Искаженное развитие как вариант психического дизонтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 13:00, реферат

Краткое описание

Впервые термин «дизонтогенез» был предложен в 1927 г. Швальбе. Первоначально под термином «дизонтогенез» понималось отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин приобрел более широкое значение, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный тем сроком развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Оглавление

Введение

1. Понятие «психический дизонтогенез». Психологические параметры психического дизонтогенеза. Варианты психического дизонтогенеза….4-6стр

2. Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы их различения и коррекции……………………7-9стр

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

искаженое развитие как вариант дизонтогенеза Васильева.docx

— 54.59 Кб (Скачать)

                                 МИНОБРНАУКИ РОССИИ 
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
                       высшего профессионального образования 
      «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 
                                                  (ПГСГА) 
                          Факультете специального образования  
                                          Кафедра логопедии 
 
 
 
 
                                        Проект 
                                       На тему:                                                                                                            

Искаженное  развитие  как вариант психического дизонтогенеза

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила: 
                                                                       студентка 2 курса, 21 группы 
                                                                       очной формы обучения 
                                                                       специальность 050715.65 Логопедия 
                                                                       Васильева Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Понятие «психический дизонтогенез». Психологические параметры психического дизонтогенеза. Варианты психического дизонтогенеза….4-6стр

 

2. Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы их различения и коррекции……………………7-9стр

 

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Впервые термин «дизонтогенез» был предложен в 1927 г. Швальбе. Первоначально под термином «дизонтогенез» понималось отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин приобрел более широкое значение, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный тем сроком развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Различают пренатальный и постнатальный дизонтогенез. Если пренатальный дизонтогенез становится ведущим патогенетическим моментом психического развития и отчасти моментом «выбора» преимущественной локализации повреждения (Г.Е. Сухарева, 1955), то психический дизонтогенез постнатального периода становится фактором коморбидности, характеризующейся появлением и различным сочетанием симптомов и синдромов, преимущественно пограничного нервно-психического реагирования. В последние десятилетия в понятие «постнатальный дизонтогенез» стали включать более легкие формы нарушений психического развития (психического дизонтогенеза), не только структурные, но и функциональные, связанные с расстройствами созревания структур и функций головного мозга (В.В. Ковалев, 1973, 1985).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «психический дизонтогенез». Психологические параметры психического дизонтогенеза. Варианты психического дизонтогенеза.

«Психический дизонтогенез» - нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте, в результате расстройства и созревания функций и структур головного мозга. Причины: экзогенные (экология, вода, питание); патогенные (соц.родовые факторы негативного воздействия); сочетание биолог.и патогенных.

2 типа  псих.дизонтогенеза: ретардация – запаздыване или приостановка психического развития (ЗПР). Асинхрония – опережение в развитии одних функций и отставание других (дисгармония, искажение).

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов псих. дизонтогенеза.

 

 - общее стойкое  недоразвитие: наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития.Этиология: генетические пороки развития, диффузные поражения незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обуславливает первичность т тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный дефект имеет сложный «кольцевой» характер. Типичный пример – олигофрения.

 

 - задержанное развитие:  характерно замедленный темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией а более ранних возрастных этапах. Этиология: может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хрон.заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (инфекции, интоксикации, , травмы мозга). При этом ЗР эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантов инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Характерна мозаичность поражения, при которых наряду с дефицитными функциями имеются и сохранные.

 

 - поврежденное развитие: этиология аналогичная первым двум. Отличие патогенеза связано с боле поздними (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их недостаточность проявляется в признаках повреждения. Пример – органическая деменция. При ее возникновении в относительно раннем детском возрасте характер дизонтогенеза определяется сочетанием грубого повреждения ряда сформированных психических функций с недоразвитием онтогенетических более молодых образований (лобных систем), в более старшем возрасте м.б.и первичное повреждение лобных систем. 

