Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:05, практическая работа
Целъ: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.
Задачи:
Определить объем кратковременной памяти.
Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.
Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).
Практическое занятие № 1 Изучение динамики процесса заучивания
Целъ: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.
Задачи:
Методика
Материал: 15 не связанных по смыслу одно-трехсложных слов конкретного содержания.
Процедура.
Экспериментатор зачитывает испытуемому слова для запоминания, испытуемый называет слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе правильно воспроизведенные слова знаком «+» и повторяет опыт до полного заучивания всего ряда. Читать слова необходимо отчетливо и монотонно, с интервалом в 1 секунду. Интервал между предъявлениями слов - 5 секунд. Если испытуемый называет слова, отсутствующие в списке, экспериментатор фиксирует их в примечании к протоколу. Во время опыта экспериментатор записывает свои наблюдения за поведением испытуемого. После окончания опыта испытуемый дает словесный отчет (о своем состоянии, отношении к задаче, возможных затруднениях и помехах и т.п.), который также фиксируется экспериментатором в протоколе.
Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в любом порядке. Внимание! Начинаем!»
После воспроизведения: «Вы запомнили не все слова. Я прочту их еще раз, постарайтесь запомнить больше и назовете все слова, которые вспомните».
Обработка результатов
K(ς )¡ =P¡ /n •100%,
Где K¡ - коэффициент запоминания ¡-го слова, P¡ - его абсолютная частота, n – количество повторений (точность вычисления равна 1%)
Обсуждение результатов
Проанализировать формы графиков, привлекая материал словесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора (например, снижение V при одном из повторений может объясняться тем, что испытуемый в этот момент отвлекся).
По сводным таблицам показать индивидуальные различия испытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях заучивания.
Результаты исследования.
Дата: 24 сентября 2012 г.
Испытуемый: Самыгина Мария
Экспериментатор: Коченюк Екатерина
1. Сведения об общем количестве правильно воспроизведенных слов.
Номер предъявления |
I |
II |
III |
IV |
V |
P |
K |
Примечания |
1. ручка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
100% |
|
2. стол |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
100% |
|
3. дом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
100% |
|
4. облака |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
100% |
|
5. дерево |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
100% |
|
6. муравей |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
80% |
||
7. парта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
100% |
|
8. тетрадь |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
100% |
|
9. сумка |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
80% |
||
10. лист |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
80% |
||
11. асфальт |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
100% |
|
12. зонт |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
80% |
||
13. машина |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
100% |
|
14. куртка |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
100% |
|
15. компот |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
100% |
|
V |
11 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Словесный отчет испытуемого:
Перед прослушиванием очень сильно волновалась, что не смогу ничего запомнить. При первом прослушивании слова показались легкими. Запоминала визуально, т.к. практически все называемое находилось рядом. Назвала лишние слова, поскольку спутала со словами из своего экспериментального списка.
Однако после второго раза смогла назвать все слова.
Отчет экспериментатора:
Испытуемая несколько волновалась во время проведения эксперимента, однако старательно пыталась запомнить все предъявляемые слова. Это было заметно и по выражению лица (морщилась, щурила глаза, слушала с приоткрытым ртом), и по движениям рук (теребила пальцы, производила указательные движения рукой в момент называния вспоминаемых слов).
2. Вычисление значения моды, медианы, средней и стандартного отклонения для объема кратковременной памяти.
