Экологический подход в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 04:01, реферат

Краткое описание

К 60-м годам XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека "в реальном мире", в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. Остро встал вопрос о низкой "экологической валидности" получаемых в лабораторных экспериментах данных, выражающейся в их малой пригодности для описания поведения человека вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации

Файлы: 1 файл

Экологический подход в психологии.docx

— 22.68 Кб (Скачать)

Экологический подход в психологии 

 

К 60-м годам XX в. в среде психологов возникло понимание того, что существующая лабораторная психология не может дать полного представления о поведении человека "в реальном мире", в силу отсутствия учета всех факторов, которые определяют его в естественных условиях. Остро встал вопрос о низкой "экологической валидности" получаемых в лабораторных экспериментах данных, выражающейся в их малой пригодности для описания поведения человека вне рамок искусственно созданной экспериментальной ситуации

В поисках выхода из этого тупика психологи обратили свое внимание на методологические подходы, разработанные в экологии. (Следует отметить, что в аналогичном направлении велись поиски и в других научных дисциплинах, поэтому экологический подход реализуется сейчас в самых разных науках: социологии, географии, политологии и т.д., а не только в психологии

Результатом методологических поисков в направлении "экологизации" психологии явилось возникновение так называемого экологического подхода (Ecological Approach), который в западной научной традиции чаще обозначается как экологическая психология (Ecological Psychology).

Центральной оппозицией для этого формирующегося методологического  направления стала оппозиция "лаборатория  — поле". Являясь попыткой преодолеть ограниченность лабораторного исследования, экологический подход провозгласил в качестве главного требования необходимость  исследования психики человека в  естественных, "реальных", "экологических" условиях, во всем многообразии оказывающих  влияние на ее функционирование переменных.

Добиться соответствия конкретного исследования данному  требованию можно двумя путями: или  проводя его непосредственно  в "поле", или пытаясь моделировать в лаборатории все экологически значимые переменные (или, по крайней  мере, большинство из них), достигая тем самым экологической репрезентативности[1] условий, в которых протекает изучаемое явление.

Но требование исследовать  психику в "экологических" условиях заставляет переосмыслить и "экологизировать" не только применяемые в психологии методы получения эмпирических данных, не только принципы построения эмпирических исследований в целом, но и саму методологическую основу теоретических моделей, служащих основой выдвижения гипотез и объяснения имеющихся результатов. 

 

В результате в  рамках экологического подхода в  психологии как общего методологического  направления возникло много различных  моделей его реализации. Одной  из наиболее известных является подход, который разрабатывал в США с  конца 60-х годов Дж. Гибсон (в западной психологии есть даже тенденция отождествлять гибсоновскую модель с экологическим подходом в психологии вообще). 

 

Методологические особенности  экологического подхода Дж. Гибсона. Исходная для экологического подхода в психологии оппозиция "лаборатория — поле" трансформируется у Гибсона в оппозицию "физический мир — экологический мир": с его точки зрения, человек реально живет не в "физическом", а в "экологическом мире".

Физический мир  — это мир как он существует безотносительно к взаимодействующему с ним субъекту (человеку, животному  и т.д.), сам по себе, в своем "в-себе-и-для-себя-бытии",— именно такой мир исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки.

Экологический мир  — это мир, представляющий собой  совокупность жизненно значимых связей субъекта со своим окружением; поскольку  экологический мир субъекта зависит  от характеристик самого субъекта, то они всегда взаимодополнителены и друг без друга немыслимы,— по Гибсону, взаимодействие человека именно с экологическим, а не физическим миром должно исследоваться и описываться психологией

Различие между  этими двумя мирами можно проиллюстрировать  следующим примером. В физическом мире и собаки Рекса, и кошки Машки, живущих в квартире хозяина, существуют верхние поверхности шкафов, полок, антресолей и т.п. Но в экологическом  мире Рекса они отсутствуют (!), поскольку  он просто-напросто не может на них  забраться

(да и не хочет:  они никак не связаны с удовлетворением  значимых для него потребностей). В то же время в экологическом  мире Машки они могут быть  самыми любимыми местами квартиры (поскольку удовлетворяют ее потребности:  для ее генетических предков  — лесных котов ползание по  деревьям — это естественный  образ жизни).

Итак, для подхода  Дж. Гибсона характерны две важнейшие методологические особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях.

Эти методологические положения наглядно иллюстрирует следующий  эксперимент, выполненный в русле  его подхода. В лабораторных условиях было установлено, что наблюдатель  оказывается практически неспособным  адекватно оценивать соотношение  высоты двух объектов, находящихся  на разном удалении от него. Но когда  эксперимент был проведен на реальной земле, в которую были вбиты два  колышка, оказалось, что испытуемые достаточно успешно справляются  с этой задачей.

Дж. Гибсон дает следующее объяснение: каждый колышек закрывает от наблюдателя то или иное количество однородных (вне зависимости от их относительных угловых размеров) текстурных элементов поверхности земли, что и позволяет испытуемому правильно ориентироваться по этой природной "линейке" в определении соотношения высот колышков.

Эксперимент Дж. Гибсона демонстрирует принципиальное различие между абстрактными "плоскостями", не имеющими цвета, текстуры, плотности и т.д., свойственными "физическому миру" (который обычно и моделируется в лаборатории), и "поверхностями", реально существующими в мире "экологическом".

Задачей экологического подхода  Дж. Гибсона является разработка психологии "человека в экологическом мире", дополняющей существующую сейчас психологию "человека в физическом мире". 

 


Информация о работе Экологический подход в психологии