История становления профессиографии и её характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:51, доклад

Краткое описание

В начале XX века среди зарубежных представителей психотехники Мюнстерберга, Липмана, Штерна и специалистов школы научной организации труда, к которым относился Фредерик Тейлор, зародилась идея психологического исследования профессиональной деятельности.

В работах этих ученых, в основном направленных на решение задач профотбора путем тестового обследования, наметился ряд ценных методических поисков, к которым относятся:
аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий, разработанные Мюнстербергом в 1924 г.
попытки построения психологии профессий с выделением способов ее исследования;

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

Тема  доклада: «История становления профессиографии и её характеристики»

В начале XX века среди зарубежных представителей психотехники Мюнстерберга, Липмана, Штерна и специалистов школы научной организации труда, к которым относился Фредерик Тейлор, зародилась идея психологического исследования профессиональной деятельности.

В работах этих ученых, в основном направленных на решение задач профотбора путем тестового обследования, наметился ряд ценных методических поисков, к которым относятся:

  1. аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий, разработанные Мюнстербергом в 1924 г.
  2. попытки построения психологии профессий с выделением способов ее исследования;
  3. психографический метод, направленный на получение полной сводки всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии (работали: американский психолог Липман, 1923; немецкий психолог Уильям Штерн, 1924)
  4. построение систематики профессий Ф. Ваумгартена в 1926 г.
  5. идея о подходе к деятельности профессионала как к активной и целенаправленной Д. Древера, 1926 г.

Начиная с 1922 года, отечественные психотехники работали над созданием собственного подхода  к психологическому анализу профессиональной деятельности. Работа проводилась в двух основных направлениях.

I.  Задача первого направления заключалась в создании психологической классификации профессий с целью их проектирования (над чем работали такие ученые как Геллерштейн, Лазурский, Шпильрейн).

В русле этого направления в нашей стране сформировалась психология труда.

Психология  труда - область психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека, его индивидуальности в процессе профессиональной деятельности. Психологией труда рассматриваются вопросы:

  • профессиональной пригодности,
  • психологической готовности к профессиональной деятельности,
  • анализируется состав этой деятельности,
  • ее психологическая характеристика.

II.  Задача второго направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения задач профотбора, профконсультации, профобучения, рационализации рабочего места, профилактики утомления (Ананьев, Бернштейн, Гастев, Геллерштейн, Левитов, Шпильрейн).

Это направление  можно рассматривать как попытку  системного построения «картины мира профессий».

Профессиографическое направление охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальную, экономическую, историческую, техническую, технологическую, правовую, гигиеническую, психологическую, физиологическую стороны.

Профессиография - исследование, раскрывающее всю сложность изучаемого вида профессиональной деятельности, выявляющее его структурные и содержательные особенности, устанавливающее все многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающих данный трудовой процесс.

Профессиография представляет собой технологию изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.

Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии.

Профессиографирование подчиняется решению конкретных практических задач.

Например:

  • для целей профконсультации и профотбора необходимо выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности.
  • для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков.
  • для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие   профессиональную усталость.

Другими словами, объем, глубина и детальность изучения профессиональной деятельности зависят от цели.

Профессиография применяется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных, формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии.

Цели профессиографирования  могут быть связаны со следующими областями деятельности:

  • аттестацией работников,
  • проектированием новых профессий и специальностей,
  • профконсультацией оптантов и отбором специалистов,
  • совершенствованием профессионального образования,
  • подготовкой и повышением квалификации,
  • научными исследованиями профессионального развития личности.

Поскольку Профессиография осуществляется в форме профессиографического исследования, то она должна соответствовать требованиям организации и проведения научного исследования, выраженным в следующих принципах.

Основные  принципы профессиографического  исследования:

  • принцип комплексности, важнейшим требованием которого является системный подход к изучению особенностей профессиональной деятельности;
  • принцип компетентности, предусматривающий анализ профессиональной деятельности с точки зрения ее социальной значимости и престижа в обществе, объема и структуры знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач, сроков подготовки специалистов, социально-психологических и физиологических требований к человеку как к субъекту труда, медицинских и иных противопоказаний и т.д.;
  • принцип надежности, означающий необходимость изучения устойчивых и стабильных свойств личности специалиста, от которых зависит успешность деятельности в различных условиях;
  • принцип дифференциации, требующий обязательного изучения различных специальностей, входящих в данную профессию;
  • принцип типизации, объединяющий конкретные профессии в определенные профессиональные группы;
  • принцип перспективности, предполагающий изучение тенденций и перспектив развития данной профессии.

