Изучение референтных предпочтений в межличностных отношениях учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 11:12, отчет по практике

Краткое описание

Для исследования я выбрала двух учениц: Стадникову Таисию (1999 г. р.) и Сивакову Евгению (1999г. р.). В ходе ведения своих наблюдений я обращала внимание на следующие ориентиры в выявлении поведенческих показателей референтных предпочтений учащихся:
Кому из одноклассников объект наблюдения подражает во внешнем облике, стиле поведения, манере высказы

Файлы: 1 файл

задание 1а.docx

— 25.31 Кб (Скачать)

Изучение  референтных предпочтений в межличностных отношениях учащихся

 

Гипотетический  этап

Для исследования я выбрала двух учениц: Стадникову Таисию (1999 г. р.) и Сивакову Евгению (1999г. р.). В ходе ведения своих наблюдений я обращала внимание на следующие ориентиры в выявлении поведенческих показателей референтных предпочтений учащихся:

  1. Кому из одноклассников объект наблюдения подражает во внешнем облике, стиле поведения, манере высказывания?

Тая общается практически со всеми одноклассниками  в равной мере. Она яркая, общительная, активная девочка.  За время моих наблюдений я не выявила в её поведении подражания кому-либо из одноклассников.

Женя с  одноклассниками общается мало, но и не отдаляется от них. Активно участвует  в жизни класса и школы. Поскольку  она мало общается с одноклассниками, я не могу сказать что она кому-то подражает, но могу предположить что она может подражать в своём поведении друзьям по музыкальной школе (она занимается там уже около пяти лет) или ещё каким-либо людям, с которыми она общается вне класса. На переменах я видела что Женя общается с девочками из других классов, но сказать точно подражает ли она им я не могу, так как у меня не было возможности понаблюдать за этими девочками.

  1. Для каких сфер деятельности в данном классе данный учащийся мог бы иметь референтных лиц?

Я полагаю, что Тая могла бы иметь референтных лиц для учебной, коммуникативной, общественно-полезной и спортивной сфер деятельности, так как девочка довольно активна и интересуется всеми сторонами учебного процесса (как учебной деятельностью, так и внеклассными мероприятиями).

Поскольку Женя меньше общается с одноклассниками я могу предположить, что в классе у нее нет референтных лиц для коммуникативной сферы деятельности. Но, полагаю, что у неё в классе  есть люди, с которыми она может посоветоваться по поводу учёбы и общественно-полезной сферы деятельности.

  1. Чью точку зрения по личностно значимым вопросам поддерживает как авторитетную?

Поскольку Тая в классе ближе всего общается с Машей Маркиной, Виолеттой Каралаш, Лизой Чухровой и Машей Копыловой (девочки даже на уроках пытаются рассаживаться поближе друг к другу, когда это возможно), то я думаю, что Тая прислушивается к точке зрения этих девочек.

Женя так  же общается с этими девочками, но не так близко как Тая. Поэтому  я предполагаю, что Женя прислушивается к точке зрения девочек из других классов, или каких ещё либо лиц.

  1. Чью критику в свой адрес воспринимает наиболее конструктивно?

Критику учителей либо классного руководителя.

  1. В общении с кем из одноклассников проявляет большую меру доверительности?

Не думаю что Женя проявляет доверительность к одноклассникам, хотя, возможно, делится какими-то событиями своей жизни с девочками из своего класса, поскольку замкнутой Женю назвать нельзя.

 

Тая самую большую меру доверительности  проявляет к Виолетте Каралаш и Маше Маркиной.

 

  1. К кому из одноклассников чаще всего обращается за советом, консультацией?

Тая – к Виолетте и Лизе.

Женя может обратиться за советом, к примеру, по выполнению домашнего  задания к любому из одноклассников (разумеется, если этот ученик успевает по данному предмету).

 

  1. На чьё мнение ориентируется в затруднительной деловой или коммуникативной ситуации?

Тая и Женя в деловой ситуации ориентируются  на мнение тех, кто лучше успевает по предмету. В коммуникативной ситуации Тая – на подруг-одноклассниц, по поводу Жени я затрудняюсь ответить.

  1. Под влиянием чьих суждений может скорректировать собственное поведение (изменить принятое решение)?

 

Под влиянием старших.

 

  1. К кому обратится за советом даже при отсутствии выраженной личностной привязанности?

Все девочки (Тая, Женя, Виолетта, Лиза, Маша Копылова и Маша Маркина) дружно работают во внеурочное время над подготовкой классного часа, во время которого хотят поздравить мальчиков с 23 февраля. Все девочки общаются, выдвигают свои идеи, я не наблюдала в их общении ссор или разногласий. Возможно, они могут обратиться друг к другу за советом.

 

  1. Чьи мнения, суждения, оценки и рекомендации вызывают у объекта наблюдения наибольший эмоциональный отклик?

Мнения старших (учителей, классного  руководителя).

 

Исходя из этого я могу предположить, что Тая будет иметь референтные предпочтения среди своих одноклассников, в то время как Женя скорее всего дружит с ребятами не из своего класса, а одноклассники важны для неё в сфере учебной и общественной деятельности.

Диагностический этап

Для своего исследования я выбрала первый вариант  референтометрии. Я не давала Тае и Жене список вопросов, а просто побеседовала с ними, опираясь на эти вопросы, поскольку я считаю, что живое общение гораздо приятнее и интереснее, нежели просто работа со списком вопросов. Обе девочки довольно общительные, и мы проводим с ними довольно много времени вне класса, когда готовим праздник для мальчиков и репетируем, то есть у меня было время чтобы пообщаться с ними.