 

 - дефицитарное  развитие: связано с нарушениями (грубым недоразвитием или повреждением) отдельных анализаторных систем: слух, зрение, речь, опорно-двигательный аппарат, инвалидизирующие хронические соматические заболевания. Первичный дефект  анализатора либо определений соматической системы ведет к недоразвитию функций связанных с пострадавшей опосредованно.  Нарушения частных психических функций тормозят развитие в целом. Прогноз такого развития связан с глубиной поражения данной функции, решающие значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы, других сенсорных и регуляторных систем. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других каналов связи и интеллектуальных возможностей, осуществляется за счет адекватно воспитания и обучения.

 

 - искаженное развитие: сложное сочестание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Часто связано с процессуальными наследственными заболеваниями; яркий пример при РДА. Его этиология и патогенез неясен, в значительной части случаев речь идет о ранней шизофрении. Для искаженного развития характерна выраженная асинхрония. (преждевременное развитие речи опережает формирование локомоторных функций, а в более старшем возрасте вербального интеллекта опережает становление предметных навыков. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игровых действий.

 

 - дизгармоничное развитие: по структуре напоминает искаженное развитие. Сходство состоит в сочетанием явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития психических функций. Отличие от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида является текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а рожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель развития - ряд психопатий , в первую очередь конституциональных, большей частью наследственно обусловленных, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильного условий воспитания. Степень выраженности психопатий зависит преимущественно от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствует формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований.

 

  При одном и том  же заболевании могут наблюдаться  различные варианты дизонтогенеза. Напр.при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму – недоразвитие (олигофренический плюс) и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

 

 

 

 

 

 

 

 

       
   

 

 

 

 

2.Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы их различения и коррекции

Медицинская теория, материалы / Клиническая психология как специальность – предмет, задачи, сферы приложения / Недоразвитие и задержка психического развития как варианты дизонтогенеза. Проблемы их различения и коррекции

Проблема дизонтогенеза и аномалий развития.

Эта проблема относится к разнообразным формам аномального, патологического развития детей, подростков и юношей, связанными с различными факторами как биологической, так и социальной природы.

Лебединский выделяет параметры оценки дизонтогенеза: 1) функциональная локализация нарушения, 2) роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза, 3) соотношение первичного и вторичного дефекта, 4) нарушение межфункционального взаимодействия в процессе аномального системогенеза.

Классификация вариантов психического дизонтогенеза по Лебединскому (в основе этой классификации – классификации дизонтогенеза Г.Е. Сухаревой и Каннера; данная классификация дифференцирует варианты дизонтогенеза исходя из основного качества нарушения развития. Клинико-психологические данные показывают, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза, что позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые образования, а, скорее, как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

аномалия

Чем вызвана

Недоразвитие (олигофрения)

Отставание в развитии

Задержанное развитие (ЗПР)

Поврежденное (органическая деменция)

Поломка (выпадение отдельных функций) в развитии

Дефицитарное (ДЦП)

Искаженное (аутизм)

Асинхрония (диспропорциональность развития)

Дисгармоническое (психопатия)


Недоразвитие

Касается особенностей психики, связанных либо с врожденными дефектами, либо с приобретенными в самом раннем детстве (натальный и постнатальный период)

Недоразвитие

- виды изменений психики, которые ограничивают развитие, задают некоторые его пределы, связанные с измененной, нарушенной  морфофункциональной структурой  мозга.

Большинство детей с недоразвитием - олигофрены

. Это лица, которые не  могут достичь полноценного уровня  развития, приобрести большинство  профессий. Их социальная адаптация  сильно затруднена. Основная особенность - их можно обучить, но до какого-то  предела, перейти который принципиально  нельзя.

Степени олигофрении:

1. Дебильность

.

Эти дети обучаются в специальных школах, по специальным программам с небольшими классами, увеличенными сроками обучения. Их обучают некотрым видам несложных профессий (с/х, картонажные работы). Личностные особенности - мягкие, отзывчивые, мотивационная структура сильно упрощена.

Внутри одной и той же степени олигофрении (дебильность) могут быть поставлены различные диагнозы, связанные с различным происхождением болезни.

2. Имбецильность

.

Более тяжелый уровень недоразвития. Такие дети обычно живут в специальных интернатах, их пытаются обучить, по крайней мере, простейшим навыкам самообслуживания.

3. Идиотия

.

Самая тяжелая степень олигофрении. Практически невозможно обучение социальным навыкам.

Задержки психического развития.

Дети с ЗПР по тестам могут давать те же показатели, что и олигофрены. Но:

ЗПР

- временная задержка уровня  психического развития (интеллектуального, коммуникативно-мотивационного и  др.), связанная с действующими  прижизненно факторами, обусловившими  эту задержку. Поэтому, в отличие  от недоразвития, ЗПР может быть компенсирована.

Факторы ЗПР:

- проблемные родители (алкоголики, отказ от детей и т.п.)

- плохой детский дом (эмоциональная  депривация и др.)

- соматические болезни, надолго  отрывающие ребенка от социального  окружения (в т.ч. ДЦП)

- ММД (минимальные мозговые  дисфункции, практически не выявляемые  медицинским путем)

Наиболее часто встречающийся вариант дизонтогенеза. Необходимы занятия по специальным корректирующим программам, устраняющим отставание. Обучение в заведениях для дебилов ухудшает ситуацию и затрудняет возможность социальной адаптации.

Искаженное развитие.

Не связано с неполноценностью интеллектуального развития, но развитие происходит заметно иначе, чем в норме. Один из распространенных вариантов - ранний детский аутизм (РДА).

РДА

- вариант искаженного  развития, возникающий в детстве  по неизвестным причинам. Ребенок  полноценен в умственном плане, но имеет нарушенные способы  коммуникации - он практически не  использует речь для общения  с людьми. При этом владение  речью не нарушено. Кроме того, замечена особенность эмоциональной  сферы - нет эмпатии, холодность. Как  это связано с речевыми особенностями - неизвестно.

Таким образом, дети развиваются искаженно, но их нельзя назвать неполноценными, они могут очень хорошо учиться, иметь высокий интеллектуальный уровень. Их можно «выровнять» специальными методами, занимаясь с ними в течение ряда лет, такое лечение дорого и трудоемко.

Существует ряд других видов искаженного развития, например, шизоидное.

 
       
 




 

 

 

Заключение

 

Г.Е. Сухарева (1959) выделяет три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Л. Каннер (1955) называет два вида - это недоразвитие и искаженное развитие. Lutz (1968) выделяет пять типов нарушения психического развития: необратимое развитие, которое автор связывает с моделью олигофрении; дисгармоничное развитие с психопатией; регрессирующее развитие с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями; альтернирующее развитие, включающее состояния асинхронии развития; измененное развитие, наблюдаемое при шизофреническом процессе (по: Лебединский, 1985 с. 28).

 

Представленные авторами классификации вариантов психического дизонтогенеза в целом не исключают, а дополняют и уточняют друг друга. Однако для психологического анализа наиболее удобной, на наш взгляд, является классификация, предложенная В.В. Лебединским (1985). Автор выделяет шесть основных видов психического дизонтогенеза: 1) психическое недоразвитие, 2) задержанное психическое развитие, 3) поврежденное развитие, 4) дефицитарное развитие, 5) искаженное развитие, 6) дисгармоничное развитие.

 

Важным моментом в изучении нормального и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским (2003) двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психологической, когда нарушение биологической линии развития создает препятствия для социально-психического развития - усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка. Исходя из идеи о системном строении дефекта Л.С. Выготский (2003) предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные - нарушения, непосредственно вытекающие из характера болезни и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Эти положения указывают на существование патологической почвы, а также являются основанием для развития идеи, согласно которой любое психическое расстройство у детей возникает и течет одновременно в условиях имеющегося дефекта (дизонтогенеза) и продолжающегося созревания.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Лебединская К.Л., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. 7-е изд., 2011г.

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.

  1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003.

Информация о работе Искаженное развитие как вариант психического дизонтогенеза