Мо
´
´
´
´ ´
´ ´ ´
´ ´ ´
´ ´ ´ ´ ´ ´
´ ´ ´ ´ ´ ´ ´ ´ ´
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ме
Мо (мода) = 7
Ме (медиана) = 9,5
__
М (средняя) = (12+7+8+5+5+6+5+7+14+11+11+9+
Стандартное отклонение:
(где d – разность между средней и каждым значением, N – количество испытуемых, ∑ - сумма)
d¡ = М - х¡| ς
ς = 2,3
Объем кратковременной памяти группы испытуемых = 7,6±2,3 = 5,3 ¾ 9,9
Среднестатистический объем кратковременной памяти = 7±2
Сводная Таблица результатов
Порядковый номер испытуемого |
Номер повторения | |||||
I |
II |
III |
IV |
V | ||
1 |
12 |
14 |
15 |
15 |
15 | |
2 |
7 |
12 |
12 |
15 |
15 | |
3 |
8 |
10 |
11 |
11 |
13 | |
4 |
5 |
11 |
11 |
14 |
13 | |
5 |
5 |
10 |
9 |
13 |
13 | |
6 |
6 |
7 |
10 |
11 |
11 | |
7 |
5 |
10 |
11 |
13 |
14 | |
8 |
7 |
12 |
10 |
12 |
14 | |
9 |
14 |
14 |
13 |
15 |
15 | |
10 |
11 |
15 |
15 |
15 |
15 | |
11 |
11 |
13 |
15 |
15 |
15 | |
12 |
9 |
13 |
13 |
13 |
14 | |
13 |
7 |
9 |
12 |
15 |
15 | |
14 |
7 |
11 |
14 |
14 |
14 | |
15 |
9 |
10 |
10 |
14 |
14 | |
16 |
6 |
9 |
13 |
10 |
13 | |
17 |
6 |
11 |
15 |
15 |
15 | |
18 |
6 |
11 |
14 |
15 |
15 | |
19 |
7 |
11 |
14 |
15 |
15 | |
20 |
7 |
10 |
13 |
15 |
15 | |
21 |
7 |
13 |
15 |
15 |
15 | |
22 |
6 |
10 |
15 |
15 |
15 | |
23 |
10 |
10 |
15 |
15 |
15 | |
24 |
9 |
11 |
15 |
15 |
15 | |
25 |
7 |
12 |
15 |
15 |
15 | |
26 |
8 |
13 |
13 |
15 |
15 | |
27 |
5 |
9 |
14 |
15 |
15 | |
V |
7,6 |
11,1 |
13 |
14 |
14,3 |
График заучивания.
Анализ результатов: Групповая кривая имеет восходящий характер, т.е. с каждым последующим предъявлением возрастает количество названных слов. Кривая начинается с отметки 7,6 и самое значительное возрастание можно увидеть с первого по второе предъявление, затем скорость возрастания снижается.
Кривая испытуемой выражается одним резким скачком. Она берет начало в отметке 11 и начиная со второго предъявления не опускается ниже максимальной отметки 15.
Т.о. по сравнению с группой, у испытуемой наблюдается больший объем кратковременной памяти и более высокая динамика заучивания. (все 15 слов были воспроизведены уже после второго предъявления).
Сводная таблица частоты запоминания каждого слова.
Порядковый номер слова | |||||||||||||||||
Порядковый номер испытуемого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
1 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
100 |
100 |
100 |
80 |
60 |
100 | ||
2 |
100 |
100 |
80 |
100 |
80 |
60 |
80 |
80 |
100 |
100 |
100 |
80 |
60 |
80 |
40 | ||
3 |
80 |
60 |
80 |
80 |
80 |
80 |
40 |
60 |
80 |
60 |
20 |
60 |
80 |
80 |
100 | ||
4 |
100 |
100 |
80 |
80 |
60 |
80 |
80 |
40 |
40 |
20 |
80 |
80 |
60 |
100 |
100 | ||
5 |
100 |
80 |
100 |
80 |
100 |
40 |
100 |
40 |
100 |
80 |
20 |
20 |
20 |
80 |
100 | ||
6 |
100 |
100 |
40 |
80 |
100 |
80 |
60 |
80 |
60 |
40 |
60 |
60 |
40 |
80 |
100 | ||
7 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
100 |
80 |
80 |
100 |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 | ||
8 |
100 |
100 |
40 |
60 |
100 |
40 |
100 |
20 |
60 |
100 |
40 |
40 |
100 |
60 |
60 | ||
9 |
100 |
60 |
60 |
40 |
80 |
60 |
40 |
80 |
0 |
40 |
40 |
40 |
100 |
80 |
80 | ||
10 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
80 |
100 |
80 |
100 | ||
11 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
80 |
100 |
60 |
80 |
100 |
80 |
100 | ||
12 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
80 |
60 |
80 |
80 |
80 |
100 |
80 |
80 |
80 |
80 | ||
13 |
100 |
80 |
100 |
80 |
80 |
60 |
60 |
60 |
80 |
80 |
80 |
100 |
100 |
80 |
100 | ||
14 |
100 |
100 |
80 |
60 |
40 |
40 |
60 |
20 |
80 |
60 |
80 |
100 |
20 |
100 |
80 | ||
15 |
100 |
100 |
100 |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
100 |
80 |
60 |
80 |
60 |
80 |
80 | ||
16 |
100 |
100 |
80 |
80 |
60 |
100 |
80 |
60 |
100 |
100 |
80 |
80 |
100 |
60 |
100 | ||
17 |
100 |
80 |
100 |
80 |
100 |
100 |
80 |
80 |
80 |
60 |
60 |
100 |
80 |
100 |
100 | ||
18 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
40 |
60 |
80 |
100 |
100 |
60 |
80 |
40 |
100 |
0 | ||
19 |
100 |
80 |
60 |
100 |
80 |
60 |
80 |
80 |
80 |
80 |
40 |
80 |
80 |
100 |
100 | ||
20 |
100 |
60 |
80 |
60 |
60 |
100 |
80 |
60 |
80 |
80 |
60 |
100 |
100 |
80 |
100 | ||
21 |
100 |
80 |
80 |
80 |
100 |
80 |
100 |
80 |
60 |
100 |
100 |
80 |
80 |
80 |
100 | ||
22 |
100 |
100 |
100 |
60 |
80 |
100 |
80 |
80 |
80 |
80 |
100 |
60 |
80 |
100 |
40 | ||
23 |
100 |
80 |
80 |
100 |
80 |
80 |
100 |
60 |
100 |
40 |
40 |
60 |
60 |
80 |
100 | ||
24 |
80 |
80 |
80 |
80 |
100 |
60 |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
80 |
80 | ||
25 |
100 |
80 |
100 |
80 |
80 |
60 |
80 |
60 |
100 |
60 |
60 |
80 |
100 |
80 |
100 | ||
26 |
100 |
80 |
100 |
60 |
80 |
80 |
80 |
60 |
60 |
60 |
60 |
100 |
60 |
100 |
80 | ||
27 |
100 |
100 |
100 |
100 |
80 |
100 |
80 |
80 |
80 |
60 |
80 |
100 |
80 |
80 |
80 | ||
K |
95 |
85 |
82 |
78 |
80 |
72 |
76 |
67 |
76 |
73 |
66 |
76 |
73 |
81 |
82 |
График частоты запоминания каждого слова
Анализ:
Групповая кривая имеет подъем по краям. Это объясняется наличием фактора края. На втором месте по частоте повторений находятся слова, предъявляемые 2, 3, 7 и 15. Их частота колеблется от 83% до 88%. Реже всего наблюдались повторения 8 и 11слов, частота повторений которых составляет 68%.
Индивидуальная кривая испытуемой имеет более ломаный вид. Реже были названы 6, 9, 10 и 12 слова, частотность их составляет 80%. Остальные слова назывались со 100% частотой. Частотность повторений первых и последних слов можно объяснить наличием «фактора края»,т.к.слова, находящиеся в конце и в начале ,запоминаются лучше. На запоминание слов в середине предъявляемого списка большое влияние оказали волнение испытуемой, посторонний шум, а так же наличие похожих слов в собственном экспериментальном списке испытуемой, что не раз сбило ее с толку.
.
Выводы: