Исследование мотивации достижения успехов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучить мотивы достижения успехов
Объект - мотивация достижения успехов
Предмет - исследование мотивации достижения успехов
Гипотеза – у большинства испытуемых диагностируется мотивация на успех (надежда на успех)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ. 6
1.1. Понятие и характеристика мотивации. 6
1.2. Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ. 16
2.1. Описание исследования. 16
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования. 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования.

При исследовании мотивации достижения успехов путем применения методики Реана были выявлены следующие результаты:

1)                 Методика Реана «Мотивация достижения успехов и боязни неудач» представлены в Приложении 2 таблица 1.

Из результатов, представленных в таблице 1, видно, что у большей части испытуемых диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Из 20-ти испытуемых всего у одного диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи), у 45% мотивационный плюс ярко не выражен, из них у 44% среднее значение, а у 56% диагностируется определенная тенденция мотивации на успех, 50% имеют мотивацию на успех.

Толчком к деятельности в равной степени могут стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Итак, мы очертили контуры двух важных типов мотивации - мотивации успеха и мотивации боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.

А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий - вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Анализ эксперимента позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.[22,97]

Мотивация успеха. Личности этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных. В значительной степени (более, чем у противоположного типа) выражен эффект Зейгарник эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей впоследствии профессором МГУ, Б. В. Зейгарник. Смысл закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные, склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается, склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается, тем не менее, на прежнем уровне.

Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).

Склонны к восприятию и переживанию времени как «бесцельно текущего» («Время - это постоянно струящийся поток»). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.[23,146-205]

Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

степени предполагаемого риска;

преобладающей мотивации;

опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:

первое, когда без риска удается получить желаемый результат;

второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то). [8,169]

На основе результатов анализа, можно констатировать, что у большинства школьников выражена мотивация к достижению успехов, однако у многих мотивационный плюс ярко не выражен. Радует то, что из всех только у одного испытуемого диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе мы исследовали мотивацию достижения успехов. Гипотеза – у большинства испытуемых диагностируется мотивация на успех.

Обзор литературы в теоретической части показал что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека.

Поставленная цель в ходе исследования была достигнута. Гипотеза подтвердилась. Проведя исследование, мы отметили, что люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо.

Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занимают, а другие – нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой.

После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, переоценивают свои неудачи, а мотивированные на неудачу, напротив, переоценивают свои успехи.

Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (наподобие тех, что используются при сложении пар однозначных чисел) работают быстрее, и их результаты снижаются медленнее, чем у мотивированных на успех. При заданиях проблемного характера, требующих продуктивного мышления, эти же люди ухудшают работу в условиях дефицита времени, а у мотивированных на успех она улучшается.

Знание человеком своих способностей влияет на его ожидания успеха. Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут очень сильно мотивированы на достижение и (или) избегание неудачи. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или <слишком легкой>, или <слишком трудной>.

Сегодня, по сравнению с другими историческими эпохами, все больше людей стремятся к успеху. И все больше людей его достигают. Наверное, никогда еще не существовало столько возможностей для превращения мечты в реальность, как в наши дни.

Подавляющее число успешных людей начинали с нуля, пробовали несколько раз, пока добились успеха. Но для этого они что-то делали. Учились на своих ошибках, изучали опыт других людей и в конце концов достигали успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.: Академический проект; Екатеринбург, 2005. 368 с.

2. Зейгарник Б.В. «Теории личности в зарубежной психологии», М., 1982.

3. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

4. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999

5. Магомед-Эминов М.Ш. «Мотивация достижения: структура и механизмы» автореф. дис., М., 1987.

6. Маслоу А. «Мотивация и личность», СПб, 1999.

7. Немов Р.С. «Психология», т.1, М., 1999

8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Серия "Психологическая энциклопедия". Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК,  2002, 656 с.

9. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», СПб.,1999.

10.             Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.

11.             Холл К.С., Линдсей Г., «Теории личности», М.,2000.

12. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. - С.122.

13. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – Н., 1996.

14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972.

15. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972. - С.41-42.

16. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н.Ланды. – М., 1973. -Вып. 2.

17. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974.

18. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 1984.

19. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М., 1986. С.14.

20. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.

21. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. - М., 1973. - С.12-13.

22. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.

Интернет – ресурсы:

23. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09.php Бордовская Н., Реан А. Педагогика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»
(МУН) опросник А.А. Реана

Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.

 

1.                  Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.

2.                  В деятельности активен.

3.                  Склонен к проявлению инициативности.

4.                  При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказа от них.

5.                  Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.

6.                  При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7.                  При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8.                  Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9.                  При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность моей деятельности ухудшается.

10.             Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11.             Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12.             Если я рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

13.             Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14.             Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.

15.             В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16.             При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17.             Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18.             При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

Информация о работе Исследование мотивации достижения успехов