Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:05, реферат
Концепция — это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей.
Концепция — это
определенная система связанных между
собою и вытекающих один из другого взглядов,
способов понимания и трактовки явления,
предмета или процесса, система достижения
целей.
Для каждого человека - религиозного или
атеиста, христианина или нехристианина-
земная жизнь-это движение к смерти. И
часто наша жизнь оказывается бесцельной
и бессодержательной именно потому, что
мы забываем о её конечной перспективе.
Святые отцы говорили, что человек должен
жить так, будто каждый день его жизни
– последний. При такой внутренней
установке человек от множества второстепенных
вещей, потому что в перспективе встречи
со смертью эти вещи кажутся незначительными
и ненужными, он сосредотачивается на
самом главном.
В христианской духовной жизни очень важно,
чтобы память о смерти всегда присутствовала
но не для того, чтоб отравлять человеку
жизнь, не для того, чтобы он разучился
радоваться жизни, а для того, чтобы
придать жизни серьёзность и глубину.
В христианстве смерть воспринимается
не как что-то ужасное, не как катастрофа,
прерывающая течение жизни, но как венец
жизни, её кульминация, вершина, как переход
человека в состояние более полноценное,
духовное и божественное.
Земная жизнь - подготовка
к жизни будущей. Но это не значит, что
наша жизнь – лишь некий черновик нашей
будущей жизни. Земная жизнь ценна сама
по себе, и человек здесь живёт не для
того только, чтобы переждать это время,
а затем перейти в лучшее состояние. Он
живёт для того, чтобы в активном доброделании
, в активной духовной жизни принести плоды-
как те, которые он оставит после себя
на земле, так и те, которые он возьмёт
с собою на небеса.
Христос говорит: «Не собирайте
себе сокровищ на земле, где моль и ржа
истребляют и где воры подкапывают и крадут;
но собирайте себе сокровища на небе»
( Мф.6: 19 ). Христианская духовная жизнь
есть собирание сокровищ на небе - накопление
духовного богатства.
И именно с тем, что мы накопили
в душе, в духе, в сердце, мы и перейдём
в жизнь будущую. А именно от того, какого
духовного состояния мы достигли в конечном
итоге и зависит наша судьба в жизни вечной.
Из этого мира человек не возьмёт с собой
ни материального богатства, ни те многообразные
способы подменить счастье, блаженство
и удовлетворение, которые он изобретает
.Он возьмёт с собой только то, то накопил
в своём духовном опыте.
Различие религиозного и нерелигиозного
мировоззрения лежат так же в плоскости
понимания соотношения веры и разума.
Вопрос о соотношении веры и разума занимал
значительное место как в религиозном
, так и в филосовском мировозрениях. В
настоящее время обозначается тенденция
к нахождению взаимодействия , а не противопоставления
веры и разума в рамках и религиозного
и нерелигиозного мировоззрений.
Религиозные и нерелигиозные
мировозрения отраают один и тот же реально
существующий мир, в какой степени ориентированны
на интересы и благополучие человека,
на утверждение гуманизма, справедливости,
мира, на создание общества, достойного
человека.
Специфика религиозной антропологии
состоит прежде всего в том, что сущность
, существование , природа, назначение
человека понимаются исходя из признания
высшего сакрального первоначала (
духов, богов, божества или единного личного
Бога) и его особых взаимоотношений с человеком.
Согласно библии,человек-
это венец творения, образ и подобие бога
( см. : Быт.
1: 26- 27; 1 Кор. 11:7) Поставленный господином
над животными и растениями,он должен
заботиться о них,возделывть землю нести
ответственность за жизнь над ней (
см.Быт. 1:28; 2:15; Пс.8;7-9) Образцовым
для христианской антропологии ,стало
определение Василия Кесарийского(330-379)
: « Человек есть разумное творение Бога,созданное
по образу его Творца» , « тварь получившая
повеление стать богом». В этой форме осознавались
свобода человека, его способность к самоопределению,к
высшим духовным ценностям ,его совесть
и ответственность.
Релегиозные учения
предстают как попытка
После того
как работы анатомов и
Антропогинез-
часть биологической эволюции,которая
к появлению человека разумного,отделившегося
от прочих гоминид,человекообразных обезьян
и планцентарных млекопитающих,процесс
историко-эволюционного формирования
физического типа человека,первоночального
развития его трудовой деятельности,речи.
Изучение антропогенеза занимается множество
наук,в частности антропология,палеоантология,
ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и genesis — происхождение, возникновение), индивидуальное развитие организма, включающее последоват. морфологич., физиол. и биохимич. его преобразования от момента зарождения до конца жизни. Термин введён нем. эволюционистом Э. Геккелем. О.— процесс реализации генетич. информации зародышевых клеток, происходящий при взаимодействии с факторами среды.
Проблема природы
человека и онтогенеза индивида,его
становления личностью и
Согласно иуадистским и христианским представлениям,человек обязан своей жизнью не только специальному сотворению богом его тела,но и особому творческому акту бога,который сообщает ему «дыхание жизни».
В учениях
многих религий,в том числе
иудаизма,христианства,ислама,
Главными моментами
традиционной христианской
Эти представления
вступили в противоречие с современными
концепциями онтогенеза человека. Поэтому
теологи-модернисты расматривают человека
как единое и целое существо. К.
Ранер (1904-1984),например,понимал
Духовность - субъективность, самосознание,
создание общечело-
веческих ценностей, идеалов, самосовершенствование
- представляет
собой важнейшую определенность человека,
относительно самостоя-
тельную реальность его бытия. Теологами
духовность человека
понимается не только как особая, хотя
и неразрывно связанная с те-
лом, реальность и не только как идеальное,
объективированное в куль-
туре, но как самосущее бытие, бессмертная
душа. Наличие у человека
духовных - познавательных, эстетических,
нравственных,
религиозных - потребностей интерпретируется
ими как прирожденное
человеку стремление к абсолютному духу
- Богу.
Становление деятельной
сущности человека означает и в фило-
генезе (происхождении рода), и в онтогенезе
(становлении индивида)формирование новых,
сравнительно с животными, социальных
потребностей. Они выступают и как духовные
потребности: человек
ориентируется на нравственные, познавательные,
эстетические,
религиозные ценности, им руководят общественные
интересы, идеалы.
Танатология и Эсхатология
Танатология (греч. thanatos - смерть) и эсхатология
(греч. eschatos - последний) явля-
ются существенными аспектами религиозного
мировоззрения.
Основной вопрос этих учении о смерти
и последних вещах, событиях
за ее порогом с предельной отчетливостью
сформулирован в библей-
ской книге Иова "Когда умрет человек,
то будет ли он опять жить?»
В настоящее время
значение танатологии и эсхатологии
в
религиозном мировоззрении повышается
настолько, что многие бого-
словы специально разрабатывают "теологию
смерти", эсхатологическое
доказательство бытия Бога. Они переосмысливают
традиционную эс-
хатологию, доктрину о бессмертной душе
и о смерти как разделении
этой сущности с телом. Это учение, признают они,
игнорирует "серь-
езность смерти, которая означает конец
всему, что мы есть". Сред-
невековое христианское учение о смерти
и загробной жизни
представляется им несовместимым с современным
пониманием смерти
как естественного конца жизни. Традиционное
учение заменяется
концепцией перехода целостного человека
в запредельное состояние,
которое для посюстороннего наблюдателя
представляется уничто-
жением и небытием. В то же время некоторые
христианские теологи
готовы принять восточные учения о перевоплощениях
душ. Большое
распространение получают спиритические
учения о загробных мирах
и возможностях контакта живых людей с
душами умерших.
С целью обоснования
учения о загробной жизни богословы
анализируют наблюдения, сделанные медиками
в процессе помощи
умирающим людям, свидетельства людей,
побывавших в состоянии
клинической смерти. В числе психологов,
занимающихся проблемами
психотерапевтической помощи умирающим,
внимание теологов осо-
бенно привлекает Э. Кюблер-Росс, автор
многочисленных книг, пос-
вященных этой теме.
Э.Кюблер-Росс приходит
к выводу о реальности существования
и перевоплощения душ. Если у
человка есть силы принять собственную
смерть,считает она,если он способен
оценить своё умирание как духовное
возрождение,то его сущность является
духовной и его лучность способна
существовать после смерти.
Смерть - суровая
реальность, и серьезное отношение
к ней не поз-
воляет игнорировать ее трагизма. Реальная
ограниченность человече-
ского существования во времени, осознание
своей смертности
способны, однако, претвориться в позицию
ответственности за свою
жизнь, осмысленного отношения к своему
времени. Понимание смерти
как необходимого момента жизни и ее развития
не снимает стремления
человека к совершенствованию и сохранению
ценностей. Человечество
может стремиться к продлению до максимальных
границ своего су-
ществования и жизни каждой личности.
В истории человечества бес-
смертие обретает реальное значение как
сохранение смысла,
результатов человеческой деятельности
в культуре и в грядущих поко-
лениях людей. Социальный аспект бессмертия
личности состоит в том,
что она вливает свой труд в труд всех
предшествующих поколений,
сохраняется в транслируемом последующим
поколениям опыте, в ма-
териальных и духовных творениях. Поэтому
призванием и назна-
чением каждого человека является развитие
способностей и деятельность, в которой
вопроизводится и расширяется созданная
че-
ловечеством культура, утверждается будущее
человечества.