Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 16:45, доклад
Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника Мотивации. Чувство неполноценности, возникающее в раннем детстве, определяет специфический для человека «жизненный стиль».
Индивидуальная психология Адлера
Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, основанное на учении австрийского психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника Мотивации. Чувство неполноценности, возникающее в раннем детстве, определяет специфический для человека «жизненный стиль». В отличие от психоанализа, индивидуальная психология считает, что в основе социального характера лежит врождённое социальное чувство, нуждающееся, однако, в воспитании для своего полного развития. У невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует, заменяясь стремлением к неосознанным целям. Сам Адлер видел в И.П. реформистскую программу достижения гармонии в человеке и обществе.
Представление о человеке. А. Адлер разделял, пожалуй, одну из позиций З. Фрейда, что личность в основном складывается в первые шесть лет жизни. Во многих других отношениях он занимал противоположные позиции.
Согласно А. Адлеру, человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации человека – базисное чувство неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие. Концепция А. Адлера с ее принципами целостности, социальности, целевой ориентированности и гуманизма стала отправным пунктом гуманистического направления в психологии и оказала влияние на целое поколение психологов.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Его теория представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности.
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я».
Фикционный финализм. Поведение индивидуума подчиненно им же самим намеченным целям в отношении будущего. Основные цели – фикционные цели, их соотнесенность с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Стремление к превосходству управляется выбранной фиктивной целью. Превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения, сформирована собственной творческой силой, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, здесь стремление к превосходству является субъективно понимаемым идеалом, и когда фикционная цель ясна, то все последующие действия наполняются смыслом.
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время, для невротиков это невыполнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение.
Чувство неполноценности. У каждого индивидуума какие-то
органы слабее других, что делает его более
восприимчивым к болезням и поражениям
именно этих органов. У каждого человека
происходит заболевание именно того органа,
который был менее развит, менее успешно
функционировал и, в целом, был “неполноценным”
от рождения. Организм пытается компенсировать
свою слабость. Этот процесс имеет место
в психологической сфере: у людей появляется
субъективное чувство неполноценности,
которое развивается из ощущения особенного
психологического или социального бессилия.
Чувство неполноценности берет истоки
в детстве: ребенок переживает очень длительный
период зависимости, этот опыт вызывает
глубокие переживания неполноценности
по сравнению с другими людьми в семейном
окружении. Появление этого ощущения обозначает
начало длительной борьбы за достижение
превосходства над окружающими, что становится
мотивационной силой в жизни человека.
Чувство неполноценности может стать
чрезмерным – комплекс неполноценности.
Возникают три вида страдания: неполноценность
органов, чрезмерная опека и отвержение
со стороны родителей.
В качестве гиперкомпенсации появляется
комплекс превосходства, выражающийся
в тенденции преувеличивать свои физические,
интеллектуальные или социальные способности.
Комплекс превосходства – единый, фундаментальный
мотив; это стремление является общим
для всех и в норме и в патологии; как цель
может принимать и негативное (слабая
способность к адаптации) и позитивное
(высокая способность к адаптации) направление.
Стремление к превосходству связано с
большими энергетическими затратами –
уровень напряжения растет; это стремление
проявляется как на уровне индивидуума,
так и на уровне общества - человек стремится
совершенствовать саму культуру общества.
Стиль жизни –
жизненный план или путеводный образ.
Он включает в себя уникальное соединение
черт, способов поведения и привычек, которые
в совокупности определяют неповторимую
картину существования индивидуума. Стиль
жизни основан на усилиях, направляемых
на преодоление чувства неполноценности
и, благодаря этому, упрочивающих чувство
превосходства; он закрепляется в возрасте
4-5 лет. Истинная форма стиля жизни может
быть распознана только при условии знания,
какие пути и способы используются для
решения жизненных проблем: глобальные
проблемы – работа, дружба и любовь, они
взаимосвязаны.
Социальный
интерес. Необходимо рассматривать
социально-культурный контекст жизни
человека. Люди подчиняют свои личные
потребности делу социальной пользы. Предпосылки
социального интереса врожденные, требует
развития и развивается в социальном окружении.
Многие установки, сформированные в процессе
материнского воспитания могут подавлять
у ребенка чувство социального интереса.
У отца должна быть позитивная установка
по отношению к жене, работе и обществу,
его сформированный социальный интерес
должен проявляться в отношениях с детьми;
он должен избегать социальной отгороженности
и родительского авторитаризма. Жизнь
человека ценна в той степени, в которой
он способствует повышению ценности жизни
других людей.
Творческое
«Я» Адлера представляет собой субъективную
и индивидуализированную систему, которая
может менять направление развития личности,
интерпретируя жизненный опыт человека
и придавая ему различный смысл. Более
того, это «Я» само предпринимает поиски
такого опыта, который может облегчить конкретному
человеку, создать его собственный, уникальный
стиль жизни. Cтиль жизни формируется под
влиянием творческих способностей личности,
творческая сила отвечает за цель жизни,
методы достижения цели, способствует
развитию социального интереса, влияет
на восприятие, память, фантазии и сны.
Она делает каждого человека свободным,
самоопределяющимся индивидуумом. Творческая
сила – результат эволюции.
Фрейд и Адлер
В отличие от Фрейда Адлер считал, что на поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (предыдущий жизненный опыт и тем более постоянно упоминаемый Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно детерминирующим (причинно обусловливающим) поведение, мысли, чувства и ожидания человека, является явное или скрытое (даже от сознания самого этого человека) стремление к первенству, превосходству над другими, к расширению сферы влияния, так сказать, к завоеванию жизненного пространства, расширению (увеличению) собственности, приобретению чего-то нового.
То, что это не каждому удается, не отрицает изначальное существование этого мотива. Напротив, именно его «нереализация» и порождает неврозы и многие психологические проблемы, на первый взгляд и даже по мнению самого клиента, никак не связанные с такими стремлениями.
Агрессию и волю к власти Адлер считал необходимыми компонентами стремления не только к превосходству над другими, но мощным генератором энергии самосовершенствования, стремления побеждать самого себя, свои слабости и недостатки, максимально реализовать свои способности.
Как и Фрейд, Адлер считал, что дети и взрослые, страдающие теми или иными неврозами, как правило, обманывают в первую очередь себя, а затем уже и других, в истинных причинах их отдельных поступков и моделей поведения в целом. При этом Адлер настаивал, что все эти самообманы вызваны явным, а чаще всего вытесненным из сознания сочетанием комплекса неполноценности и стремления к его компенсации в виде превосходства над другими и повышения самоуважения.
При этом он не разделял резко
биологическое и социальное в человеке.
Так, социальные потребности человека
он считал во многом врожденным (хотя и
не всегда осознаваемым) чувством «общности
со всем человечеством». Вообще, социальному
чувству, стремлению ко взаимодействию
с другими, учету и развитию этих потребностей
Адлер отводил очень большую роль в психотерапии
неврозов, предотвращении и преодолении
отклоняющегося поведения. Он считал,
что именно это (социальное) чувство при
его правильной реализации помогает преодолеть
комплекс неполноценности и использовать
его компенсаторную энергию на пользу
(а не во вред) себе и другим.
Он так и определял ориентиры развития
здорового индивидуума, в котором должно
равно и одновременно сочетаться стремление
к совершенствованию (включая честную
борьбу за первенство) и сильное общественное
чувство - стремление ко взаимодействию
с другими.
Главная идея Адлера заключалась в том, что
он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании
бессознательных влечений в личности и
поведении человека, влечений, которые
противопоставляют человека обществу.
Не врожденные влечения, не врожденные
архетипы, но чувство общности с другими
людьми, стимулирующее социальные контакты
и ориентацию на других людей вот та главная
сила, которая определяет поведение и
жизнь чело, века, считал Адлер. Однако
есть и нечто общее, объединяющее концепции
этих трех психологов: все они предполагали,
что человек имеет некоторую внутреннюю,
присущую ему одному природу которая оказывает
влияние на формирование личности. При
этом Фрейд придавал решающее значение
сексуальным факторам, Юнг -первичным
типам мышления, а Адлер подчеркивал роль
общественных интересов.
В то же время Адлер был единственным,
кто считал важнейшей тенденцией в развитии
личности человека стремление сохранить
в целостности свою индивидуальность,
осознавать и развивать ее. Мысль о целостности
и уникальности личности является неоценимым
вкладом Адлера в психологию.
Теория Адлера стала своеобразной антитезой
фрейдовской концепции человека. Она оказала
огромное влияние на гуманистическую
психологию, психотерапию и психологию
личности.
К основным идеям и принципам Альфреда Адлера в первую очередь следует отнести:
- принцип целостности, или
холизм (от англ. whole, которое переводится
как целый, цельный, целостный);
- единство индивидуального стиля жизни;
- социальный интерес, или общественное
чувство;
- направленность поведения на достижение
цели.
Вышеупомянутый принцип холизма (целостности), ставший одним из основных в системе Адлера, предписывает психотерапевту постоянно помнить, что отдельные поступки, мысли и чувства индивидуума, какими бы случайными и независимыми друг от друга они ни казались, обязательно объединены в уникальный для каждого человека жизненный стиль, который в различной степени осознанно и неосознанно, под влиянием сочетания внутренних (врожденно-биологических задатков) и внешних (социальных: от семейных до общественных) факторов, выбирает каждый человек. Признавая роль бессознательного, Адлер в то же время признавал решающую роль осознанного активного и творческого начала в каждой личности и в формировании собственного жизненного стиля, а также заложенные в каждой здоровой личности социальные потребности к подавляющему или зависимому, кооперативному (дружескому или хотя бы партнерскому) положению, к взаимоподдержке и взаимопомощи.
Важно отметить, что признаком социального здоровья является именно одновременное чувство стремления ко взаимодействию и к самоутверждению, а не невротическая зависимость (стадность) от других в силу индивидуальной слабости, с одной стороны, или взаимодействие с другими с целью их подавления и самоутверждения за их счет - с другой стороны.