Индивидуальные и психологические особенности личности. Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:04, реферат

Краткое описание

Цель: Раскрыть тему «Индивидуальные и психологические особенности личности. Характер»
Задачи:
- Ознакомить аудиторию с общими понятиями о характере;
- Проникнуть в историю появления учений о характере;
- Раскрыть сущность понятия «акцентуация», и его проявления;

Файлы: 1 файл

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины универ образов.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

 

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

 

Формирование характера у детей и пути его воспитания.

     Формирование  характера начинается с раннего  детства. Уже в дошкольном

возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться

привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном

возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных

играх с правилами.

     Большое значение  имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой

деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается

уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под

влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка

постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает

определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины,

выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

     С поступлением  в школу начинается новый этап  формирования характера. Ребенок

впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей,

определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

     Эти правила, обязанности развивают у школьника  организованность,

систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,

дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании

характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает  в новые для него

отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У

него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего

класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно  интенсивно

развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере,

чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более

высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже

гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка -

чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь

школы, класса.

     Решающее влияние  на характер ребенка оказывает  воспитание. Не существует

детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым нельзя было бы

привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже

укоренившиеся у них отрицательные черты.

     Каковы же  пути воспитания характера?

     Необходимым  условием воспитания характера  является формирование

мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность

человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные

установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования

мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных

форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к

действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера

необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка,

при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

     В процессе  формирования характера надо  закреплять не только определенную

форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и

соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их

практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они

применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых

жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки

или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не

выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия,

когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все

трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного

характера.

     Важнейшим  средством воспитания характера  является труд. В серьезном и

общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются

лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость.

Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная

согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями

семьи.

     На воспитание  характера влияют литература  и искусство. Образы литературных

героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с

которым он сравнивает свое поведение.

     На воспитание  характера влияет и личный  пример воспитателя, будь то родите  ли

или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь

ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он

следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами,

каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания

характера детей.

     Важную роль  в формировании характера играет  живое слово учителя, воспитателя,

с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности,

этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные

моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей

формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель

должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки,

нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна

необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

     Индивидуальный  подход требует выбора и осуществления  таких воспитательных

мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и

состоянию, в котором он в данное время находится.

     Совершенно  необходимо принимать во внимание  мотивы поступков, так как

различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые

должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося.

Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого

ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам

деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя

положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных

черт характера у детей.

     Для того  чтобы воспитывать характер школьника  с учетом его индивидуальных

особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить

индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс.

Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по

его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым

результатам.

     Впервые встречаясь  с учениками в самом начале  первого года обучения, учитель

должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и

некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На

основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу

формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

    

 

6. Личность и характер  человека

     ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер - “каркас”  и подструктура личности,

                   наложенная на ее основные подструктуры.                  

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь

обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все

другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно,

влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение,

мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и

инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под

прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой

воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие

личности.

От других черт личности характер отличается, прежде всего своей устойчивостью

и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например,

потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение

человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то

его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее

устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых

заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом

глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за

которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека.

Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных

кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и

временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу

черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых

две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много

полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К.

Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что

судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то

время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно назвать экстровертированным, второй –

интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно,

открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает

комплекс характерологических личностных черт.

 

Заключение

Была изучена такая тема: «Индивидуальные и психологические особенности личности. Характер».

Были решены такие задачи:

                - Ознакомить аудиторию с общими понятиями о характере;

                - Проникнуть в историю появления  учений о характере;

                - Раскрыть сущность понятия «акцентуация», и его проявления;

Исходя из этого были получены такие выводы:

                - Психология- наука сопровождающая человека всю жизнь;

                - При систематических попытках  характер можно изменить;

                - Учения о характере возникли ещё до нашей эри;

                - При наличии знаний по психологии  можно изучить свой характер  и научится          его контролировать;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007.
  3. А. Михайлов. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  4. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Психология человека. М., 1995 г.
  5. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Индивидуальные и психологические особенности личности. Характер