Интеллект и механизмы мозга
«Интеллект (от латинского inteectus —
понимание, познание) — в широком
смысле совокупность всех познавательных
функций индивида: от ощущений
и восприятия до мышления и
воображения; в более узком смысле
— мышление.
Интеллект — основная форма познания
человеком действительности».
Другими словами интеллект - понятие
жизненного опыта, явление не
отделимое от всей совокупности
психических механизмов и нет
резкой границы, вот у этого
животного еще нет его, а у
этого уже есть. Но это можно
прочувствовать, только поняв сами
эти механизмы.
Среди механизмов мозга важно
понимание "внимания" как системы,
выделяющей (с помощью тормозных
и возбуждающих влияний) наиболее
адекватную (с точки зрения жизненного
опыта) специфику активности из
огромного поля возможных.
Не стоит забывать, что все
эти функциональные подразделения
делаются только нами, а на
самом деле нейронная сеть
совершенно однотипна по функциям
ее отдельных элементов: неронов
и межнейронных переключателей (синапсов).
Сложность описания высокоорганизованной
психики проистекает лишь из
сложности двух базовых факторов:
системы изначально предопределенных
связей и аксонных ветвлений (которые
обеспечивают облегченное сочетания
нейронов в "нужных" зонах мозга)
и сложность приобретаемого жизненного
опыта (потенциал развития которого
и определяется спецификой предопределенных
аксонных ветвлений и заготовленных
полей нейронов, пока еще не
связанных между собой.
Эффективность психической активности
можно подразделить на эффективность
распознавания признаков восприятия,
когда буквально одного-двух признаков
оказывается достаточно для уверенного
распознавания, а дополнительные
признаки дают безошибочную уверенность,
и другой интеллект - действия, т.е.
эффективность программ ответных
действий, когда нужный результат
достигается минимумом действий.
Эмоция - это контекст, определяющий
смысл воспринимаемого и возможных
реакций. Смысл - как определенность
того или иного отношения личности
к этому.
Эмоция создает фон, отсеивая
то, что жизненным опытом не
считается значимым и максимально
акцентируя значимое. Она реализуется
в виде тормозящего влияния
по отношению к мешающему и
подвозбуждающего в направлении
желанного.
Итак, когда эмоция обострила
канал восприятия и приоткрыла
каналы возможных программ действия,
срабатывает механизм опережающего
возбуждения (опережающего любое
действие), которые открыл еще
Павлов.
Еще недостаточно сильное, чтобы
вызвать действие, но способное
подвозбудить каналы к этому
действию, оно возбуждает и всю
память об оценке последствий
такого действия, которое имело
когда-то место.
Это чрезвычайно сложный процесс,
который у людей протекает
вовсе не только в главном
фокусе внимания, определяющим осознавание,
но и в тех, которые оказались
хотя и изолированными от внимания,
но продолжают свою активность
(кратковременная память обо всех
событиях текущего дня, представленная
реверберирующими контурами возбуждения,
которые гасятся лишь во время
сна да и то не полностью).
Если в таком изолированном
неосознаваемом процессе вдруг
будет достигнут прогноз достаточно
значимый, чтобы возникшим подвозбуждением
прорвать блокировку изолирующего
внимания, то оно окажется в
осознаваемом фокусе внимания
в виде эффекта внезапно появившейся
идеи.
Опыт может быть составным (суперпозиция
нескольких образов в новую
общую картину) и тогда осуществляется
оценка, насколько возможет положительный
или отрицательный результат. И
эта оценка - опять-таки результат
жизненного опыта, который, использует
те или иные знакомые признаки,
пытается распознать значимость
последствий и есть функция
интеллекта.
В данном случае он распознает
сложную ситуацию промежуточного
характера с уверенностью оценки,
зависящей от прежнего опыта.
Это и есть творческий процесс.
Он хотя и непосредственно
связан с механизмом прогноза
(опережающим возбуждением), но есть
сам этот прогноз. Но, конечно, любое
выделение функциональности из
общего процесса мозга - лишь наша
условная абстракция.
Основа прогноза - механизм опережающего
возбуждения. Он оптимизируется
точно так же как и любой
другой жизненный опыт, постоянным
наслоением тормозного и возбуждающих
влияний по результатам каждого
опыта, все более уточняя цепь
последовательных активностей, начиная
от нелепых проб и ошибок, до
полной уверенности и мастерства.
Этот механизм невозможно формализовать
в виде некоего алгоритма или
последовательной логики (типа булевских
логических последовательностей). От
такого подхода к механизмам
мозга нужно принципиально отказаться.
