Экосистема и хозяйственно-культурный тип (соотношение понятий)

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:33, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассматривается соотношение данных понятий – экосистема и хозяйственно-культурный тип.

Оглавление

Введение 3
ЭКОСИСТЕМА 4
Понятие экосистемы 4
Состав экосистемы 6
Структура экосистемы 8
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП 9
Классификация хозяйственно-культурного типа 12
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

антропо контр.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

    Конкретные  примеры хозяйственно-культурных типов - охотники на морского зверя полярных районов Северной Америки и Евразии, охотники-собиратели тропических лесов Южной Америки, Африки и Азии, скотоводы степей и полупустынь Евразии, охотники и рыболовы речных долин и т.п. [4] Можно продолжить эту цепочку и говорить, например, о типе "села", "города" и пр.

    Хозяйственно-культурный комплекс возникает независимо (конвергентно) у разных по происхождению народов. Его формирование можно описать  как социальную реакцию популяции на факторы естественной среды обитания. [3] Это своего рода адаптивная стратегия, направленная на максимально полное использование данных условий для выживания всей человеческой группы.

    Благодаря этому явлению можно существенно  конкретизировать результаты антропоэкологических исследований, и уж, конечно, учитывать такой комплексный фактор в непосредственной работе. Проблема в том, что система хозяйственно-культурных типов разработана только отечественной этнографической и антропологической школой, и выделенные комплексы ограничены территорией бывшего Советского Союза.

    Наиболее  значимыми социальными моментами, преломляющими прямое влияние географической ситуации на биологию популяции и  ее адаптивные возможности, являются:

    • происхождение населения;
    • этнографические особенности быта, верований, культуры (в том числе, уровень гигиены и медицины);
    • тип и уровень развития хозяйства;
    • демографическая структура населения. [3]

 

Классификация хозяйственно-культурного типа

 

    Расселяясь  по Земле, человек сталкивался с  различными физико-географическими  условиями, которые оказывали влияние  на тип его основных занятий и на многие стороны материальной культуры. Причем чем дальше в глубь веков, тем более зависимой от географической среды является хозяйственная деятельность людей. Сходные условия, как климатическо-ландшафтные, так и флоро-фаунистические, способствовали появлению у различных по своему происхождению этносов однотипных производственных приемов, орудий труда, объектов материальной культуры.

    В этнографии выделяется три последовательно  сменяющихся хозяйственно-культурных типа.

    Первый  тип включает в себя такие виды деятельности как охота, собирательство и рыболовство, характерные для культуры первобытного человека. Этот тип часто называют присваивающим типом, поскольку он базируется на таких первоначальных видах хозяйственной деятельности, которые предполагают присвоение готового природного продукта. Однако деятельность человека того времени не ограничивалась только присвоением; чтобы добыть природный продукт, люди занимались изготовлением орудий труда, специальных приспособлений, создавали специфические организационные формы для ведения охоты и рыбной ловли. Ведущей характеристикой первого хозяйственно-культурного типа выступает его низкая продуктивность, практически целиком зависящая от случайных факторов.

    На  основе этих первых видов деятельности впоследствии происходят два великих  открытия в истории человечества, которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие культуры и цивилизации: люди научились одомашнивать скот и выращивать съедобные растения и плоды. На этой основе возник второй хозяйственно-культурный исторический тип — ручное земледелие и скотоводство. В него входят занятия, связанные с обработкой земли при помощи еще примитивных ручных орудий, и скотоводство как относительно самостоятельная отрасль, дающая стабильный прибавочный продукт. Для него также характерны оседлые группы охотников и рыболовов. На этой ступени проявляется имущественное неравенство, ведущее к социальному расслоению и созданию государства.  
Третий исторический хозяйственно-культурный тип — пашенное земледелие — появляется, когда люди научились соединять уже усовершенствованные орудия сельскохозяйственного труда с тягловой силой одомашненных животных.