    Методы  профессиографирования:

  1. Организационные методы [обеспечивают планирование, построение самого процесса исследования трудовой деятельности]:
    • сравнительный метод [изучение проблемы формирования профессионала на конкретных видах труда в разных возрастных группах]
    • лонгитюдный метод [планирование программы исследования развития субъекта конкретного труда]
    • комплексный метод [планирование междисциплинарного исследования]
  2. Методы сбора эмпирических данных [обеспечивают сбор информации об объекте труда, о субъекте труда, особенностях их взаимодействия в профессиональной деятельности]:
    • изучение документации [технической, технологической, научной, организационной, трудовых задач, экспертной информации, объективной, индивидуальной, индивидуально-типологической и психологической]
    • трудовой метод [работа исследователя по данной профессии с целью лучшего ее познания, выявления специфических сложностей формирования профессиональных навыков, неоптимальных приемов работы и нерациональной организации труда]
    • опрос:
      1. «пилотажная» беседа с экспертами
      2. регламентированный опрос экспертов
      3. интервьюирование
      4. анкетный опрос
      5. устный опрос (беседа по заранее составленному плану)
      6. сопутствующая беседа
    • наблюдение:
    1. непосредственное [проводимое визуально, без вспомогательной аппаратуры]
        1. с табличной фиксацией данных
        2. с символической фиксацией данных
        3. с алгоритмической фиксацией данных
      1. опосредованное [проводимое с помощью секундомера, фотоаппарата, видеокамеры, самописца, магнитофона]
        1. хронометраж  времени выполнения действий
        2. циклография
        3. кино- и видеосъемка с последующим анализом кадров
        4. методики регистрации кинематических трудовых действий
    • изучение трудовых задач [для сбора информации о причинах ошибок, аварий, травм, брака]
    • изучение продуктов деятельности [позволяет определить качество выполненной работы посредством сопоставления продукта труда и нормативных требований к его изготовлению]
    • биографические методы [воссоединяют в себе опрос, изучение документации о субъекте труда и непосредственное наблюдение]:
        1. анемнез  [сбор информации о динамике развития субъекта труда с помощью беседы  об интересах, мотивационной направленности, изучения личного дела, диплома, аттестата, справок, медицинской карты]
        1. каузометрия [в форме интервью, включающего следующие процедуры: биографическая разминка, составление перечня значимых событий, их датировка, анализ причин, обозначение сфер принадлежности, целевой анализ]
    • эксперимент [исследование влияния на трудовой процесс естественных или специально организованных методов, воссоединяет целую группу вышеуказанных методов]
    • изучение ошибок [классификация ошибок, определение причин отклонения от нормального протекания трудового процесса ]
  1. Методы обработки эмпирических данных [обеспечивают анализ собранных данных]:
    • качественный анализ [экспертная оценка, сравнительный анализ, классификация и типологизация собранной информации]
    • количественный анализ [статистический метод, графический метод]
  1. Интерпретационные методы [обеспечивают осмысление полученных результатов, выявление закономерностей трудового процесса]:
    • системно-структурный анализ [выделение логической структуры профессии с точки зрения объективной и психологической напряженности и профессиональной значимости]
    • функционально-структурный [психологическая интерпретация особенностей и эмоционально-волевых процессов, проявляющихся у субъекта труда]
    • операционально-структурный [выделение профессионально-важных качеств, обеспечивающих выполнение конкретных операций]

Результаты профессиографического  исследования обобщаются в виде профессиограммы - сводки социально-экономических, технологических, психофизиологических, технических, гигиенических и других знаний о профессии и организации труда.

 Профессиограмма  - это научно обоснованные нормы и требования к профессии, видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Также профессиограмма является общей эталонной моделью успешного специалиста в данной области.

Главную часть  профессиограммы составляет психограмма - психологический «портрет» профессии, представленный комплексом психических качеств личности, требуемых для эффективного выполнения служебных обязанностей, присущих определенной профессии.

Заключение

Следует отметить, что недостаток опыта применения профессиографии в управлении персоналом отражает тот факт, что начинающие руководители и опытные специалисты  по управлению часто видят одну и ту же профессию по-разному. Чаще всего причиной такого явления  является неполное или искаженной знание данной профессиональной деятельности и недостаточное овладение методами профессиографического исследования.

Использование данных профессиографии способствует (дает организации и работникам следующие  преимущества):

Информация о работе История становления профессиографии и её характеристики