Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:12, отчет по практике
Для исследования я выбрала двух учениц: Стадникову Таисию (1999 г. р.) и Сивакову Евгению (1999г. р.). В ходе ведения своих наблюдений я обращала внимание на следующие ориентиры в выявлении поведенческих показателей референтных предпочтений учащихся:
Кому из одноклассников объект наблюдения подражает во внешнем облике, стиле поведения, манере высказы
Изучение референтных предпочтений в межличностных отношениях учащихся
Гипотетический этап
Для исследования я выбрала двух учениц: Стадникову Таисию (1999 г. р.) и Сивакову Евгению (1999г. р.). В ходе ведения своих наблюдений я обращала внимание на следующие ориентиры в выявлении поведенческих показателей референтных предпочтений учащихся:
Тая общается практически со всеми одноклассниками в равной мере. Она яркая, общительная, активная девочка. За время моих наблюдений я не выявила в её поведении подражания кому-либо из одноклассников.
Женя с одноклассниками общается мало, но и не отдаляется от них. Активно участвует в жизни класса и школы. Поскольку она мало общается с одноклассниками, я не могу сказать что она кому-то подражает, но могу предположить что она может подражать в своём поведении друзьям по музыкальной школе (она занимается там уже около пяти лет) или ещё каким-либо людям, с которыми она общается вне класса. На переменах я видела что Женя общается с девочками из других классов, но сказать точно подражает ли она им я не могу, так как у меня не было возможности понаблюдать за этими девочками.
Я полагаю, что Тая могла бы иметь референтных лиц для учебной, коммуникативной, общественно-полезной и спортивной сфер деятельности, так как девочка довольно активна и интересуется всеми сторонами учебного процесса (как учебной деятельностью, так и внеклассными мероприятиями).
Поскольку Женя меньше общается с одноклассниками я могу предположить, что в классе у нее нет референтных лиц для коммуникативной сферы деятельности. Но, полагаю, что у неё в классе есть люди, с которыми она может посоветоваться по поводу учёбы и общественно-полезной сферы деятельности.
Поскольку Тая в классе ближе всего общается с Машей Маркиной, Виолеттой Каралаш, Лизой Чухровой и Машей Копыловой (девочки даже на уроках пытаются рассаживаться поближе друг к другу, когда это возможно), то я думаю, что Тая прислушивается к точке зрения этих девочек.
Женя так же общается с этими девочками, но не так близко как Тая. Поэтому я предполагаю, что Женя прислушивается к точке зрения девочек из других классов, или каких ещё либо лиц.
Критику учителей либо классного руководителя.
Не думаю что Женя проявляет доверительность к одноклассникам, хотя, возможно, делится какими-то событиями своей жизни с девочками из своего класса, поскольку замкнутой Женю назвать нельзя.
Тая самую большую меру доверительности проявляет к Виолетте Каралаш и Маше Маркиной.
Тая – к Виолетте и Лизе.
Женя может обратиться за советом, к примеру, по выполнению домашнего задания к любому из одноклассников (разумеется, если этот ученик успевает по данному предмету).
Тая и Женя в деловой ситуации ориентируются на мнение тех, кто лучше успевает по предмету. В коммуникативной ситуации Тая – на подруг-одноклассниц, по поводу Жени я затрудняюсь ответить.
Под влиянием старших.
Все девочки (Тая, Женя, Виолетта, Лиза, Маша Копылова и Маша Маркина) дружно работают во внеурочное время над подготовкой классного часа, во время которого хотят поздравить мальчиков с 23 февраля. Все девочки общаются, выдвигают свои идеи, я не наблюдала в их общении ссор или разногласий. Возможно, они могут обратиться друг к другу за советом.
Мнения старших (учителей, классного руководителя).
Исходя из этого я могу предположить,
что Тая будет иметь
Диагностический этап
Для своего исследования я выбрала первый вариант референтометрии. Я не давала Тае и Жене список вопросов, а просто побеседовала с ними, опираясь на эти вопросы, поскольку я считаю, что живое общение гораздо приятнее и интереснее, нежели просто работа со списком вопросов. Обе девочки довольно общительные, и мы проводим с ними довольно много времени вне класса, когда готовим праздник для мальчиков и репетируем, то есть у меня было время чтобы пообщаться с ними.
Референтометрические критерии:
Далее я приведу ответы девочек.