Референтометрические критерии:

  1. С кем бы ты поехала на экскурсию в другой город?
  2. С тобой случилась неприятность. Кому ты об этом расскажешь?
  3. Ты хочешь отпраздновать свой день рождения. С кем ты его проведёшь?
  4. С кем бы ты хотела проводить больше времени?
  5. Кто может указать тебе на твои недостатки, кого ты больше послушаешь?
  6. Ты встретила человека, который тебе понравился. Кто может помочь тебе правильно оценить его?
  7. ТЫ хочешь изменить свою жизнь. С кем ты посоветуешься об этом?
  8. Кто может быть для тебя примером в жизни?
  9. Кому бы ты хотела понравиться больше всего?
  10. С кем ты больше всего откровенна?

 

Далее я приведу ответы девочек.

Тая

1) с лучшей подругой- Каралаш Виолетта -5 баллов 
2)маме (5 баллов), и тому человеку которому я конечно доверяю- Виолетта (4 балла) 
3)я проведу его в кругу своих друзей- Маша Маркина (3 балла), Виолетта Каралаш (5 баллов), Маша Копылова (2 балла), Лиза Чухрова (1 балл), Даша(подруга из двора)-4 балла 
4)со своей сестрой- Лена - 5 баллов 
5)Виолетта (5 баллов)! ну и конечно мама (4 балла) 
6)Мама (5 баллов) 
7)Мама (5 баллов), подруги - Виолетта Каралаш (4 балла) и Маша Маркина (3 балла) 
8)Моя старшая сестра- Лена (5 баллов) 
9)прежде всего я хотела бы понравится самой себе! ну а потом пусть я понравлюсь всем остальным 
10)Мама! (5 баллов)

Наибольшее  количество баллов:  мама – 24 балла

                                                                 Виолетта – 23 балла

                                                                 Сестра – 10 баллов

Таким образом мы видим, что референтную группу Таи составляют мама, лучшая подруга Виолетта, и старшая сестра.

Теперь рассмотрим ответы Жени:

1)С Исаковой Екатериной.(7-а класс) 5 баллов 
2)Паршиной Екатерине.(7-а класс) 5 баллов 
3)Катя Исакова(7-а) 4 балла, Катя Паршина(7-а) 3 балла, Лиза Ширяева(6-в) 2 балла . Сестру 5 баллов, Лену Шалабанову (7-а) – 1 балл. 
4)с Катей Исаковой 5 баллов , Катей Паршиной  4 балла 
5)родителей-5 баллов, либо Катю Паршину 4 балла 
6)только самые близкие друзья (Катя Исакова 5 баллов, Катя Паршина 4 балла) 
7)С родителями 5 баллов 
8)Родители 5 баллов 
9)Человеку с которым я в данный момент в ссоре 5 баллов 
10)Катей Паршиной 5 баллов, Катей Исаковой 4 балла.

 

Наибольшее  количество баллов:  Катя Паршина – 25 баллов

                                                                  Катя Исакова – 23 балла

                                                                  Родители – 15 баллов

Референтную группу Жени составляют Катя Паршина, Катя Исакова и родители.

 

Мои предположения частично подтвердились. Как я и предполагала, Женя действительно  не назвала никого из своих одноклассников в ходе опроса, зато назвала девочек  из других классов. Тая общается с  подругами из класса, но в её референтную группу входит только одна одноклассница – Виолетта Каралаш, лучшая подруга Таи. Также немаловажно заметить, что в референтную группу обеих девочек входят их родители. Очень важно, что девочки могут обратиться к ним за советом, дорожат их мнением. На гипотетическом этапе я не уделила внимания этому, хотя девочки всегда уважительно отзываются о старших, будь то родители или учителя.

Итак, мы видим, что у Жени в «своём»  классе нет референтных лиц, как я и предполагала на гипотетическом этапе, а у Таи только одно референтное лицо среди одноклассников.

 

Конструктивный  этап

 

Особая  роль в жизни каждого человека принадлежит школьным годам, классу, эмоционально-психологическому климату  класса. Учителям хорошо известно, что  есть классы, куда идёшь с ощущением  радости, работа в них вызывает прилив энергии, вдохновляет на поиск новых  методических решений. Но есть и такие  ученические группы, контакты с которыми хотелось бы сократить до минимума или вовсе избежать.

Как утверждают специалисты, и свидетельствует  практика, эмоциональное благополучие в классе - одно из важнейших условий  развития личности школьника. Если ученики  в результате опроса не могут включить своих одноклассников в круг своих  референтных лиц, значит в классе не всё благоприятно, хотя класс нельзя назвать недружным. Видимо, ученики не могут доверять друг другу, раз им сложно завести друзей среди одноклассников. Учителям, работающим с данным классом, я могла бы посоветовать чаще давать им задания, которые выполняются в парах, микрогруппах, чтобы ученики работали вместе, у них был бы общий интерес, общее задание. Различные игры, конкурсы на сплочение коллектива мог бы проводить классный руководитель на классных часах. Как показал эксперимент, в отношениях учеников нет доверия друг к другу. Однажды девочки сказали мне об этом при подготовке классного часа, намекнули, что многие ученики не могут хранить секреты. Как я убедилась, внешний вид не соответствует содержанию, так как внешне класс очень дружный.

 

Рефлексивный этап

 

Данное задание позволило мне  повысить свой уровень исследовательской  культуры. Я смогла глубже изучить  межличностные отношения внутри класса, поняла, что на самом деле не всё так гладко в отношениях учеников, как мне казалось до эксперимента. Теперь на уроках русского языка и  литературы, которые я провожу в данном классе, я стараюсь давать ученикам задания для работы в группе, прошу внимательно слушать друг друга, дополнять ответы друг друга, прислушиваться к мнениям одноклассников. Мне интересно работать с данным классом и надеюсь, что мои усилия не пройдут даром.


Информация о работе Изучение референтных предпочтений в межличностных отношениях учащихся