Характеристика понятия «индивид»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» ». Но индивид является не только генотипическим образованием, он продолжает формироваться и в онтогенезе. Таким образом, данное понятие выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.

Файлы: 1 файл

Дифферинциальная психология +.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

   Министерство  образования и науки РФ

   НОУ ВПО Институт управление, бизнеса  и права 
 
 
 

   Проект: « Гуманитарные технологии в управлении и бизнесе» 

   Кафедра: Психология 
 
 
 
 
 

   Контрольная работа

   По  дисциплине  «Дифференциальная психология»

На тему: «Характеристика понятия «индивид» 
 
 
 
 
 

   Выполнила: студентка  группы ПЗ-301

                                                                 Симакова Инга

                                                               Проверила: Даниловская И.И 
 
 
 
 
 
 

Ростов  на Дону

2009г. 

Характеристика  понятия «индивид»

        Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» ». Но индивид является не только генотипическим образованием, он продолжает формироваться и в онтогенезе. Таким образом, данное понятие выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни.

        Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность ходить на двух ногах, структура мозга обеспечивает возможность интеллекта, строение рук перспективу использования орудий труда, рисовать, писать и т.д. И этим младенец уже человек. Своими возможностями он отличается от детеныша животного. Этот факт доказывает принадлежность младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятие индивид. В отличие от детеныша животного, которого сразу после рождения на свет и до конца его жизни называют особью. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

   Следовательно, говоря о конкретном человеке, что  он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь  на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становиться личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

   Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

   Что бы разобраться, что такое личность как особое социальное качество индивида, нужно, прежде всего, признать, что личность это качество индивида. Этим самым утверждаем, единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий.

   Далее, «личность это системное и поэтому «сверхчувствительное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами»                                                                                                                     (А.Н.Леонтьев).

   Таким образом, понятие «личность» нуждается  в особой характеристике, которая  могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. Прежде всего, надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида. Системное и поэтому «сверхчувственное». Индивид обладает вполне чувственными, т.е. доступными к восприятию с помощью органов чувств свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т. д. Нужно разобраться, каким образом у человека обнаруживается качества, которые не могут в своей непосредственной чувственной форме быть усмотрены. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые находятся в сфере быта индивида как его системное качество. Открыть их может только научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

   Воплощать в себе систему социальных отношений  означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения с взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая деятельностью, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например, обучаясь, ребенок в свою очередь становится субъектом этих взаимоотношений.

   Общественные  отношения это не нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона личности, являющейся социальным качеством индивида.

   Если  родовую сущность человека, в отличие  от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается, включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т. е. В общественном быте, и поэтому безличны,

   объективны, и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности, и поэтому субъективны.

   Утверждение единства, но не тождественности между  понятиями «индивид» и « личность»  предполагает необходимость понять: может ли быть фактом то, что существование  индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне или без индивида как конкретного носителя. В принципе может быть и то, и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он только располагает природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся научить его всему, что они знают, начиная с того, как учат ребенка, т. е. в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительно сложной осуществления этой задачи.

   Допустимо, и признание возможности появления  личности, за которой не стоит реальный индивид. Таков, например, К. Прутков, созданный в результате творчества А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю.Тыняного «Подпоручик Киже». Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и не тождественности личности и индивида.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Методика 

   5. Определение акцентуации индивида.

   Тест  К. Леонгарда - Н. Шмишека.

   Определение акцентуированного  выражения черт человека. 

        Цель: определить акцентуацию поведения человека.

        Акцентуации личности – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, проявление которых во многом зависит от   темперамента человека. Они представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями (патологиями характера с необратимой выраженностью свойств, препятствующих адекватной адаптации к среде)

        Инструкция:  Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".

   1.Демонстративный (истероидный) тип – (Дм). Характерна ярко выраженная потребность во внимании окружающих, тщеславие, авантюристичность, но в то же время устремленность к цели. Хитроумность в самовосхвалении, услужливость в достижении своих интересов. Однако раскованность в мышлении и действиях делает демонстративные личности адаптивными.

   2.Педантичный тип – (П). Отличается ярко выраженной собранностью, отражающей инертностью психических процессов. Основательность, четкость и завершенность в действиях, высокий самоконтроль позволяют выполнять работу пунктуально и добросовестно, но имеет место медлительность и малопродуктивность в мышлении, а в действиях – чрезмерная стандартность и предусмотрительность. При неблагоприятных обстоятельствах акцентуация приобретает навязчивый характер.

   3.Застревающий (ригидный) тип – (З). Основные черты: чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию «сверхценных» идей; повышенная подозрительность и болезненная обидчивость;  стойкость отрицательных эмоций и чувств; честолюбие, самонадеянность и стремление к доминированию, высокая конфликтность, злопамятность и даже враждебность к обидчикам.

   4.Возбудимый тип – (В). Характеризуется повышенной импульсивностью, раздражительностью и агрессивностью. Моральные устои малозначимы, в порывах гнева нарастание агрессивности сопровождается активизацией соответствующих действий. Осмысление, как правило, затруднено и замедленно.

   5.Гипертимный тип  – (Г).  Характеризуется преимущественно приподнятым настроением, повышенной психической активностью и жаждой деятельности. Предприимчивость, инициатива, разбрасывание искр оптимизма. Вместе с тем чрезмерная веселость и живость не всегда позволяют доводить дело до конца, быть обязательным, строго соблюдать нормы, дорожить своим авторитетом. Легкомыслие нередко проявляется в прожектерстве избранного пути.

   6.Дистимичный тип  – (Ди). В противоположность гипертимному типу характерна склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни, медлительность и заторможенность. Серьезная настроенность на дело и утонченность чувств обусловливают твердую жизненную позицию. Стимулирование жизнедеятельности, однако, ослаблено.

   7.Циклотимический (аффектно-лабильный, неустойчивый) тип – (Ал). Ярко выражена смена гипертимических и дистимических фаз. Характерной является изменчивость настроения, поступков и действий без видимых причин.

   8.Аффектно-экзальтированный тип – (Аэ). Свойствен широкий диапазон эмоциональных состояний. Экзальтация (восторженно-возбужденное состояние) проявляется в бурной реакции, сменяемости направлений активности, высокой впечатлительности, сильной привязанности к друзьям и пр. Искреннее и глубокое переживание чужих проблем усиливает психическую реакцию людей этого типа акцентуации.

   9.Тревожный (боязливый) тип – (Т). Склонность к страху, нерешительности, робости, чрезмерной подчиненности. Высокий уровень тревожности нередко сопровождается стремлением к сверхкомпенсации за счет дерзкого выброса негативных эмоций.

   10.Эмотивный тип – (Эм). Отличается повышенной чувствительностью, впечатлительностью и глубиной переживаний. Реакции людей с таким типом акцентуации проявляются в сопереживании, мягкосердечии, растроганности. Под влиянием бурных событий в окружающей действительности возможны патологии вплоть до депрессий и самоубийств. 

   Анкета  к тесту К. Леонгарда - Н. Шмишека

   Бланк тестируемого.

  1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение?

  2. Вы чувствительны  к оскорблениям?

  3. Бывает ли так, что у Вас  на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и п.р.?

  4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все  ли сделано правильно, и не  успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

  5. В детстве Вы были так же  смелы, как и Ваши сверстники?

  6. Часто ли у Вас меняется  настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?

  7. Являетесь ли Вы центром внимания  в коллективе, в компании?

  8. Бывает ли так, что Вы беспричинно  находитесь в таком ворчливом  настроении, что с Вами лучше  не разговаривать?

  9. Вы серьезный человек?

  10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?

  11. Предприимчивы ли Вы?

  12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбит?

  13. Мягкосердечны ли Вы?

  14. Опуская письмо в почтовый  ящик, проверяете ли Вы, проводя  рукой по щели ящика, что  письмо полностью упало?

  15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших сотрудников?

Информация о работе Характеристика понятия «индивид»