Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:36, доклад
Такое кратковременное исследование имеет констатирующие, диагностирующие цели. Например, представителям двух социальных групп, дифференцированных по профессиональному признаку (педагоги и социальные работники) предлагается составить психологический портрет «идеального» ребенка. На основе сопоставления полученных данных (ранжированных качеств) определяются особенности личностных и профессиональных представлений в этих двух социальных группах.
9.
Характеристика
1. Сравнительный метод используется для сопоставления различных групп испытуемых или «выборок» (в педагогической психологии в качестве таких групп могут выступать школьные классы, педагогические коллективы и др.).
Такое кратковременное исследование имеет констатирующие, диагностирующие цели. Например, представителям двух социальных групп, дифференцированных по профессиональному признаку (педагоги и социальные работники) предлагается составить психологический портрет «идеального» ребенка. На основе сопоставления полученных данных (ранжированных качеств) определяются особенности личностных и профессиональных представлений в этих двух социальных группах.
Одной из модификаций сравнительного метода (распространенного в первую очередь, в возрастной психологии) выступает сравнительно-возрастной метод или метод «поперечных» срезов. Он дает возможность сопоставить отдельные возрастные особенности с целью выявления динамики изучаемого психического процесса. В качестве примера применения метода «поперечных» срезов может быть рассмотрено исследование А.А. Смирнова и его сотрудников, где сопоставлялись особенности некоторых мыслительных процессов у дошкольников, школьников и взрослых людей.
В педагогической психологии этот метод используется, например, для выяснения динамики познавательного интереса в учебной мотивации учащихся разных классов. Когда одновременно параллельно проводится экспериментальное исследование познавательного интереса учащихся 1—3-х и т.д. классов и после соответствующей обработки на основе сравнения полученных данных делается вывод о его динамике на разных этапах школьного обучения.
2. Лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени (иногда десятки лет). Этот метод позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование.
Преимущество этого метода перед методом «поперечных» срезов, по мнению Б.Г. Ананьева, «...сказывается при решении двух проблем: 1) предвидения дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза; 2) определение генетических связей между фазами психического развития».
Несомненными отличием лонгитюда от других методов является возможность изучения индивидуальности, специфически онтогенетических изменений, уникальности в динамике личностного роста.
Своеобразным синтезом сравнительного и лонгитюдного методов выступает «близнецовый» метод. Например, французский психолог Р. Заззо в течение ряда лет исследовал одни и те же пары гомозиготных (однояйцовых) близнецов, что позволило объяснить формирование личностных различий у них влияниями социальной среды (при равных генетических данных).
3. Комплексный метод применяется в исследованиях, в которых наряду с психологами, участвуют представители других наук (педагоги, этнографы, социологи, физиологи и др.)
Такие
комплексные программы