меньшей, экстралингвистическими характеристиками.

К последним можно отнести особенности  индивидуальной лекторской манеры речи, секреты ораторского искусства, умение владеть "залом", овладевать вниманием аудитории.

На письме это выразить крайне сложно, но добросовестная стенограмма (скажем, той же лекции) обязательно "покажет" эти факторы. Повторюсь, нужно видеть (в записи) или слышать текст.   

Экстралингвистические характеристики (факторы, компоненты) включают в себя, среди прочих, атипические индивидуальные особенности произношения - речевые  паузы, смех, покашливание, вздохи, плач, заикание и многое другое.

Громкость голоса, особенно динамика изменений этого параметра во времени, - важное акустическое средство кодирования невербальной информации.


Информация о работе Экстралингвистика