Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:04, реферат
Цель: Раскрыть тему «Индивидуальные и психологические особенности личности. Характер»
Задачи:
- Ознакомить аудиторию с общими понятиями о характере;
- Проникнуть в историю появления учений о характере;
- Раскрыть сущность понятия «акцентуация», и его проявления;
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Формирование
характера начинается с
возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться
привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном
возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных
играх с правилами.
Большое значение
имеют простейшие виды
деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается
уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под
влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка
постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает
определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины,
выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок
впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей,
определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.
Эти правила,
обязанности развивают у
систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании
характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него
отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У
него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего
класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно интенсивно
развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере,
чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более
высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже
гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка -
чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь
школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует
детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы
привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже
укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование
мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность
человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные
установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования
мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных
форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к
действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера
необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка,
при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.
В процессе
формирования характера надо
закреплять не только
форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и
соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их
практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они
применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых
жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки
или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не
выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия,
когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все
трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного
характера.
Важнейшим
средством воспитания
общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются
лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость.
Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная
согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями
семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных
героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с
которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли
или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь
ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он
следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами,
каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания
характера детей.
Важную роль
в формировании характера
с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности,
этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные
моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей
формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель
должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки,
нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна
необходимость индивидуального подхода в воспитании характера
Индивидуальный
подход требует выбора и
мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и
состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно
необходимо принимать во
различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые
должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося.
Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого
ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам
деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя
положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных
черт характера у детей.
Для того
чтобы воспитывать характер
особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить
индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс.
Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по
его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым
результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель
должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и
некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На
основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу
формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
6. Личность и характер человека
ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно
взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах
деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности,
наложенная на ее основные подструктуры.
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь
обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все
другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно,
влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение,
мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и
инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под
прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой
воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие
личности.
От других черт личности характер отличается, прежде всего своей устойчивостью
и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например,
потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение
человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то
его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее
устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых
заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом
глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за
которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека.
Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных
кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.
Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и
временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу
черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых
две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много
полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К.
Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что
судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то
время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью».
Первый тип людей можно назвать экстровертированным, второй –
интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно,
открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям.
Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает
комплекс характерологических личностных черт.
Заключение
Была изучена такая тема: «Индивидуальные и психологические особенности личности. Характер».
Были решены такие задачи:
- Ознакомить аудиторию с общими понятиями о характере;
- Проникнуть в историю
- Раскрыть сущность понятия «
Исходя из этого были получены такие выводы:
- Психология- наука сопровождающая человека всю жизнь;
- При систематических попытках характер можно изменить;
- Учения о характере возникли ещё до нашей эри;
- При наличии знаний по
Список использованной литературы
Информация о работе Индивидуальные и психологические особенности личности. Характер