Эффективность работы классного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:15, реферат

Краткое описание

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Оглавление

Введение 1. Сущность деятельности классного руководителя. 2. Взаимодействие классного руководителя с учениками, делопроизводство, формы работы и критерии эффективности. 3. Классный час как форма воспитательной работы с учащимися Заключение Список литературы

Файлы: 1 файл

ПТИС.docx

— 39.71 Кб (Скачать)

2. Взаимодействие с учениками, делопроизводство, формы работы и критерии эффективности классного руководителя.

  Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребёнком с учётом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.                                                                                                                        Классный руководитель должен знать: 
- Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», правовые акты по вопросам обучения и воспитания обучающихся; 
- психолого-педагогические основы работы с обучающимися конкретного возраста; 
- теорию и методику воспитательной работы, в том числе современные подходы, концепции и технологии воспитания; 
- правила и нормы безопасности жизнедеятельности. 
Функциональные обязанности, режим работы и права классного руководителя прописаны в локальном акте ОУ «Функциональные обязанности Классный руководитель». 
  Формы работы классного руководителя.  Классный руководитель применяет в своей работе формы, приёмы и методы, адекватные ситуации, позитивно влияющие на развитие классного коллектива и его членов: индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи и т. д.), групповые (советы дел, творческие группы и т. д.) и коллективные (коллективные творческие дела, конкурс, спектакли, слёты, соревнования). 
Особой формой воспитательной работы классного руководителя является классный час, который еженедельно проводится с коллективом класса в соответствии с планированием. 
  Критерии эффективности воспитательной деятельности классного руководителя 
1. Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией ООУ и другими участниками образовательного процесса.  
2. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 
3. Эффективность работы классного руководителя оценивается на основе критериев, которые характеризуют: 
- уровни развития личностных качеств и индивидуальных способностей воспитанников; 
- успешность усвоения обучающимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости, ; 
- сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса; 
- удовлетворенность родителей жизнедеятельностью детей в классе и результатами классного руководства; 
- наличие у воспитанников достижений в различных видах деятельности;                                                                                                             - комфортность пребывания ребенка в классном сообществе. 
За высокие достижения и успехи в воспитании обучающихся классный руководитель может быть представлен к поощрению и награждению. 
  Делопроизводство 
1. Разработка плана воспитательной работы на учебный год. 
2. Составление социального паспорта. 
3. Оформление личных дел учащихся. 
4. Оформление классного журнала. 
5. Оформление протоколов родительских собраний. 
6. Составление отчетов по итогам проделанной воспитательной работы  по полугодиям (2 раза в год). 
7. Составление отчетов по показателям учебной деятельности (семестр, полугодие, год). 
8. Изучение занятости учащихся в дополнительном образовании, общественных объединениях, творческих группах. 
9. Оформление журнала посещаемости. 
10. Проведение мониторинга воспитательного процесса - изучение уровня воспитанности класса и сплоченности классного коллектива (1 раз в год). 
11. Разработка открытого внеклассного мероприятия / классного часа (1 раз в год).

3.Классный час как форма воспитательной работы с учащимися. Одной из основных форм воспитательной работы с учащимися является классный час. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.                            Выделяют три основные воспитательные функции классного часа: просветительную, ориентирующую, направляющую.                                 Просветительная заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии - наук, не нашедших отражения в учебных программах. Эту просветительную функцию классного часа часто называют функцией «ознакомления с миром». Благодаря этой функции классные часы могут иметь самую разнообразную тематику, поэтому они очень интересны детям.                                                      Ориентирующая заключается в формировании у учащихся определённых отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определённой иерархии материальных и духовных ценностей. Эта функция - основная, она помогает оценивать мир. Однако она неразрывно связана с просветительной: нельзя ученику передавать отношение к объекту мира, с которыми ученик незнаком. Чаще всего на классных часах прибегают к ознакомлению детей с тем или иным явлением жизни именно потому, что необходимо воспитать у детей определённое отношение к ним. Иногда классный час может обладать только ориентирующей функцией, когда педагог ставит своей задачей формирование того или иного отношения. Это бывает на классных часах, когда обсуждается какое-то известное событие; такое происходит и на классных часах, на которых анализируются анкеты учащихся; к таким классным часам относится обсуждение статей кинофильмов и т.д. Нужно отметить, что такой классный час проводить довольно сложно: надо предугадать возможные нюансы уже имеющихся у детей отношений и незаметно развить их в желаемом направлении. Направляющая помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с миром.  Чаще всего классный час одновременно имеет все три указанные функции: он просвещает, ориентирует, направляет.          Цель классного часа - это конечный результат, к которому стремиться педагог в системе воспитательной работы. А задача классного часа - это тот результат, который планирует получить и получает педагог на данный момент. Задача - ступенька в общем движении к цели. Возможен вариант, когда на классном часе решается не одна, а две-три задачи. Многие классные руководители допускают серьёзные ошибки: они не всегда видят различия между целью и задачей классного часа; и задачи, поставленные ими, выглядят тогда как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Проведя один классный час, классный руководитель ждёт немедленных результатов, не создавая при этом системы соответствующих воздействий в другой сфере жизнедеятельности учащихся; придумывая тему классного часа, потом подгоняют под неё воспитательную цель и задачи, идут от мероприятия, а не от воспитания. Все эти ошибки рождают порой формальное воспитательное мероприятие. Итак, организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, тем самым мы содействуем передаче и развитию у них социально ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы. Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок: продумывать содержание, определять чёткую структуру, создавать обстановку и заранее готовить вспомогательный материал. Не менее важно выстраивать тематическую систему ряда классных часов так, чтобы они составляли цель воздействий. Методика организации классного часа складывается из трёх основных направлений: определение содержания классного часа, организационное оформление, планирование серии классных часов.                                                                                                                   Организация классного часа должна начинаться с психологической подготовки учащихся. Также не маловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения. Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Основное правило регулирования времени можно сформулировать так: «Классный час должен быть закончен до того, как ученики стали ожидать конца». Значительная методическая сложность классного часа заключается в том, что непринуждённость, свобода, непосредственность должны сочетаться с чёткими правилами поведениями, чётким порядком, уважительной тишиной и абсолютным вниманием учащихся. Структура классного часа состоит из трёх частей: вступительная, основная, заключительная. Назначение вступительной части: мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьёзное отношение к теме, определить место обсуждаемого вопроса в жизни. Назначение основной (содержательной)части определяется воспитательной задачей классного часа. Время, отводимое для каждой части, определяется объёмом содержания. Особенно ограничивать нужно время вступительной части (5-7 мин.).  Заключительная часть может быть дольше по времени, если разговор перешёл в русло практических дел класса (но не более 10 мин.). При составлении плана эти три части должны быть чётко выделены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  В своей работе я постаралась отразить все особенности работы классного руководителя. Структура работы основывается на целях и задачах, поставленных во введении. Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, смогла выявить сущность деятельности классного руководителя, которая заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся. А также критерии эффективности работы и педагогические требования, предъявляемые к классному руководителю: высокий моральный авторитет, педагогическое мастерство, широкий культурный кругозор, педагогический такт, любовь и уважение к детям, наличие организаторских способностей, творческий подход к воспитательной работе, повышение квалификации.                       Важнейшими функциями классного руководителя являются воспитание учащихся и социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды. Среди них можно выделить функции сплочения коллектива, целеполагания, планирования, контроля и коррекции, организаторскую и диагностическую. В литературе имеется очень много различных классификаций форм работы с детьми. Я привела примеры классификации по видам деятельности, по времени проведения формы, по субъекту организации, по результату и по числу учащихся. Дала определения воспитательной работе и методам воспитания, привела основные методы и задачи. Рассказала о взаимодействии классного руководителя и семьи ученика. Функция защиты учащихся реализуется в работе классного руководителя с детьми из неблагополучных семей и постоянным контролем над социальным положением каждого ученика.

  Стоит отметить, что теоретические функции, обязанности и права классного руководителя не остаются только на страницах учебника, а действуют в современных школах. Для реализации возможностей педагога как классного руководителя предоставляются все необходимые условия: классный кабинет, пособия, помощь старших педагогов. И несмотря на всю сложность и ответственность работы, большинству педагогов она доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.

 

Список  литературы

1.Акимов  М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность  учащегося и индивидуальный подход. М., 1992                                                                  2.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М.,1990.                                                                                                                                  3.Бабанский Ю.К. Педагогика. Москва 1988                                                                                               4.Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. - Москва, 1988.        5.Гребенщиков И.В. Школа и семья. - Москва, 1985.                                                6.Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся -М.,1988. 7.Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику. Москва 1984                                                                                                                  8.Крупская Н.К. Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим советским педагогом.                                                                                                     9.Макаренко А.С. Педагогика индивидуального действия.                          10.Рожкова М.И. Учебное методическое пособие -Москва 1999.            11.Изучение личности школьника учителем/Под ред. 3.И. Васильевой, Т.В.Ахаян, М.Г. Казакиной, Н. Ф. Родионовой и др. - М., 1991.        12.Настольная книга классному руководителю 5,6,7,8 классов/Под редакцией Лунина Е.И.                                                                                                          13.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1998                                                                14.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М., 1998                        15.Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. - 1985, № 9. 
 

Информация о работе Эффективность работы классного руководителя