Тая
1) с лучшей подругой- Каралаш Виолетта -5
баллов
2)маме (5 баллов), и тому человеку которому
я конечно доверяю- Виолетта (4 балла)
3)я проведу его в кругу своих друзей- Маша
Маркина (3 балла), Виолетта Каралаш (5 баллов), Маша Копылова (2
балла), Лиза Чухрова (1 балл), Даша(подруга из
двора)-4 балла
4)со своей сестрой- Лена - 5 баллов
5)Виолетта (5 баллов)! ну и конечно
мама (4 балла)
6)Мама (5 баллов)
7)Мама (5 баллов), подруги - Виолетта Каралаш (4
балла) и Маша Маркина (3 балла)
8)Моя старшая сестра- Лена (5 баллов)
9)прежде всего я хотела бы понравится
самой себе! ну а потом пусть я понравлюсь
всем остальным
10)Мама! (5 баллов)
Наибольшее количество баллов: мама – 24 балла
Таким образом мы видим, что референтную группу Таи составляют мама, лучшая подруга Виолетта, и старшая сестра.
Теперь рассмотрим ответы Жени:
1)С Исаковой Екатериной.(7-а
2)Паршиной Екатерине.(7-а класс) 5 баллов
3)Катя Исакова(7-а) 4 балла, Катя Паршина(7-а)
3 балла, Лиза Ширяева(6-в) 2 балла . Сестру 5 баллов, Лену Шалабанову
(7-а) – 1 балл.
4)с Катей Исаковой 5 баллов , Катей Паршиной
4 балла
5)родителей-5 баллов, либо Катю Паршину 4
балла
6)только самые близкие друзья (Катя Исакова 5
баллов, Катя Паршина 4 балла)
7)С родителями 5 баллов
8)Родители 5 баллов
9)Человеку с которым я в данный момент
в ссоре 5 баллов
10)Катей Паршиной 5 баллов, Катей Исаковой 4
балла.
Наибольшее количество баллов: Катя Паршина – 25 баллов
Референтную группу Жени составляют Катя Паршина, Катя Исакова и родители.
Мои предположения частично подтвердились. Как я и предполагала, Женя действительно не назвала никого из своих одноклассников в ходе опроса, зато назвала девочек из других классов. Тая общается с подругами из класса, но в её референтную группу входит только одна одноклассница – Виолетта Каралаш, лучшая подруга Таи. Также немаловажно заметить, что в референтную группу обеих девочек входят их родители. Очень важно, что девочки могут обратиться к ним за советом, дорожат их мнением. На гипотетическом этапе я не уделила внимания этому, хотя девочки всегда уважительно отзываются о старших, будь то родители или учителя.
Итак, мы видим, что у Жени в «своём» классе нет референтных лиц, как я и предполагала на гипотетическом этапе, а у Таи только одно референтное лицо среди одноклассников.
Конструктивный этап
Особая роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату класса. Учителям хорошо известно, что есть классы, куда идёшь с ощущением радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых методических решений. Но есть и такие ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.
Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий развития личности школьника. Если ученики в результате опроса не могут включить своих одноклассников в круг своих референтных лиц, значит в классе не всё благоприятно, хотя класс нельзя назвать недружным. Видимо, ученики не могут доверять друг другу, раз им сложно завести друзей среди одноклассников. Учителям, работающим с данным классом, я могла бы посоветовать чаще давать им задания, которые выполняются в парах, микрогруппах, чтобы ученики работали вместе, у них был бы общий интерес, общее задание. Различные игры, конкурсы на сплочение коллектива мог бы проводить классный руководитель на классных часах. Как показал эксперимент, в отношениях учеников нет доверия друг к другу. Однажды девочки сказали мне об этом при подготовке классного часа, намекнули, что многие ученики не могут хранить секреты. Как я убедилась, внешний вид не соответствует содержанию, так как внешне класс очень дружный.
Рефлексивный этап
Данное задание позволило мне повысить свой уровень исследовательской культуры. Я смогла глубже изучить межличностные отношения внутри класса, поняла, что на самом деле не всё так гладко в отношениях учеников, как мне казалось до эксперимента. Теперь на уроках русского языка и литературы, которые я провожу в данном классе, я стараюсь давать ученикам задания для работы в группе, прошу внимательно слушать друг друга, дополнять ответы друг друга, прислушиваться к мнениям одноклассников. Мне интересно работать с данным классом и надеюсь, что мои усилия не пройдут даром.
Информация о работе Изучение референтных предпочтений в межличностных отношениях учащихся