Интернет - зависимость как психолого - педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:06, контрольная работа

Краткое описание

Термин «Интернет - зависимость» ввел Нью-Йоркский психиатр Иван Голдберг в 1995 году, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.
В самом общем виде Интернет - зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых случаях Интернет - зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета (2, с.251).

Файлы: 1 файл

§ 1. Интернет - зависимость как психолого-педагогическая проблема.docx

— 20.65 Кб (Скачать)

 

§ 1. Интернет - зависимость как психолого - педагогическая проблема

 

 

Термин «Интернет - зависимость» ввел Нью-Йоркский психиатр Иван Голдберг в 1995 году, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь.

В самом общем виде Интернет - зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". В некоторых случаях Интернет - зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета (2, с.251).

Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются  наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет - аддикция", а также "избыточное применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами.

Исследователи приводят различные  критерии Интернет - зависимости. Доктор Джеральд Блок установил, что чрезмерное увлечение играми, электронной почтой и нтернет-мессенджерами приводит к возникновению компульсивно-импульсивного расстройства. Блок утверждает, что это расстройство настолько распространилось, что заслуживает внесения в Диагностическое и статистическое руководство по психическим болезням – первоисточник, которым психиатры пользуются для диагностики и классификации психических недугов. По его словам, Интернет - зависимость включает в себя четыре основных компонента:  
- злоупотребление интернетом, зачастую связанное с потерей чувства времени и подавлением базисных психологических установок;  
- абстинентный синдром, в том числе чувство злости, напряженности или депрессивное состояние при отсутствии доступа к компьютеру;  
- потребность приобретать все более продвинутые компьютеры, ставить все больше программ или проводить перед компьютером все больше времени;  
- такие негативные последствия, как склонность спорить и врать, общее снижение результативности, социальная изоляция и усталость.

Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет (1, с.25).

Более развернутую систему критериев приводит Иван Голдберг. По его мнению, можно констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им (см. приложение 1).

Общими чертами Интернет - зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой.

Психологическими симптомами является хорошее самочувствие или эйфория за компьютером, невозможность остановиться, увеличение количества времени, проводимого за компьютером, пренебрежение семьей и друзьями, ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности, проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц), сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна, изменение режима сна (3, с.4).

Если сравнивать Интернет-зависимость  с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число  общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит  деятельность, которая и становится объектом зависимости. Ряд авторов  считает, что существует так называемый зависимый тип личности, и люди, имеющие такие черты, попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.

Интернет удовлетворяет  многие сознательные и подсознательные  потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая  пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной  молодежи в трудных жизненных  ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную эпоху им станут компьютерные игры (4, с.82)

Возможность анонимного общения  и реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я", вербализация представлений или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире), чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, неограниченный доступ к информации делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности.

Существует мнение, что  Интернет - зависимость это не официальный диагноз, что она скорее является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (например, депрессия, трудности в общении и т.д.). А если учесть, что подростковый возраст наиболее подвержен разного рода отклонения в поведении, то можно сделать вывод, что формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков, а также можно констатировать, что она будет оказывать разрушающие воздействие на личность ребенка.

Таким образом, Интернет - зависимость - это психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета, так же Интернет – зависимость является симптомом других серьезных проблем в жизни личности. Этот термин ввел Нью-Йоркский психиатр Иван Голдберг в 1995 году. Кимберли Янг приводит четыре симптома Интернет – зависимости. Общими чертами Интернет - зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой. Формирование зависимости от Интернета наиболее вероятно у подростков и мы предполагаем, что она будет оказывать разрушающее воздействие на личность ребенка.


Информация о работе Интернет - зависимость как психолого - педагогическая проблема