Такие бытовые понятия как
информация, знания, жизненный опыт
и т.п. - фактически есть проявление
системы личной оценки в механизмах
восприятия-поведения. И выделить
что-то вообще как отдельную
сущность из этой системы не
корректно: ничто не способно
иметь самостоятельную функциональность.
Это очень важно понять, что
все разделения, все отвлечения -
здесь очень условны и все
построено на одних и тех
же типовых элементах - нейронах
с синоптическими коммутаторами.
Если в компьютере можно выделить
самые разные функциональные
узлы, которые вполне могут работать
самостоятельно и которые построены
из огромного множества типов
самых различных элементов, то
в мозге нет такого. Мало того,
попытка создать модель мозга,
используя компьютер, или даже
специализированные микросхемы, обеспечивающие
"отдельную функциональность",
окажется несостоятельной.
В связи с чудовищно большим
количеством потенциальных связей,
которые необходимо обеспечить (число
нейронов умноженное на число
синапсов каждого ~ 10.000.000.000х10.000). Его
можно смоделировать только с
помощью столь же простых как
сами нейроны (просто пороговые
элементы) и синапсы (далеко не
просто реализуемые коммутаторы
на число ветвлений около 10.000)
элементов.
Все базовые механизмы, используемые
в мозге человека, есть и в
нервной системе насекомых. Точно
так же там используется сигналы
рецепторов для определения их
значимости и ответных реакций.
Но это определение значимости
осуществляется не внутренними
механизмами мозга в зависимости
от множества условий, когда в
одном случае касание к руке
- это хорошо и приятно, а в
другом - признак опасности. У улитки
касание к телу - всегда признак
опасности, если не вызвано своим
же движением, а иногда и в
этом случае.
Но это определение значимости
осуществляется не внутренними
механизмами мозга в зависимости
от множества условий, когда в
одном случае касание к руке
- это хорошо и приятно, а в
другом - признак опасности. У улитки
касание к телу - всегда признак
опасности, если не вызвано своим
же движением, а иногда и в
этом случае.
Любая тварь - есть часть окружающей
среды, к которой эта тварь
приспособилась. Безусловно, все сущее
- есть часть более крупной
системы Муравьи, как и люди, приспособлялись
к существованию не только
в данных климатических, территориальных
условиях, но и к условию живущих
рядом сородичей.
И с "точки зрения" приспособительных
механизмов (неважно, эволюционных
ли или интеллектуальных) нет
никакой разницы между "живым"
или "неживым" окружением. Для
интеллектуальных механизмов: если
окружение воздействует вот так-то
и это вызывает такой-то отклик
системы значимости, то и реакция
формируется соответственно.
Для эволюционных: если данный
тип наследственных реакций во
взаимодействии с живой или
поведением живой окружающей
среды достаточно "адекватен"
ей, то особь выживает, если нет,
то она отсеивается. Миллионы
лет экспериментов с отсеиванием
могут вышлифовать "коллектив"
муравейника до удивительно согласованного
взаимодействия его членов. Но
стоит среде несколько изменить
значимые для выживания особей
параметры и отбор для новых
условий пойдет сначала методом
невыживания всех тех, кто оказался
не совместим (хорошо для вида,
если найдутся уроды-мутанты, с
нужными свойствами).
Человеческий муравейник формируется
точно так же, только к эволюционным
механизмам добавляются интеллектуальные,
позволяющие неизмеримо быстрее
подбирать новый вид поведения.
И каждый в этом процессе
оказывается сам по себе, а
вовсе нет некоего общего разума
системы, который бы управлял
ее адаптацией и взаимодействием
ее членов (типа коллективного
сознания по Юнгу). Тот, кто ну
очень хочет притянуть здесь
некую общую организующую силу
системы, типа Коллективного Разума,
столкнется с серьезными проблемами
ее обоснования, выделения и т.п.
если только не ограничиться (как
истинный мистик) просто ее констатацией.
Нужно понимать, что такие абстракции
как "внимание", "эмоции", "интеллект"
не представлены отдельными механизмами
в мозге. Т.е. нет центра внимания,
и нет механизма, отвечающего
за эмоции или интеллект. Это
все - проявления одних и тех
же механизмов.
Если выделить из этих проявлений
только то, что характеризуется
положительным или отрицательным
отношением, то мы называем это
эмоциями.
Если выделить только проявления
изменения внимания или выбора
реакций, то мы говорим о внимании.
Если выделить способность к распознаванию
воспринимаемого, мыслимого и оптимального
поведения, то говорим об интеллекте.
Внимание невозможно без личного
отношения, так же без этого
невозможен никакой тип распознавания,
прогнозирования, выбора стиля и
конкретики поведения.
Все это - лишь способ накопления
и использования жизненного опыта,
что и является единственной
задачей этих механизмов.