    Однако  даже у народов, которые относятся  к одному и тому же хозяйственно-культурному типу, проявляются черты не только сходства, но и различия, которые с течением времени и по мере усиления независимости людей от природы становятся все более явственными и проявляются не только в материальной, но и духовной культуре. Практически в одно и то же историческое время народы, принадлежащие к одному хозяйственному типу (например, земледельческие народы), создают свои уникальные и своеобразные культуры. Таким образом, хозяйственно-культурная типология позволяет решить только некоторые исследовательские задачи и не является исчерпывающей классификацией культуры. Сложившееся в процессе исторического развития культуры человечества данная классификация не теряет своей актуальности и в настоящее время, поскольку все три хозяйственно-культурных типа существуют в современной социокультурной действительности: первый хозяйственно-культурный тип распространен в долине реки Конго, Амазонки, на юге Индии, Шри Ланке, Индонезии, Филиппинах; второй — в Южной и Юго-Восточной Азии, на островах Океании, в Южной Америке, Африке; третий —в Европе, Северной Америке, в ряде стран Азии. [18], [11]

    Самый древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобытное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. [9]

    Благодаря тому, что технический прогресс постоянно  двигался вперед и соответственно ему развивались средства производства, классификация типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер.

    Как замечал в начале 50-х годов  выдающийся советский исследователь  палеолита С. Н. Замятин, для палеолитической  эпохи локальные различия между отдельными коллективами людей в области производства и материальной культуры зависят от природных условий и степени приспособления к ним человека. С течением времени растет независимость людей от природы, локальные различия проступают наиболее явственно в духовной культуре, которая, возникая на основе экономической жизни общества, отражает само общественное бытие. Поскольку материальная и духовная культуры связаны с хозяйственной деятельностью в конкретно-исторических условиях, то внутри генеральных хозяйственно-культурных типов можно выделить подтипы, обусловленные ландшафтно-климатическими зонами. В них объединяются этносы по признакам сходства прежде всего основных занятий и ведущих элементов материальной культуры - пищи, одежды, жилища. Один хозяйственно-культурный тип, например первобытных охотников и собирателей, подразделяется на ряд подтипов: культура охотников приледниковой полосы, тропических охотников и собирателей, собирателей приморских побережий. Кроме подтипов выделяют направления хозяйственно-культурного уклада: мотыжные земледельцы и лесные охотники, поливные земледельцы и скотоводы-полукочевники, поливные земледельцы тропических долин и суходольные подсечно-огневые земледельцы соседних нагорий и т. д.

    Главным в характеристике подтипов каждого типа является обитание народов в одном из основных климатических поясов земли - теплом (тропическом, субтропическом), умеренном и холодном (полярном, приполярном), а также в увлажненной и засушливой зонах. Отсюда могут быть типы лесные, степные, пустынные, полупустынные, переходные - лесостепные, лесотундровые или высокогорные, прибрежные и т. п.

    Генеральное деление на три хозяйственно-культурных типа отражает три последовательных этапа развития производительной деятельности людей. В силу того обстоятельства, что первый тип связан с добычей единственных для того периода источников существования - дикорастущих растений и диких животных, как сухопутных, так и водных, в западной литературе он называется «присваивающим типом хозяйства». В таком терминологическом сочетании отчетливо выражено представление о потребительском отношении первобытного человека к природе и ее дарам. На самом деле, как замечают С. А. Токарев и Н. Н. Чебоксаров, трудовая деятельность людей в этот период не была только присвоением; чтобы «присвоить» продукт природы, люди в отличие от животных занимались сложной трудовой деятельностью, выражавшейся в изготовлении орудий труда, специальных приспособлений, создании особых организационных форм для ведения охоты и рыбной ловли. 
Главной же характеристикой первого хозяйственно-культурного типа была его низкая продуктивность, зависящая от случайных факторов, не дававшая возможности получения прибавочного продукта. Исключение уже в эпоху распространения в основных районах ойкумены второго хозяйственно-культурного типа составляли отдельные группы оседлых рыболовов и охотников за морским зверем на окраинах ойкумены, у которых был некоторый прибавочный продукт и первоначальное имущественное неравенство, приведшее к появлению домашнего рабства. В целом же, как отмечают Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, «на базе охоты, собирательства и рыболовства нигде не возникало ни одно развитое классовое общество. Пока эти отрасли хозяйства были единственными и ведущими, человечество не могло выйти из рамок первобытнообщинного строя»
. [17]

