Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 06:31, контрольная работа
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.
Определение характера, структура.
Характер и темперамент.
Типология характеров в связи со строением тела (Э.Кречмер).
Типология социальных характеров по Э.Фромму.
Истоки характера человека, механизм формирования характера.
Проблемы перевоспитания.
Список литературы.
В какой
степени характер человека стабилен? Некоторые
черты характера, которые являются устойчивыми
в течение всей жизни человека, обнаруживаются
уже у детей раннего возраста, например
у дошкольников. Это значит, что истоки
характера человека и первые признаки
его стабилизации следует искать в самом
начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии
характера ребенка играет его общение
с окружающими людьми. В характерных для
него поступках и формах поведения ребенок
прежде всего подражает его близким взрослым
людям. При помощи прямого научения через
подражание и эмоциональные подкрепления
он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом жизни для становления
характера можно считать возраст от 2—3
до 9—10 лет, когда дети много и активно
общаются как с окружающими взрослыми
людьми, так и со сверстниками, открыты
для воздействий со стороны, с готовностью
их принимают, подражая всем и во всем.
Взрослые люди в это время пользуются
безграничным доверием ребенка, имеют
возможность воздействовать на него словом,
поступком и действием, что создает благоприятные
условия для подкрепления нужных форм
поведения.
Стиль общения взрослых друг с другом
на глазах у ребенка, способ обращения
с ним самим весьма важны для становления
характера. Особенно это относится к обращению
родителей с ребенком, в первую очередь
матери. То, как действуют мать и отец в
отношении ребенка, спустя много лет становится
способом обращения его со своими детьми,
когда ребенок становится взрослым и обзаводится
собственной семьей.
Раньше других в характере человека закладываются
такие черты, как доброта, общительность,
отзывчивость, а также проти-
воположные им качества: эгоистичность,
черствость, безразличие к людям. Имеются
данные о том, что начало формирования
данных черт характера уходит в глубь
дошкольного детства, к первым месяцам
жизни и определяется способом обращения
матери со своим ребенком (вспомним первую
стадию личностного развития по Э.Эриксону).
Те свойства характера, которые наиболее
ярко проявляют«я в труде — трудолюбие,
аккуратность, добросовестность, ответственность,
настойчивость, другие «деловые» качества,
— складываются несколько позже, в раннем
и дошкольном детстве. Они формируются
и закрепляются в играх детей и доступных
им видах домашнего труда. Сильное влияние
на их развитие оказывает адекватная возрасту
и потребностям ребенка стимуляция со
стороны взрослых. В характере ребенка
данного возраста сохраняются и закрепляются
в основном такие черты, которые постоянно
получают поддержку (положительные подкрепления).
В начальных классах школы оформляются
черты характера, проявляющиеся в отношениях
с людьми. Этому способствует расширение
сферы общения ребенка с окружающими за
счет множества новых школьных друзей,
взрослых — учителей. Если то, что ребенок
как личность приобрел в домашних условиях,
получает в школе поддержку, то соответствующие
черты характера у него закрепляются и
чаще всего сохраняются в течение всей
дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый
опыт общения со сверстниками, учителями,
другими взрослыми не подтверждает как
правильные те характерные формы поведения,
которые ребенок приобрел дома, то начинается
постепенная ломка характера, которая
обычно сопровождается выраженными внутренними
и внешними конфликтами. Происходящая
при этом перестройка характера не всегда
приводит к положительному результату.
Чаще всего имеет место частичное изменение
черт характера и компромисс между тем,
к чему приучали ребенка дома, и тем, что
от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются
и закрепляются волевые черты характера,
а ранняя юность закладывает базовые нравственные,
мировоззренческие, основы его.
К окончанию школы характер человека можно
считать в основном сложившимся, и то,
что происходит с ним в дальнейшем, почти
никогда не делает характер человека неузнаваемым
для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Сложность воспитательного процесса:
- его результаты не так явственно осуществимы и не так быстрообнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
-
между педагогическими
лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где
личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных
влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт,
требующий корректировки;
-
воспитательный процесс очень
динамичен, подвижен и
Воспитательный процесс отличается:
длительностью, по сути - длится всю жизнь. К. Гельвеций писал:
“Я продолжаю еще учиться, мое воспитание еще не закончено. Вся моя жизнь
есть, собственно говоря, лишь одно длительное воспитание.”
непрерывностью. Процесс школьного воспитания – это процесс
непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю
постоянно приходится заново прокладывать “след” в сознании ученика, вместо
того чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки;
процесс комплексный. Единство целей, задач, соединения форм и методов
воспитательного процесса подчинены идее целостного формирования личности. Эта
способность требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований,
тщательной
организации взаимодействия между
воспитателями и
вариативностью (неоднородностью) и неопределенностью результатов.
Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение
руководить процессом оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Факторы неопределенности: большие индивидуальные различия воспитанников, их
социальный опыт, отношение к воспитателю;
двусторонним характером. Идет в двух направлениях: от воспитателя к
воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных
связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем
больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное
воздействие.
Эффективность воспитания зависит:
1. От сложившихся воспитательных отношений.
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель
достигнуть.
3. От соответствия социальной практики и характера (направленности,
содержания) влияния на воспитанников.
Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии,
динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в
соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например,
от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях
и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в
одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других –
самое незначительное.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях,
внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая
поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних
противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает
противоречие между
удовлетворения.
Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять,
расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и
правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от
многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.
Назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а
это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов,
потребности, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах
воспитательного процесса. Отмечу сильно обострившееся противоречие содержание
информации (исторической, литературной, политической) внесение немалую
сумятицу в молодые умы. Противоречие между словом и делом нередко становится
причиной многих затруднений и недостатков воспитания также, как и
преобладание словесных методов воспитания и относительно их обособленности от
практического поведения личности.
Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними
влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к
внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на
безнадежный формализм.
Список литературы: