Изучение динамики процесса заучивания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:05, практическая работа

Краткое описание

Целъ: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.
Задачи:
Определить объем кратковременной памяти.
Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.
Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).

Файлы: 1 файл

1 работа.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

Практическое занятие № 1 Изучение динамики процесса заучивания

Целъ: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.

Задачи:

  1. Определить объем кратковременной памяти.
  2. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.
  3. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).

Методика

Материал: 15 не связанных по смыслу одно-трехсложных слов конкретного содержания.

Процедура.

Экспериментатор зачитывает испытуемому слова для запоминания, испытуемый называет слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе правильно воспроизведенные слова знаком «+» и повторяет опыт до полного заучивания всего ряда. Читать слова необходимо отчетливо и монотонно, с интервалом в 1 секунду. Интервал между предъявлениями слов - 5 секунд. Если испытуемый называет слова, отсутствующие в списке, экспериментатор фиксирует их в примечании к протоколу. Во время опыта экспериментатор записывает свои наблюдения за поведением испытуемого. После окончания опыта испытуемый дает словесный отчет (о своем состоянии, отношении к задаче, возможных затруднениях и помехах и т.п.), который также фиксируется экспериментатором в протоколе.

Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в любом порядке. Внимание! Начинаем!»

После воспроизведения: «Вы запомнили не все слова. Я прочту их еще раз, постарайтесь запомнить больше и назовете все слова, которые вспомните».

Обработка результатов

  1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (V).
  2. Определить значения моды, медианы, средней, стандартного отклонения для объема кратковременной памяти (по результатам первого воспроизведения). На основе полученных результатов дать количественную характеристику среднего объема кратковременной памяти группы испытуемых
  3. Построить по данным V график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, на оси ординат - значения V.
  4. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле:

   K(ς )¡ =P¡ /n •100%,

Где K¡ - коэффициент запоминания ¡-го слова, P¡ - его абсолютная частота, n – количество повторений (точность вычисления равна 1%)

  1. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат - значения К.
  2. Составить сводные таблицы по V и К для группы испытуемых. Вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальный график каждого испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе.

Обсуждение результатов

 Проанализировать формы графиков, привлекая материал словесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора (например, снижение V при одном из повторений может объясняться тем, что испытуемый в этот момент отвлекся).

По сводным таблицам показать индивидуальные различия испытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях заучивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  исследования.

 

Дата: 24 сентября 2012 г.

Испытуемый: Самыгина Мария

Экспериментатор: Коченюк Екатерина

 

1. Сведения об общем количестве правильно воспроизведенных слов.

Номер предъявления

I

II

III

IV

V

P

K

Примечания

1. ручка

+

+

+

+

+

5

100%

 

2. стол

+

+

+

+

+

3

100%

 

3. дом

+

+

+

+

+

4

100%

 

4. облака

+

+

+

+

+

3

100%

 

5. дерево

+

+

+

+

+

3

100%

 

6. муравей

 

+

+

+

+

5

80%

 

7. парта

+

+

+

+

+

4

100%

 

8. тетрадь

+

+

+

+

+

3

100%

 

9. сумка

 

+

+

+

+

4

80%

 

10. лист

 

+

+

+

+

4

80%

 

11. асфальт

+

+

+

+

+

3

100%

 

12. зонт

 

+

+

+

+

5

80%

 

13. машина

+

+

+

+

+

5

100%

 

14. куртка

+

+

+

+

+

4

100%

 

15. компот

+

+

+

+

+

5

100%

 

V

11

15

15

15

15

     



 

 

Словесный отчет испытуемого:

Перед прослушиванием очень сильно волновалась, что не смогу ничего запомнить. При первом прослушивании слова показались легкими. Запоминала визуально, т.к. практически все называемое находилось рядом. Назвала лишние слова, поскольку спутала со словами из своего экспериментального списка.

Однако после второго раза смогла назвать все слова.

 

 

 

Отчет экспериментатора:

Испытуемая несколько волновалась во время проведения эксперимента, однако старательно пыталась запомнить все предъявляемые слова. Это было заметно и по выражению лица (морщилась, щурила глаза, слушала с приоткрытым ртом), и по движениям рук (теребила пальцы, производила указательные движения рукой в момент называния вспоминаемых слов).

 

2.  Вычисление значения моды, медианы, средней и  стандартного отклонения для объема кратковременной памяти.

 

                            Мо


                          ´ 

                          ´     

                          ´                              

                 ´       ´                                               

        ´       ´       ´                                                 

        ´       ´       ´                                    

        ´       ´       ´       ´       ´               ´                       


        ´       ´       ´       ´       ´      ´       ´       ´                ´ 


  

 

    5      6       7         8       9       10     11      12     13     14

 

Ме

 

Мо (мода) = 7

 

Ме (медиана) = 9,5

__

М (средняя) = (12+7+8+5+5+6+5+7+14+11+11+9+7+7+9+6+6+6+7+7+7+6+10+9+7+8+5) : 27 = 7,6

 


Стандартное отклонение:

 

(где d – разность между средней и каждым значением, N – количество испытуемых, ∑ - сумма)

 

d¡ = М - х¡‌‌| ς

 

ς =  2,3

 

Объем кратковременной  памяти группы испытуемых = 7,6±2,3 = 5,3 ¾ 9,9

 

Среднестатистический  объем кратковременной памяти = 7±2

Сводная Таблица результатов заучивания.

 

Порядковый  номер испытуемого

Номер повторения

 

I

II

III

IV

V

1

12

14

15

15

15

2

7

12

12

15

15

3

8

10

11

11

13

4

5

11

11

14

13

5

5

10

9

13

13

6

6

7

10

11

11

7

5

10

11

13

14

8

7

12

10

12

14

9

14

14

13

15

15

10

11

15

15

15

15

11

11

13

15

15

15

12

9

13

13

13

14

13

7

9

12

15

15

14

7

11

14

14

14

15

9

10

10

14

14

16

6

9

13

10

13

17

6

11

15

15

15

18

6

11

14

15

15

19

7

11

14

15

15

20

7

10

13

15

15

21

7

13

15

15

15

22

6

10

15

15

15

23

10

10

15

15

15

24

9

11

15

15

15

25

7

12

15

15

15

26

8

13

13

15

15

27

5

9

14

15

15

V

7,6

11,1

13

14

14,3


 

 

 

 

 

 

График заучивания.

 

 

Анализ результатов: Групповая кривая имеет восходящий характер, т.е. с каждым последующим предъявлением возрастает количество названных слов. Кривая начинается с отметки 7,6 и самое значительное возрастание можно увидеть с первого по второе предъявление, затем скорость возрастания снижается.

Кривая испытуемой выражается одним резким скачком. Она  берет начало в отметке 11 и начиная со второго предъявления не опускается ниже максимальной отметки 15.

 Т.о. по  сравнению с группой, у испытуемой наблюдается больший объем кратковременной памяти и  более высокая динамика заучивания. (все 15 слов были воспроизведены уже после второго предъявления).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица частоты запоминания  каждого слова.

Порядковый номер слова

Порядковый  номер испытуемого

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

100

100

100

100

100

100

100

100

80

100

100

100

80

60

100

2

100

100

80

100

80

60

80

80

100

100

100

80

60

80

40

3

80

60

80

80

80

80

40

60

80

60

20

60

80

80

100

4

100

100

80

80

60

80

80

40

40

20

80

80

60

100

100

5

100

80

100

80

100

40

100

40

100

80

20

20

20

80

100

6

100

100

40

80

100

80

60

80

60

40

60

60

40

80

100

7

100

100

100

100

100

80

100

80

80

100

80

100

100

100

100

8

100

100

40

60

100

40

100

20

60

100

40

40

100

60

60

9

100

60

60

40

80

60

40

80

0

40

40

40

100

80

80

10

100

100

100

100

80

100

100

100

100

100

80

80

100

80

100

11

100

100

100

100

100

100

100

80

80

100

60

80

100

80

100

12

100

100

100

100

80

80

60

80

80

80

100

80

80

80

80

13

100

80

100

80

80

60

60

60

80

80

80

100

100

80

100

14

100

100

80

60

40

40

60

20

80

60

80

100

20

100

80

15

100

100

100

80

80

80

80

80

100

80

60

80

60

80

80

16

100

100

80

80

60

100

80

60

100

100

80

80

100

60

100

17

100

80

100

80

100

100

80

80

80

60

60

100

80

100

100

18

100

100

100

100

80

40

60

80

100

100

60

80

40

100

0

19

100

80

60

100

80

60

80

80

80

80

40

80

80

100

100

20

100

60

80

60

60

100

80

60

80

80

60

100

100

80

100

21

100

80

80

80

100

80

100

80

60

100

100

80

80

80

100

22

100

100

100

60

80

100

80

80

80

80

100

60

80

100

40

23

100

80

80

100

80

80

100

60

100

40

40

60

60

80

100

24

80

80

80

80

100

60

80

100

100

100

100

100

80

80

80

25

100

80

100

80

80

60

80

60

100

60

60

80

100

80

100

26

100

80

100

60

80

80

80

60

60

60

60

100

60

100

80

27

100

100

100

100

80

100

80

80

80

60

80

100

80

80

80

K

95

85

82

78

80

72

76

67

76

73

66

76

73

81

82




         

 

 

 

 

 

 

 

График частоты запоминания  каждого слова

 

 

Анализ:

     Групповая кривая имеет подъем по краям. Это объясняется наличием фактора края. На втором месте по частоте повторений находятся слова, предъявляемые 2, 3, 7 и 15. Их частота колеблется от 83% до 88%. Реже всего наблюдались повторения 8 и 11слов, частота повторений которых составляет 68%.

     Индивидуальная  кривая испытуемой имеет более ломаный вид. Реже были названы 6, 9, 10 и 12 слова, частотность их  составляет 80%. Остальные слова назывались со 100% частотой. Частотность повторений первых и последних слов можно объяснить наличием «фактора края»,т.к.слова, находящиеся в конце и в начале ,запоминаются лучше. На запоминание слов в середине предъявляемого списка большое влияние оказали волнение испытуемой, посторонний шум, а так же наличие похожих слов в собственном экспериментальном списке испытуемой, что не раз сбило ее с толку.

.

Выводы:

  1. Средний объём краткой временной памяти группы составляет – 7,6±2,3 слов, что совпадает со среднестатистическими данными объёма кратковременной памяти ,которая равна 7 ± 2 словам.
  2. При заучивании материала испытуемой нарастание резкое, отличное от групповых результатов, которые показали, что между первым и вторым предъявлением нарастание резкое, а при последующих предъявлениях материала нарастание происходит медленнее.
  3. Можно говорить о том, что испытуемые легче запоминают слова , предъявляемые в начале и в конце ,т.е. наблюдается «фактор края».

Информация о работе Изучение динамики процесса заучивания