Характеристика детей с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:43, реферат

Краткое описание

Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции.1 В настоящее время в России, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний - 50%, физиологической незрелости - 60%; более 20% детей имеют дефицит массы тела.2 Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.

Оглавление

Введение 3
1. Задержка психического развития как проблема психологии 4
2. Понятие и классификация задержки психического развития 6
3. Характеристика познавательной сферы детей с ЗПР 8
4. Характеристика эмоционально-личностной сферы детей с ЗПР 17
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

ЗПР Характеристика детей с задержкой психического развития..doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Тема: Характеристика детей с задержкой  психического развития

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Дети  с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции.1  В настоящее время в России, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей РАМН, число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний - 50%, физиологической незрелости - 60%; более 20% детей имеют дефицит массы тела.2 Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.3

     Возрастание количества детей с задержкой  психического развития отмечено и в других странах мира. Поэтому за последние десятилетия изучение проблемы задержки психического развития (ЗПР) приобретает все более широкие масштабы и в нашей стране, и за рубежом.

     Исследование  психолого-педагогической характеристики детей, страдающих задержкой психического развития актуальна для раннего выявления и коррекции данного нарушения. Знание данной проблемы важно как для педагогов общеобразовательных и дошкольных учреждений, так и для школьных психологов. 
 
 
 

     1. Задержка психического  развития как проблема  психологии

 

     Задержка  психического развития — понятие, сложившееся  в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе и в результате начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в обычной (массовой) школе, так и таких, которые, будучи диагностированными как умственно отсталые, через непродолжительный период обучения в специальной (вспомогательной) школе начинали весьма успешно продвигаться вперед и обнаруживали большие потенциальные возможности. Во многих случаях последние при оказании им соответствующей педагогической поддержки и организационной помощи продолжали образование в обычной школе. В первом случае дети характеризовались как стойко неуспевающие, во втором же — во вспомогательной школе до введения термина «задержка психического развития» — состояние детей определялось как псевдоолигофрения.4

     Развернутое последовательное психологическое  изучение обеих групп детей позволило установить их тождественность, и все дети этой группы стали характеризоваться как имеющие временную задержку психического развития. Впоследствии явная избыточность в названии этой категории детей была устранена и утвердился термин «задержка психического развития».

     Психологи, педагоги и врачи западных стран также сталкивались с детьми такого рода и занимались их изучением, причем в зависимости от подхода (медицинской или психолого-педагогической ориентации) использовалась разная терминология, а содержание исследований концентрировалось на разных проблемах.

     Первой  фундаментальной публикацией о  таких детях была монография А.Штрауса и Л.Летинен «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга», вышедшая в США в 1947 г., где описываются особенности таких детей.

     Касаясь истории данного вопроса, следует  отметить описанные А. Бине и Т. Симоном  группы «псевдоненормальных» учащихся. Сюда были включены «отсталые в педагогическом отношении» и соматически больные дети. В. Филипп и П. Бочкур выделили среди неуспевающих школьников группу «Субнормальных учеников», куда вошли дети со «смягченными формами» умственной отсталости и психическим инфантилизмом, низкая обучаемость которых имеет временный характер. Авторы назвали эту группу детей временно ненормальными5.

     Большое внимание вопросу клинической дифференциации неуспевающих школьников уделяли и отечественные исследователи.

     И. Борисов выделил группу детей  «с пониженным общим развитием»6, отличающихся от педагогической запущенности и олигофрении. По его данным, число таких детей с возрастом постепенно уменьшалось. Е.М. Захарьян и М. А. Голозко, сопоставив психофизическое состояние 150 «трудных» и неуспевающих в учебе детей с аналогичными данными контрольной группы здоровых, дисциплинированных и хорошо успевающих сверстников, выявили у первых явления физической незрелости, плохое общее развитие, узость интересов, слабую память, заторможенность психических процессов, недоразвитие эмоций и пониженный психический тонус. У некоторых из них наблюдались беспечность, эгоцентризм, чрезмерная двигательная активность.

     С. И. Федоров среди 500 неуспевающих школьников выделил детей с задержкой  развития, отличающихся слабым здоровьем и физической незрелостью. Автор разработал оригинальные методы оценки ряда сторон интеллекта: восприятия, памяти, внимания, комбинаторно-конструктивных способностей, способности к систематизации, логики.

     Н. И. Озерецкий установил, что в  замедленном темпе развития потенциальные возможности значительно выше, чем при олигофрении, и их реализация зависит от правильной организации педагогической и воспитательной работы с детьми.

     Специальное комплексное изучение ЗПР как  специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60—70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников.  
       К этому времени был накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики и обобщен зарубежный опыт изучения и обучения школьников этой категории.

     В дальнейшем большой вклад в развитие понятий о ЗПР и основах  обучения детей внесли К. С. Лебединская, В. В. Ковалев, 3. И. Калмыкова, Т. В. Егорова и др. В последние годы это направление возглавляет С. Г. Шевченко, заведующая сектором детей с трудностями в обучении НИИ Коррекционной педагогики РАО.

     2. Понятие и классификация задержки психического развития

 

     В настоящее время широко используется следующее определение ЗПР.

     Задержка  психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления,  преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности7.

     ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

     Незрелость  эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные типом данной аномалии развития.

     В этиологии ЗПР играют роль конституционные  факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность нервной системы. Т. А. Власова и М. С. Певзнер при систематике ЗПР различают две ее основные формы8:

     1) ЗПР, обусловленная психическим  и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

     2) ЗПР, обусловленная длительными  астеническими и церебрастеническими состояниями.

     Т. А. Власова и М. С. Певзнер указывают на то, что в клинической практике под задержкой психического развития понимают интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием эмоционально-волевой сферы (психический инфантилизм) либо недоразвитием познавательной деятельности вследствие ранних органических поражений головного мозга (чаще в форме церебрастенических состояний) или генетическим дефектом.

     Среди клинических форм задержки психического развития большое место занимает инфантилизм, который первоначально описывался как комплекс соматических признаков. По Л. С. Выготскому инфантилизм представляет собой расстройство процесса инволюции. Ребенок переходит в очередной возрастной период, сохраняя черты, присущие более раннему возрасту.9

     В настоящее время инфантилизм  рассматривается как аномалия развития, в ряде случаев инфантилизм расценивается как временное состояние, которое в зависимости от клинической картины в детском возрасте может иметь благополучную динамику, описанную в научной литературе как «инфантильно-грацильный» и «гармонический инфантилизм».

     Исследователи полагают, что психический инфантилизм  может явиться почвой для формирования различных типов психопатии.

     К. С. Лебединская, исходя из этиологического  принципа, различает четыре основных варианта ЗПР10:

     -  ЗПР конституционального происхождения;

     -  ЗПР соматогенного происхождения;

     -  ЗПР психогенного происхождения;

     -  ЗПР церебрально-органического генеза.

     В клинико-психологической структуре  каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

     3. Характеристика познавательной сферы детей с ЗПР

 

      Задержка  психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности. Данные, полученные учеными-медиками, указывают на наличие у них легких органических поражений коры головного мозга.11

      У всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста.

      Многочисленные  исследования показали, что дошкольники с  
ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитие внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.12

      Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания. По данным психолога Г. И. Жаренковой13, снижение устойчивости внимания у этих ребят может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.

      Исследования  психологов выявили у большинства  детей с задержкой психического развития неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг)14.

      У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических узоров дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Надо заметить, что относительно простые узоры дети с задержкой психического развития, в отличие от умственно отсталых, выполняют правильно.

Информация о работе Характеристика детей с задержкой психического развития