    Хозяйственно-культурные типы второй группы, основанные на ручном земледелии, куда входят занятия, связанные  с обработкой земли с помощью  мотыги, кетменя, палки-копалки, буйволов, подсечно-огневым и другими способами, и скотоводстве как самостоятельной отрасли, уже дают стабильный прибавочный продукт. Создается возможность делать запасы продовольственных культур и скота, пасущегося на подножном корму. Имущественное неравенство становится историческим фактом и ведет к образованию классового общества и государства. Процесс классообразования наиболее интенсивен в зоне распространения третьего типа - пашенного земледелия, который дает самый высокий в докапиталистическую эпоху уровень производительности труда и разнообразные формы эксплуатации. 
Экономической базой всех высокоразвитых цивилизаций Азии, Африки и Европы являлось пашенное земледелие, а экономической базой классового общества во всех частях ойкумены служили второй и третий хозяйственно-культурные типы, которые основывались на сельскохозяйственном производстве (земледелии или скотоводстве). Эпоха первоначального накопления капитала, в период которой капиталистическая Европа колонизовала Новый Свет, Австралию и Океанию, многие районы Азии и Африки, резко нарушила распределение сложившихся хозяйственно-культурных типов на большей части планеты. В капиталистическую эпоху, хотя и в разной степени, сохраняются все три типа, и в сельскохозяйственном производстве третий тип остается определяющим, изменяется лишь традиционное распределение традиционных хозяйственно-культурных типов и их разновидностей по ландшафтно-климатическим зонам. Так, под влиянием колонизаторов в Новом Свете и в Австралии возникает пашенное земледелие, а в Новой Зеландии - овцеводство. Появление после испанского завоевания на американском континенте лошади привело к существенным переменам в жизни охотников прерий, хотя они и остались представителями первого хозяйственно-культурного типа. Изменения традиционных форм хозяйствования, под влиянием колониальной экспансии и развития промышленного капиталистического производства происходили в течение почти трех столетий с момента открытия Америки. Если для Нового Света они завершаются к XVII - началу XVIII в., для Африки в XVIII в., то для Австралии, Океании и Азии - в конце XVIII - первой половине XIX в. Таким образом, характеристика распространения традиционных хозяйственно-культурных типов у народов мира в их ландшафтно-климатической специфике может быть дана с древнейших времен только до XVII-XVIII вв. 

 

Заключение

 

    Итак, рассмотрев понятия экосистемы и  хозяйственно-культурного типа можно  сделать следующие выводы. При соотношении данных понятий можно выявить зависимость хозяйственно-культурного типа от экосистемы. В зависимости от условий окружающей среды живой организм приспосабливается к ее особенностям. А поскольку человек тоже является живим организмом, то соответственно он также приспосабливается к условиям обитания. Любой организм приспосабливается к окружающей среде, но только человеку свойственны такие понятия, как «хозяйство» и «культура», которые он создает в процессе своего культурно-исторического развития. Экосистема не является некоторой постоянной, неизменной величиной, с течением времени она изменяется. В суровых условиях борьбы за существование происходит непрерывное изменение и развитие жизни (в пример можно привести естественный отбор). Как видно, это происходит вследствие изменения экосистемы. Естественно, эти изменения не обходят стороной человечество. И как наиболее развитый вид, человек может приспосабливаться к среде с помощью определённой социально-культурной деятельности. Данную функцию выживания берёт на себя хозяйственно-культурный тип, в зависимости от места обитания. Данное понятие относится к экосистеме как исключительно человеческий динамически развивающийся социально-культурный инструмент приспособления.

 

Список литературы

 
  1. Алексеев  В.П. Некоторые аспекты палеоэкологических исследований // Материалы конференции "Археология и социальный прогресс". М., 1991. С. 79-108.
  2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М., 1998.
  3. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
  4. Андрианов Б.В., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и проблемы их картографирования // Советская этнография. № 2. 1972.
  5. Антропология. Хрестоматия. Т. Е. Россолимо, Л. Б. Рыбалов, И. А. Москвина-Тарханова. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998.
  6. Бужилова А.П., Козловская М.В., Лебединская Г.В., Медникова М.Б. Историческая экология человека. Методика биологических исследований. М., 1998.
  7. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М., 1990.
  8. Козловская М.В. Экология древних племен лесной полосы Восточной Европы (антропологический очерк). – М., 1996.
  9. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
  10. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высш. школа, 1999.
  11. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний восток и Мезоамерика. М., 1992.
  12. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические общности (К постановке вопроса) // Советская Этнография. №4. 1955.
  13. Одум Ю. Экология: В 2 т. - М.: Мир, 1986.
  14. Основы лесной биогеоценологии, под ред. В. Н. Сукачева и Н. В. Дылиса, М., 1964.
  15. Толстов С.П. Очерки первоначального ислама // Советская этнография. № 2. 1932.
  16. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М., 1999.
  17. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. 2-е изд., М., 1985.
  18. Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай, 1923.
  19. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к различным климато-географическим условиям. Л., 1980.

Информация о работе Экосистема и хозяйственно-культурный тип (соотношение понятий)